Слайд 1Из опыта работы
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №
22
Васильевой М.Н.
г. Ковров
Слайд 2Тема
Технологии творческо-поискового уровня в работе с историческими источниками как фактор
повышения качества исторического образования
Слайд 3создание условий для повышения качества исторического образования школьников через организацию
работы с историческими источниками на основе использования технологий творческо-поискового уровня
Цель
педагогического опыта
Слайд 4воспитывать современное историческое сознание и развивать самостоятельное, персонифицированное мышление
развивать способности
учащихся осмысливать события и явления истории на основе исторического анализа,
творчески применять исторические знания
обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала на основе применения современных образовательных технологий
сформировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира
Основные
задачи
Слайд 5
Теоретическо-методическое обоснование
педагогического опыта
-идеи С.А. Ежовой, И.М. Лебедевой, А.В.
Дружковой, -работы Ю.Л. Троицкого, Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой, А.А. Вагина,
А.Т. Степанищева ,
-труды И.Я. Лернера, Н.Г. Дайри,
- идеи О. Замараева, В.Я. Румянцева, В. Саликова.
Слайд 6Новизна
практическое применение полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно ориентированном взаимодействии
учителя с учениками
Слайд 7
В своей деятельности использую следующие образовательные технологии работы
с источниками:
1. Технологии воспроизводящего уровня.
2. Технологии преобразующего уровня.
3. Технологии работы
с источниками творческо-поискового уровня
Слайд 8Воспроизводящий уровень
выписки основных понятий,
ответы на поставленные вопросы,
узнавание
в тексте источника изученных фактов, событий, явлений;
составление простого плана.
Слайд 9
Преобразующий уровень
- разбор документа, выделение в нем главной
идеи;
-сравнение положений источника с другим теоретическим материалом;
самостоятельный отбор,
группировка фактов;
составление развернутого плана
Слайд 10
Творческо-поисковый уровень
-осмысление данного источника, определение его места в системе
других документов;
-анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций
автора текста;
-по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц
Слайд 11
-проблемное обучение,
-технология Троицкого,
-проектное обучение
Технологии творческо-поискового
уровня
Слайд 12
Проблемное обучение
организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Слайд 13Приемы создания проблемной ситуации
1)ознакомление учеников с предположением о том, что
событие развивалось иначе;
2) ознакомление с фрагментом документа, в котором
есть неожиданный поворот на оценку событий;
3)показ неопределенности в сущности исторических явлений;
4) ознакомление с опровержениями
Слайд 14
Технология Троицкого
учащимся предлагается всерьез приобщиться к самой сути предметной
деятельности - добывании фактов непосредственно из самого текста источника
Слайд 15Памятка
1. Попытайтесь узнать, кто автор и когда документ был создан.
2.
Используйте для этого пояснительные тексты учебника, хрестоматии.
3.Анализируя документ, помните, что
информация может быть как объективной, так и субъективной.
4. Помните, что в источниках и документах всегда есть скрытый смысл.
Слайд 16Памятка
для работы с историческим тестом
1. Дайте характеристику историческому источнику:
а) автор
б)
время создания
в) первичный или вторичный
2. Кратко изложите содержание прочитанного и
сформулируйте основные идеи и факты.
3.Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
4. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
Слайд 17 Памятка
для работы с документом государственного характера
1. Когда, где, почему появился
этот документ? Кратко опишите условия его создания.
2. Кто является автором
этого документа?
3. Объясните понятия и новые употребления в тексте документа.
4. Интересы каких слоев и групп населения отражает этот документ?
5. Чем отличается этот документ от других?
6. К каким изменениям, результатам привело или могло привести введение этого документа? Значимость оцените.
7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа.
Слайд 18Памятка
для работы с политическими документами
1. Кто автор данного документа? Его
политические взгляды?
2. К чему призывает и что осуждает автор?
3. Интересы
какого слоя населения он выражает?
4. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
5. Каковы реальные и прогнозируемые последствия вступления в жизнь этого документа?
6. Дайте истинную оценку данному документу.
Слайд 19Памятка
для работы с документами международного характера
1.Покажите на карте государство, составившее
этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия этого документа.
3. Назовите основные положения
этого документа. Оцените их выгоду или неудобства для каждой из стран.
4. Объясните на конкретных примерах в чем и почему этот документ составлен в пользу или в ущерб другого государства.
5. Какие изменения в политике, экономике, территории произошли согласно этому документу?
6. Дайте оценку документу.
7. Придумайте, при каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен при другом раскладе.
Слайд 20Памятка
для работы с историческим документом (летописи)
1.Какие исторические факты излагаются в
документе?
2. Покажите на карте место, где происходят описанные в документе
события.
3. Определите время, в которое происходят описанные в документе события.
4.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение данного события?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым событиям.
6. Какие позиции автора связаны с характером документа и обстоятельствами его создания?
7. В чем позиции автора совпадают или не совпадают с современной точкой зрения на происходившее? Чем это можно объяснить?
8. Оцените значимость этого документа с аналогичными документами или источниками.
Слайд 21Памятка
для работы с документами личностного характера
1. Кто автор данного
документа, его социальное положение, должность, занятия, его причастность к описанным
событиям?
2. Что увидел автор, как он относится к происходящему? Подтвердите словами текста свои рассуждения.
3. Чем вы объясняете именно такое отношение автора к описываемым событиям, к его участникам?
4. В чем совпало и чем отличается мнение автора по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы мнение автора, доверяете ли его свидетельствам? Почему да или нет?
Слайд 22Памятка
для работы с документами литературного жанра
1. Покажите на карте место,
где происходят описываемые события.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения
людей определите примерное время написания этого документа. Найдите характерные признаки времени.
3. Какие образы исторических героев и событий создает автор? Что в этом портрете?
4. Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами?
5. К какому общественному строю принадлежит автор? Насколько он объективен в передаче событий или он к этому не стремится?
6. В каких других произведениях вы встречали этот сюжет?
Слайд 23
Проектное обучение
ученик в процессе работы над учебным проектом
постигает реальные процессы и объекты
Слайд 24Этапы изучения исторических источников
5-6 классы
Первичное изучение исторического источника.
Описание его внешнего
вида, соотнесение его с определенным типом источников.
Объяснение исторических терминов,
понятий, оперирование ими.
Сравнение исторических событий, личностей, представленных в тексте. Составление характеристики исторического лица с высказыванием своего отношения к его деятельности на основе текста источника.
Формулирование несложных выводов.
Написание сообщений на основе текста.
Составление рассказа об историческом событии, деятеле.
Слайд 257-9 классы
Сопоставление информации разных источников; выявление сходства и расхождений между
их свидетельствами.
Определение личностного отношения к историческим источникам, их содержанию и
художественному воплощению.
Изложение содержащихся в источниках версий, оценок (в том числе и противоречивых) исторических событий, личностей.
Высказывание, аргументация своего мнения.
Обобщение исторического материала.
Формулирование выводов. Составление развернутого плана на основе изучения текста исторического источника.
Слайд 2610-11 классы
Поиск и анализ исторической информации в источниках разного вида.
Внешняя
и внутренняя критика источника (характеристика авторства, времени, обстоятельств и цели
создания, степени достоверности).
Поиск фактического материала, выявление в исторической информации фактов и мнений, исторических описаний и объяснений, выводов и аргументов.
Систематизация информации.
Составление развернутого плана, схемы, конспекта Написание реферата, эссе, рецензии, аннотации и т.д.
Слайд 27
-реализация индивидуальных способностей и творческих возможностей учащихся,
-формирование устойчивого
интереса к предмету,
- повышение качества исторического образования.
Полученные результаты
Слайд 28Качество знаний
Количество обучающихся на «4» и «5» 2012-2013 уч. год
Слайд 29Выступления на школьной конференции,
в г.Сочи – Малая Нобелевская академия,
в
дистанционных олимпиадах и др.
Слайд 30Спасибо за внимание
Творческих Вам успехов!