Слайд 1«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ»
МОУ Пушкинская школа- интернатVIII вида
Слайд 2
ТЕХНОЛОГИЯ
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм,
методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в
образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Слайд 3Традиционные технологии
интерактивные подходы (творческие задания ,работа в малых
группах , обучающие игры, экскурсии, соревнования, выставки, обсуждение проблем, разрешение
проблем и т.д.
Педаго́гика сотру́дничества:
-обучение ребенка в зоне ближайшего развития
-учение без принуждения
-набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
-идея опережения
-идея крупных блоков
-идея свободы выбора
-идея диалогического размышления
-идея интеллектуального фона класса
-идея совместной деятельности учителей и учеников
-
Слайд 4
Развивающее технологии
Игровое обучение
Проблемное обучение
Программированное обучение
Слайд 5
Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические технологии
(Воронкова,Забрамная,Худенко,
Бгажнокова,Малллер.)
Слайд 6
Инновационные технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Слайд 7
Коррекционно - развивающие технологии
- специально организованные занятия в
кабинетах «Монтессори»,
ЛФК ,игротерапии, релаксации, в
кабинетах логопеда и психолога.
- технологии социальной адаптации
- развивающие компьютерные технологии
- игровые технологии
Слайд 8
-организационно-педагогические;
-психолого-педагогические(связанные с воздействием педагога на учеников);
- учебно-воспитательные (программы здоровья. Обучение
грамотному подержанию своего здоровья. Формирование ЗОЖ)
-социально-адаптирующие и личностно- развивающие(обеспечивающие формирование
и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов социальной адаптации личности)
-лечебно-оздоровительные.
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 9
Современный урок
Взаимодействие по типу: «учитель – ученик» и «ученик –
ученик»
Ситуации естественного общения, с опорой на жизненные проблемы
Не ученик существует
для предмета, а предмет для ученика
Принятие учащегося таким какой он есть
Слайд 10
Современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая
творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем
и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, каждая из которых вызывает у учащихся вопросы и удивление.
Слайд 11Дидактические требования к современному уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом
и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными
задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Слайд 12
Цели и задачи урока
Цель определяет задачи и средства
Цель одна, задач
несколько
Формулировка цели и задач зависит от типа урока
Слайд 13
Образовательные задачи
Дать понятие
Уточнить
Расширить
Обобщить
Проверить
Выявить
Закрепить
Дифференцировать
Систематизировать
Формировать
Тренировать
Учить применять
Учить пользоваться
Слайд 14
Коррекционно-развивающие задачи
Корригировать … путем выполнения …
Развивать … через выполнение…
Корригировать и
развивать … при работе с …
Развивать … на основе упражнений
…
Слайд 15
внимание
Произвольное и непроизвольное
Объем внимания
Устойчивость внимания
Распределение внимания
Переключение внимания
Слайд 16
Восприятие
Зрительное
Слуховое
Осязательное
Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер,
форма и т.п.)
Слайд 17
Память
Запоминание, сохранение, воспроизведение
Вербальная (словесная)
Образная, зрительная (представление)
Моторная (двигательная)
Слайд 18
Мышление
Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Формы: понятие, суждение,
умозаключение
Слайд 19
Речь
Устная и письменная
Регулирующая, планирующая, анализирующая функция
Фонетическая сторона
Грамматическая сторона
Лексическая сторона
Интонационно-выразительная сторона
Слайд 20
Речь
Словарь (активный и пассивный)
Синтаксическая структура (предложение)
Диалогическая и монологическая речь
Правильность произношения
Слайд 21
Моторика
Крупная и мелкая
Координация движений (произвольность и целенаправленность)
Пространственная ориентировка
Удерживание равновесия
Быстрота двигательных
реакций
Слайд 22
Эмоционально-волевая сфера
Умение выражать свои чувства
Адекватная оценка своих и чужих действий
Навык
самоконтроля
Усидчивость и выдержка
Слайд 23
ВОСПИТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Воспитывать интерес к учебе, предмету
Умение работать в парах,
в команде
Самостоятельность
Нравственные качества
Трудолюбие
Слайд 24
ЭТАПЫ урока
1.Организация начала урока
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Подготовка к
основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Дидактические задачи
Подготовка
учащихся к работе на уроке.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Слайд 25
5.Закрепление знаний и способов действий
6. Обобщение и систематизация знаний
7. Подведение
итогов занятий.
8. Информация о домашнем задании.
Обеспечение усвоения новых знаний и
способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Слайд 26
Типы уроков (стандартные)
Изучение нового материала
Формирование и закрепление знаний
Обобщение и систематизация
знаний
Проверка и оценка знаний
Комбинированный урок
Слайд 27
Типы уроков (нестандартные)
-уроки-игры
Уроки-конкурсы
Уроки-фантазии
Уроки-концерты
Ролевые игры
Уроки-викторины
Уроки-путешествия
Слайд 28
Классификация методов
(по источнику знаний)
Словесные: рассказ, объяснение, беседа
Наглядные: демонстрация натуральных
объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
Практические: работа с книгой,
учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение
Слайд 29
Классификация методов
(по характеру познавательной деятельности)
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Частично-поисковый
Исследовательский
Слайд 30
Самоанализ урока
Видеть и называть в готовом уроке его элементы
Реализовывать поставленные
задачи
Достаточно самокритично анализировать свой урок
Творчески подходить к подготовке урока
Слайд 31Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Учитель должен
владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На
каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.