Слайд 1«Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в
разных возрастных группах»
Воспитатель: Гордиенко Ирина Анатольевна
Слайд 2 Мир природы нельзя познать по картинке.
Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что
является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
Слайд 3 При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Слайд 4 Оформление уголка природы в групповой комнате
требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с
природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.
Слайд 5Требования при организации в ДОУ уголков природы
уголок природы должен быть
ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной
группе;
недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Слайд 6Требования к отбору обитателей
уголка природы:
1. Растения
должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными условиями , характерными для большой группы растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых к уходу за ними.
Слайд 7
3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными
вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо
иметь несколько экземпляров одного вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Слайд 8Значение уголка природы в ДОУ
Познавательное развитие: расширяются
знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление
узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Слайд 9Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют:
- постоянные (комнатные растения) живут круглый год
-временные вносятся на короткое время
Слайд 10Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями
уголка природы.
Слайд 11
Растения уголка природы
в младшей группе
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: обыкновенная (или зональная) герань; фуксия; вечноцветущая бегония; бальзамин («огонек»); азалия; китайский розан.
-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Слайд 12Уголок природы в средней группе
Комнатные растения должны
иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают
новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями
Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов
Слайд 13Уголок природы в старшей группе
В
старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы,
обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений , изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями:
разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. (8-9 видов растений)
2 вида традесканций,
сеткреазия,
витис (комнатный виноград)
вьющийся плющ,
фикус,
зигокактус,
папоротник,
цикламен,
разные виды бегонии
амариллис
Слайд 14Уголок природы в подготовительной группе
Основная задача
ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний
: -зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света ), -зависимости внешнего строения
-способах вегетативного размножения растений.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,
Вегетативное размножение весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии ); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера ); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)
размножение клубнями (глоксиния)
живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм
В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений
Слайд 16Временные обитатели уголка природы-
это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Слайд 17 В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь
природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
Слайд 19 В младшей группе вместе они одевают картонную куклу,
так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять.
Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).
Слайд 20 В средней группе взрослый помогает детям после
прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице
и выставить их на табло календаря природы.
Слайд 21 В старших группах воспитатель учит ребят в
календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления,
изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная весенняя или зимняя погода»
Слайд 22 В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь
наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых
видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Слайд 23Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост
какого-либо растения.
это могут быть:
-цветы, пересаженные с клумбы; -луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Слайд 24Дневники наблюдений за ростом
и развитием растений
Слайд 25«Огород на окне»
Младшая группа
Лук;
Бобы (горох);
Овес
Старшая группа
Лук;, салат
Укроп, петрушка,
Овес, рассада
цветов,
Рассада перца, рассада томатов.
Слайд 26 В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
-наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее; -альбомы «Времена года»; -книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; -рисунки детей о природе и поделки из природного материала. -материал для труда. -оборудование для экспериментов. -для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. -для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. -дидактические игры природного содержания.
Слайд 27Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть
от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Слайд 29 Уголок природы необходим не только для
наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей
группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Слайд 31Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление
детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в
дошкольном учреждении
Слайд 33 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.