Слайд 1СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Иоффе А.Н.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Понятийный аппарат
Стратегии взаимодействия в преподавании
Стратегии передачи информации
Стратегии установления отношений
Сравнение
стратегий и факторы их выбора
Слайд 3Основные понятия
Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя при взаимодействии
(пассивные, активные и интерактивные), передаче информации (репродуктивные -воспроизводящие, системные -
производящие, креативные - творческие), установлении отношений (директивные, миссионерские и партнерские).
Методика - основные способы и подходы в преподавании.
Формы преподавания – внешнее проявление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, командные).
Приемы – конкретные элементы деятельности на занятии.
Слайд 4ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
методы линейного воздействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и отрицательные
стороны
Слайд 5СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя
Отсутствие общего обсуждения
Воздействие доминирует над
взаимодействием
Слайд 6ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Аудиторные или фронтальные
(лекция, заучивание)
Индивидуальные
(изучение документа, исследование)
Слайд 7УСЛОВИЯ ВЫБОРА
у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей,
справочников и т.п.)
недостаточно времени для поиска информации
большое количество учащихся
объем
изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения
слабый уровень первоначальной подготовки учащихся
Слайд 8Положительное и отрицательное
Слайд 9АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
методы линейного взаимодействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и
отрицательные стороны
Слайд 10СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя
Совместное обсуждение
Взаимодействие и воздействие
идут параллельно
Слайд 11ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Индивидуальные
(индивидуальные вопросы и комментарии)
Общие или командные
(подготовка проекта)
Групповые
(вопросы от группы)
Слайд 12УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Повышенный общественный интерес к теме
Развитое умение задавать вопросы
Задача подведения
итогов или обсуждения
Достаточное количество времени
Высокая компетентность преподавателя
Однородность группы учащихся по
уровню подготовки
Слайд 14ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Методы кругового взаимодействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и
отрицательные
стороны
Слайд 15СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль принадлежит учащимся
Преподаватель - организатор и помощник
Обсуждение
происходит в малых группах
Взаимодействие преобладает над воздействием
Слайд 16ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Групповые
(работа в группе)
Общие или командные
(обмен информацией,
выработка общего решения)
Слайд 17УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Подготовленность к обсуждаемой теме
Базовые коммуникационные навыки и умения
Повышенный интерес
учащихся к теме занятия
Наличие дополнительных источников информации
Достаточное пространство для работы
малых групп
Слайд 19Стратегии работы с информацией
Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия
Репродуктивные подходы - воспроизводящие, акцентирующие
внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися
без ее какого бы то ни было изменения.
Могут быть изображены следующей схемой:
ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1
ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б1
Слайд 20Производящая (системная) стратегия
Системные подходы (производящая стратегия) - основная информация
должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации,
то есть сохраняется установленная система.
Могут быть изображены следующей схемой:
ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1
ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Слайд 21Творческая (креативная) стратегия
Творческие или креативные подходы - и базовая, и
поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение.
Могут быть изображены следующей схемой:
ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2
ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Слайд 22Стратегии установления отношений
Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном
процессе
Директивные (подчинение – порядок – иерархия)
Миссионерские или патерналистские (доверие
– радость – лидерство)
Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)
Слайд 23ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ
Объем рассмотренного материала
Процент усвоения материала
Структурированность материала
Теоретический (научный) уровень
Соответствие
планированию
Мотивация
Деятельностный компонент
Индивидуальность
Вариативность
Творчество на занятии
Затраченное время
Количество учащихся
Ресурсы
Дисциплина.
Слайд 24ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ
Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся
Уровень привлекаемых
ресурсов, их количество и разнообразие
Внешние ограничения (время, объем материала, критерии
итогового оценивания, количество учащихся)
Слайд 25ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих
Адекватность выбранной стратегии
преподавания поставленным целям и задачам
Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам –
временным и другим)
Вариативность
Творческий подход
Наличие алгоритма
Демократичность
Слайд 26Использование различных стратегий в учебном процессе