Слайд 1«Система психолого-педагогического сопровождения детей - инвалидов»
с.Красноселькуп 2014 год
Слайд 2 Согласно Законам «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей
с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »:
ребенок с
ограниченными возможностями (ОВЗ) - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;
- ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Слайд 3 Дети с ограниченными возможностями здоровья – это
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных
условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Слайд 4 Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития
в процессе обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
- обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Слайд 5 Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности,
как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.
Слайд 6 Формирование личности у детей ОВЗ
и детей-инвалидов, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи
в самообслуживании.
Это вызывает у детей: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма.
Слайд 7 Целью реабилитации детей с ОВЗ и
детей-инвалидов является адаптация и интеграция их в общество.
Слайд 8 Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер.
«Реабилитация – это система медицинских, психологических,
педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.
Слайд 9 Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений:
двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических
функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Слайд 10Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ
Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями
в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.
Психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая реабилитация — проводятся наряду с медицинской.
Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и все службы сопровождения.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка.
Слайд 11 Психологическая помощь для таких адресатов
носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.
Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
Слайд 12 При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать
психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту
нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения.
Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
Слайд 13 При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать
как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде.
Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Слайд 14Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может состоять:
в
снятии нервно-психического напряжения;
коррекции самооценки;
развитии психических функций -памяти, мышления, воображения, внимания;
преодолении
пассивности;
формировании самостоятельности,
ответственности и активной жизненной позиции;
- преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Слайд 15 Методами психологической реабилитации могут быть беседы,
индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы
психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.
Слайд 17
Вопрос организации
и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.
Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.
Слайд 18
А также при организации
образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей – инвалидов
, это обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками.
Слайд 19 Многие из детей с ограниченными
возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У
них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.
Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Слайд 20 Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в
работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.
Эффективными приемами
коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
-игровые ситуации;
-дидактические игры;
-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Слайд 21 Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ
осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она
может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п. Но чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры.
В работе можно использовать 6 методов организации игровой деятельности , предложенные С.А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»
Слайд 221. метод игрового тренинга ( например: «Съедобное – несъедобное», «Паровоз»,
«Ниточка – иголочка»)
2.метод театрализации;
3. метод состязательности;
4.метод равноправного духовного контакта;
5.метод воспитывающих
ситуаций;
6.метод импровизации
Слайд 23
Необходимо помнить , что игра должна исключать
малейшую возможность угрозы здоровью детей.