Слайд 1
Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения
у несовершеннолетних.
Слайд 2Возрастные особенности
суицидального поведения
Слайд 3Причины возникновения
суицидального поведения
Конфликты в семье
Несчастная любовь
Результат употребления наркотиков, алкоголя
Ощущение
безысходности ситуации
Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)
Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо
Суицид шантажного толка
Слайд 4 Школьное насилие
– это вид насилия, при котором имеет место
применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам
или крайне редко – учениками по отношению к учителю.
Насилием является любое поведение,
которое нарушает права другого.
Слайд 5Школьное насилие
Насмешки, присвоение кличек,
бесконечные замечания,
необъективные оценки,
высмеивание,
унижение в
присутствии других детей,
отторжение, изоляция,
отказ от общения и
пр.
Избиение, нанесение удара,
шлепки, подзатыльники,
порча и отнятие вещей и др.
Эмоциональное
насилие
Физическое
насилие
Слайд 6Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений
Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные
издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и
унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Дедовщина- издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.
Буллинг – длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.
Слайд 7Школьный буллинг
– длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и
(или) психического, со стороны одного или группы детей к другому
ребенку (другим детям).
Слайд 8Формы школьного буллинга
Ученик (Агрессор) –
Ученик (Жертва)
Взрослый (Агрессор) –
Ученик
(Жертва)
Ученик (Агрессор) –
Взрослый (Жертва)
Слайд 9Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор)
- испытывают сильную потребность
господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих
целей;
- импульсивны и легко приходят в ярость;
- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
- не испытывают сочувствия к
своим жертвам;
- если это мальчики, они обычно
физически сильнее других
мальчиков;
- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Слайд 10Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические
недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными
нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
Слайд 11– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного
близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
–
страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе
(домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Слайд 12Поведение агрессора определяется по следующим показателям:
Физическая агрессия.
Словесный буллинг.
Запугивание.
Изоляция.
Вымогательство.
Повреждение имущества.
Слайд 13Поведение жертвы определяется по следующим показателям:
его школьные принадлежности (учебники, тетради,
личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
на уроках
ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
Слайд 14его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
на других детей он реагирует
глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
хорошо ладит с учителями
и плохо со сверстниками;
опаздывает к началу занятий
или поздно покидает школу;
во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Слайд 15Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга.
1. При установлении
факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель, родитель сообщает
о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Слайд 16Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)
Сбор проводится по
следующим направлениям:
— от самого пострадавшего;
— от возможных участников издевательств над жертвой и
свидетелей.
В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:
— реальность самого буллинга;
— условия осуществления (место, время);
— его длительность;
— основные проявления буллинга;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— интенсивность издевательств;
— их цель;
— число участников;
— их роли:
1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву
2. жертва – человек, который подвергается агрессии
3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии
4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им
5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем
— мотивацию каждого из них;
— при каких условиях издевательства не осуществляются;
— события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;
— концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;
— динамику всего происходящего.
Слайд 17Если ребенок подтвердил Вам в разговоре,
что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет
ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Слайд 18
Подростки –
самое точное из
«социальных зеркал»,
и их социально
нездоровое поведение отражает болезни
семьи и общества.
Однако известно, что
большинство болезней легче предупредить,
чем вылечить.