Слайд 1Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением
речи
Бутров Виталий Евгеньевич
педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино»
Семёнова Тамара Павловна
Музыкальный руководитель
МДОУ № 13 «Буратино»
г.Волжск
Слайд 2Актуальность
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В
это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми,
имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности.
Слайд 3Сказкотерапия
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны
с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком
собственных эмоциональных состояний.
Слайд 4Цель: активизация ресурсов и потенциала личности.
Задачи:
научить детей не отступать перед
трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или
ошибки.
научить ребенка осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку.
создать условия для того, чтобы ребенок на подсознательном уровне стремился к совершенствованию и гармонии.
пробуждение фантазии и образного мышления.
Слайд 5Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость
детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге
результативность занятия.
Слайд 6Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений?
Музыка творит чудеса
– это известно с незапамятных времен.
Сказкотерапия предусматривает использование музыки в
качестве сопровождения.
Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво.
Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память
Слайд 7Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка
к общечеловеческим ценностям
Учет индивидуальных особенностей детей
Поощрение
самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний
Внимание двигательной активности детей
Добровольность участия детей
Принципы
Слайд 8В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться,
разговаривать, задавать вопросы,
«Вхождение в сказку» является очень важным моментом.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка
Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю
Правила
Для проведения занятий создается безопасное пространство
Слайд 9Игровые приемы
Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды
Словесное комментирование, пантонимические, ритмические и
музыкальные загадки; упражнения на релаксацию
Фантазирование по музыке, словесное рисование, пантонимические
упражнения на преодоление телесных барьеров
Слайд 10Этапы:
Ритуал «входа в сказку» (вступление).
Повторение.
Расширение.
Закрепление.
Интеграция.
Резюмирование.
Ритуал «выхода из сказки» (заключение).
Слайд 11Ритуал «входа в сказку».
Создать настрой на совместную работу.
Коллективное упражнение.
Слушание музыки.
Слайд 12Повторение
Вспомнить то, что делали в прошлый раз.
Какие выводы для себя
сделали.
Какой опыт приобрели.
Чему научились.
Вопросы о том, что было в
прошлый раз.
Использовали ли они новый опыт.
Как им помогло то, чему они научились.
Слайд 13Расширение
Расширить представления ребенка о чем-либо.
Ведущий рассказывает сказку.
Спрашивает, хотят ли помочь
кому-либо из персонажей.
Слайд 14Закрепление
Приобрести новый опыт.
Закрепить новые качества личности ребенка.
Игры
Превращения
Путешествия
Упражнения
Рисование (лепка)
Слайд 15Интеграция
Связать новый опыт с жизнью.
Обсуждение и анализ опыта.
Слайд 16Резюмирование
Обобщение приобретенного опыта.
Связать его с уже имеющимся.
Итоги занятия:
Вспомнить ход занятия.
Значимость
нового опыта.
Конкретные ситуации, где его можно использовать.
Слайд 17Ритуал «выхода из сказки»
Закрепить новый опыт.
Подготовить ребенка к взаимодействию.
Мы берем
с собой все важное, что было сегодня с нами. Все,
чему мы научились.
Слайд 19Методики исследования
качеств личности дошкольника
Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.
Тест тревожности
для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М.
Дорки, В. Аменом.
Методика Луизы Дюсс тест «Сказка» (оценка эмоционально-волевой сферы).