01 сентября 2016
Лекция № 1
Предмет и задачи дисциплины «Анатомия и физиология». Понятие о механизмах регуляции функций
Кафедра нормальной физиологии
Белорусского государственного медицинского университета
Дисциплина «Анатомия и физиология человека»
Слайд 2Вопрос № 1. Физиология и анатомия человека, основные понятия.
Физиология –
(от греч. physis – природа, logos – учение ) наука
о жизненных функциях организма и его структур, механизмах осуществления этих функция и закономерностях их регуляции. В физиологии эукариотов выделяют три основных направления:
Слайд 4Вопрос 1. Продолжение
Функция (физиологическая функция) (от лат. cлова functio -
деятельность) – специфическая деятельность клеток, орга-нов и систем по обеспечению
жизнедеятель-ности целого организма. Выделяют соматические и вегетативные функции.
Структура - (лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство субъекта (объекта).
Здоровье - состояние полного физиче-ского, душевного и социального благополу-чия человека, а не только отсутствие болезней или травм.
Слайд 5Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью
укрепления здоровья и профилактики болезней.
показатель –обобщенная характеристика свойств объекта или
процесса. Показатель выступает методологи-ческим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают: качественные,фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; и количественные показа-тели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.
функциональная система – динамическая совокупность различных органов и систем, объединяющихся для достижения организмом полезного приспособительного результата.
примеры: ф.с. поддержания артериального давления крови – сердечнососудистая система+нервная система+система выделения, эндокринная, система крови+пищеварения
Слайд 6Вопрос № 2. Значение физиологии и анатомии в системе медицинских
знаний.
Физиология и анатомия человека - теоретическая основа медицины. Знание
их основ необходимо фармацевтам для:
А) поддержания собственного здоровья и осознанного ведения ЗОЖ;
Б) понимания механизмов воздействия лекарственных средств на организм человека (т.е. для освоения фармакологии): 1) расчёта концентрации и доз лекарственных препаратов с учётом возраста, массы тела и пола человека; 2) профилактического использования витаминов, микроэлементов, минеральных веществ пищевых добавок для укрепления здоровья, детей, взрослых и людей пожилого возраста.
Слайд 7Вопрос 2. Продолжение
Предмет (а правильнее субъект) изучения физиологии и анатомии
в медицинском ВУЗе – человек на различных этапах (внутриутробном и
постанатальном) своего развития (онтогенеза).
Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект, но с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы организации живого (человека), а физиология – с точки зрения функции, процессов в живом.
Слайд 8Вопрос 2. Продолжение
Задачи единого курса анатомии и физиологии человека:
1) ознакомление
студентов со структурной организацией процессов жизнедеятельности и механизмов их регуляции
на различных этапах онтогенеза человека.
2) выяснение возможности целенаправленного (фармакологического, физического, психического) воздействия на эти процессы и механизмы (с целью укрепления и сохранения здоровья и восстановления нарушений функций и структур у заболевших людей).
Слайд 9Вопрос № 3. Понятие об основных физиологических, анатомических и гистологических
методах исследования.
Метод исследования – способ, приём, при помощи которого осуществляется
исследование.
Слайд 10Основные физиологические методы исследования:
1) метод наблюдения (широко применялся на 1-ых
этапах развития физиологии);
2) экспериментальный метод – постановка опытов, экспериментов на
животных в виде: А) острых опытов (вивисекции) на целом организме животных или на изолированных органах; Б) хронических опытов (например, после вживления электродов или хемитродов и заживления операционной раны);
3) исследование функций у здорового и больного человека (Динамометрия, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ, функциональные пробы и др.)
4)математическое моделирование и моделирование на виртуальных животных.
Слайд 11Основные анатомические методы исследования:
1) Методы изучения строения тела на трупном
материале:
А) метод препарирования (рассечения) – основной метод исследования в анатомии,
давший название самой науке (anatemno – рассекаю) и позволивший изучать строение и топографию органов
Б) метод вымачивания (позволяет выделить скелет и/или отдельные кости)
В) метод распилов замороженных трупов (изучение топографии органов)
Г) метод наливки (полых органов и сосудов)
Д) метод коррозии (разъедания)
Слайд 12Основные анатомические методы исследования:
2) Методы изучения строения тела на живом
человеке.
А) Соматоскопический метод (визуальный осмотр, например искривления позвоночника и др.)
Б)
Антропометрический метод (измерение размеров тела и его частей в мм, см, м)
В) Рентгенологический, КТ, МРТ (магнитно-резонансная компьютерная томография),ЭПТ (эмиссионно-позитронная компьютерная томография)
Г) УЗИ
Д) эндоскопии.
Слайд 13Основные гистологические методы исследования:
Микроскопия – основной метод исследования в гистологии
и цитологии. Наиболее часто использу-ется световая микроскопия, реже ультрафиолетовая, фазовоконтрастная,
поляризационная и др. виды. Даёт возможность рассматривать объекты с размером в микрометры (мкм), или микроны (μ) (1μ = 1/1000 мм, или 10-6м), т.е. клетки и субклеточные структуры. Электронная микроскопия (с помощью пучка электронов) имеет в 100.000 раз большее разрешение по сравнению со световой микроскопией.
Для исследования тканей и органов в микроскопе необходимо сначала приготовить их гистологический препарат: сделать тонкий срез органа и окрасить его с помощью специальных красителей (основных или кислых). При этом структуры, окрашиваемые основными красителями, называются базофильными; а структуры, окрашиваемые кислыми красителями – оксифильными; обеими красителями – полихроматофильными.
Слайд 14Вопрос № 4. Основные этапы развития физиологии и морфологии.
1-й этап
(начальный период) – доэкспери-ментальный период в физиологии (господствовал метод наблюдения)
и домикроскопический период в морфологии (до начала препарирования трупов и до изобретения микроскопа) начался более 2000 лет и длился до начала 15 – 17 столетий. Обе науки развивались в рамках единой науки.
Слайд 152-й этап (период) – экспериментальный, микро-скопический период с 17 в-а
до середины 20 века
1628 год – дата рождения физиологии
как экспериментальной науки, обусловленная открытием кругов кровообращения и движения крови по сосудам У.Гарвеем.
Начало микроскопического периода в развитии микроскопической анатомии, гистологии и цитологии, связанно с изобретением светового микроскопа /Галилео Галилей, 1600 г., отец и сын Янсены, 1610 г. и др./ и открытием Робертом Гуком /R. Hooke, автор термина "клетка" – "cellula"/ в 1665 году клеточного строения растений.
Период препарирования в анатомии (макроанатомии) начался почти на 200 лет раньше в 15 столетии. Его основоположниками считаются Леонардо да Винчи (1452 – 1519), который начал вскрывать трупы людей и животных и дал описание мышечной системы, и Андрей Везалий (1514 – 1564 гг.), систематически изучавший строение тела человека (в 1538 году издал «Анатомические таблицы»).
Слайд 163-й этап – современный период – со второй половины 20
века до наших дней.
Связан с бурным развитием физики, математики,
химии, биологии, созданием новых методов исследования (электронной микроскопии, ЯМР, ультразвуковых методов, иммуногистохимии, компьютерного моделирования и др.), которые широко используются и в физиологии и в морфологии.
Слайд 171775 год – 1-я медицинская школа в Гродно (медицинская академия)
1781
– мед. факультет Виленской академии ВКЛ;
1803 – на мед.
факультете Виленского университета (уже в составе России) была создана 1-я к-дра физиологии.
1922 год создана кафедра физиологии в БГУ (1921 год). В текущем 2012 году нашей кафедре – 90 лет.
1930 год наш университет (сначала мед. институт)
1922 – 1935 гг. профессор Лев Павлович Розанов (1888-1959), первый учебник по физиологии на белорусском языке «Кароткi курс фiзiялогii чалавека» (1932)
1934 ВГМУ;
1958 ГрГМУ;
1990 ГГМУ
Слайд 18Вопрос № 5. Понятие о механизмах регуляции функций
Функция (физиологическая
функция) (от лат. cлова functio - деятельность) – специфическая деятельность
клеток, органов и систем по обеспечению жизнедеятельности целого организма. (в.№ 1)
Регуляция функций – это направленное изменение интенсивности работы органов, тканей, клеток для достижения полезного результата согласно потребностям организма в различных условиях жизнедеятельности.
Механизм – способ регуляции функции или процесса.
Процесс (жизнедеятельности) – от лат. processus - продвижение – совокупность последовательной смены явлений, состояний, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.
Слайд 20С
Сравнительная характеристика нервного и гуморального механизмов регуляции функций
Слайд 22Функциональная система (по П.К. Анохину) – динамическая совокупность различных органов
и физиологических систем, формирующаяся для достижения полезных для системы и
организма в целом приспособительных результатов. Их число неограничено.
Слайд 23Физиологическая система – наследственно закрепленная совокупность органов и тканей, выполняющих
общую функцию, иногда несколько функций. Число физиологических систем ограничено: мышечная;
костная; суставная; нервная; эндокринная; иммунная; ССС; системы крови, дыхания, пищеварения, выделения, воспроизведения; покровная система.
Слайд 26Клеточная теория (1838-1839 гг.) Маттиаса Шлейдена (M.J. Schleiden) и Теодора
Шванна (T. Schwann).
Современная клеточная теория включает следующие положения:
1)
клетка - основная единица строения и развития всех живых многоклеточных организмов, наименьшая единица живого;
2) клетки разных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;
3) размножение клеток осуществляется только путем деления исходной клетки («всякая клетка от клетки»), межклеточное вещество также образуется клетками;
4) в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы и образуют ткани и органы, они тесно связаны между собой и включены в единую систему организма нервной и гуморальной регуляцией.
5) каждая клетка многоклеточно организма обладает свойством поли(тоти)потентности, то есть обладает генетическими потенциями всех клеток данного организма, которые могут реализовываться в определённых условиях. Вместе с тем клетки организма отличаются разной экспрессией (работой) их генов, что приводит к морфологическому и функциональному разнообразию клеток