Разделы презентаций


Лекция 1 Презентация.ppt

Содержание

Учебные вопросыОбъект и предмет исследованияНаучная проблема, вопросы и задачи исследованияСредства и методы научного исследованияУровни научного познанияЭтапы научного исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1 Методология научного творчества
Доцент кафедры самолетостроения
к.т.н. Д.В.Мухин

Лекция 1 Методология научного творчестваДоцент кафедры самолетостроенияк.т.н. Д.В.Мухин

Слайд 2Учебные вопросы
Объект и предмет исследования
Научная проблема, вопросы и задачи исследования
Средства

и методы научного исследования
Уровни научного познания
Этапы научного исследования

Учебные вопросыОбъект и предмет исследованияНаучная проблема, вопросы и задачи исследованияСредства и методы научного исследованияУровни научного познанияЭтапы научного

Слайд 3Литература
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1975.

Литература Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., «Мысль», 1975.

Слайд 41. Объект и предмет исследования
Методология науки, в традиционномМетодология науки, в традиционном понимании, — это

учение о методах и процедурах научнойМетодология науки, в традиционном понимании, — это учение о

методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки.

Методология, в прикладном смыслеМетодология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знанийМетодология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физикеМетодология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химииМетодология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
1. Объект и предмет исследования Методология науки, в традиционномМетодология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научнойМетодология науки,

Слайд 5научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющий

собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером

предмета исследования, его целей, задач и конкретной проблемы

Таким образом по отношению к познанию в целом научное исследование представляет собой особый процесс, специфику которому придает прежде всего четкая выделенность предмета, проблемы, целей, задач и методов.

Объект исследования – это то, на что направлена творческая активность исследователя, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Это фрагмент реальности, обладающий многообразными свойствами и отношениями, которые в рамках конкретного исследования никогда полностью не охватываются.


научное исследование – это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в

Слайд 6Предмет исследования -это совокупность устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, сопряженных с

конкретными целями, проблемами и задачами исследования.
Устойчивые характеристики объекта это

те, которые неоднократно воспроизводятся в действительности и могут наблюдаться (фиксироваться) доступными исследователю средствами.
Взаимосвязанность характеристик объекта, составляющих предмет исследования, с одной стороны повышает вероятность истинности выводов и с другой стороны составляет основу многочисленных методов, когда по изменению одних характеристик делаются выводы о возможном изменении других, об их причинной зависимости, способе системной организации, тенденции развития.

Предмет исследования – это целостная совокупность тех устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, которое интересует человека непосредственно в рамках данного исследования.
Предмет исследования -это совокупность устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, сопряженных с конкретными целями, проблемами и задачами исследования. Устойчивые

Слайд 7
Объект исследова-ния
Свойства:
1. --

2.--
3.--
4.--

5.--
6.--
7.--
8.--
9.--
10.--










Предмет исследования



Объект исследова-нияСвойства:    1. --    2.--    3.--

Слайд 82. Научная проблема, вопросы и задачи исследования
Научная проблема – это

возникший в ходе научного исследования вопрос, или целостный комплекс вопросов,

посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта, и определяется направление дальнейшей работы
Вопрос - это форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте.
Проблему характеризует отсутствие четко сопряженного с ее содержанием метода решения. Проблема, метод решения которой известен, называют инженерной задачей.

2. Научная проблема, вопросы и задачи исследования Научная проблема – это возникший в ходе научного исследования вопрос,

Слайд 9Цель исследования состоит в приращении научного знания, содержащего ответы на

вопросы о характеристиках объекта, составляющих предмет исследования.

цель исследования -

это представление о необходимости получить определенную совокупность знаний об исследуемом объекте

задачи исследования - это представления, детализирующие характер знаний, которые необходимо получить для достижения цели исследования
Цель исследования состоит в приращении научного знания, содержащего ответы на вопросы о характеристиках объекта, составляющих предмет исследования.

Слайд 10Цели и задачи исследования должны быть сопряжены с рядом условий,

наличие которых необходимо для их реализации.
Условия исследования - это комплекс

обстоятельств, при которых проводится научное исследование. Выделяют три основные группы условий:
материальные,
когнитивные,
методологические.
Материальные условия – это совокупность материальных объектов, с учетом свойств которых предстоит осуществить научное исследование. ( параметры самого объекта, характеристика используемых материальных средств, материальная среда в которой проходит исследование)
Цели и задачи исследования должны быть сопряжены с рядом условий, наличие которых необходимо для их реализации.Условия исследования

Слайд 11Когнитивные условия фиксируют степень изученности объекта (наличие или

отсутствие достоверно установленных фактов, обоснованных гипотез, подтвержденной теории и др.)
Методологические

условия описывают имеющиеся в исходной познавательной ситуации средства регуляции познавательных действий (методы, способы,приемы, принципы и др.)
Когнитивные условия фиксируют степень изученности объекта (наличие   или отсутствие достоверно установленных фактов, обоснованных гипотез, подтвержденной

Слайд 12

Объект исследова-ния
Свойства:
1. --

2.--
3.--
4.--

5.--
6.--
7.--
8.--
9.--
10.--










Предмет исследования




Существующее знание




Научная проблема
Задачи:
1.
2.
3.


Условия

Материальные

Когнитивные

Методологические



Объект исследова-нияСвойства:    1. --    2.--    3.--

Слайд 133. Средства и методы научного исследования
Средство исследования - это материальный

или идеальный объект, включенный в направленное взаимодействие с познаваемым объектом,

результаты которого (взаимодействия) составляют основу решения проблемы. (приборы, реактивы, модели, знаковые системы)
Научный метод - это система предписаний, регламентирующих познавательные действия, операции, процедуры исследователя.
3. Средства и методы научного исследованияСредство исследования - это материальный или идеальный объект, включенный в направленное взаимодействие

Слайд 14Методы:
-непосредственного или опосредованного исследования;
количественные или качественнные;
описательные или объяснительные.
В соответствии с

этапами научного исследования:
-методы постановки проблем;
-методы сбора информации;
-методы систематизации информации;
-методы теоретической

интерпретации;
-методы доказательства и решения.
Методы:-непосредственного или опосредованного исследования;количественные или качественнные;описательные или объяснительные.В соответствии с этапами научного исследования:-методы постановки проблем;-методы сбора информации;-методы

Слайд 15Общелогические методы познания
Сравнение - метод познания, состоящий в сопоставлении предметов,

однородных по существенным для данного рассмотрения признакам, посредством которого выявляются

их качественные и количественные свойства.
Анализ - метод познания, состоящий в мысленном или практическом (материальном) расчленении целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их исследовании относительно независимо от целого.
Синтез - метод познания, состоящий в мысленном или практическом соединении ранее выделенных элементов (признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое с учетом знаний, полученных в процессе их исследования относительно независимо от целого.
Абстрагирование — метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков, свойств и отношений предмета и одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя.
Обобщение - метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета.
Общелогические методы познанияСравнение - метод познания, состоящий в сопоставлении предметов, однородных по существенным для данного рассмотрения признакам,

Слайд 16Индукция - метод познания (способ рассуждения), состоящий в наведении мысли

на какой-либо общий вывод (правило, положение) на основе частных посылок.
Дедукция

- метод познания (способ рассуждения), состоящий в выведении из общих посылок заключений частного характера.
Аналогия - метод познания (способ рассуждения), состоящий в констатации сходства предметов в определенных признаках (свойствах, отношениях) и предположении на этом основании об их сходстве в других признаках (свойствах, отношениях), в результате чего делается вывод о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ними предмета.
Моделирование - метод исследования, состоящий в создании и изучении модели, заменяющей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал

Индукция - метод познания (способ рассуждения), состоящий в наведении мысли на какой-либо общий вывод (правило, положение) на

Слайд 17Методы эмпирического исследования


Наблюдение - метод исследования, в основе которого лежит

целенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим данный процесс (показывающим

что и как наблюдать).
Описание - метод исследования, в основе которого лежит фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений, данных в наблюдении.
Измерение - метод исследования, в основе которого лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям посредством эталона и установление их количественных характеристик.
Эксперимент - метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием
Методы эмпирического исследованияНаблюдение - метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, ориентирующим

Слайд 18Методы теоретического исследования

Мысленный эксперимент - метод исследования, основанный на комбинации

образов, материальная реализация которой невозможна.
Идеализация - метод исследования, состоящий в

мысленном конструировании представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования.
Формализация - метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.
Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.
Методы теоретического исследованияМысленный эксперимент - метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которой невозможна.Идеализация - метод

Слайд 19Математическая гипотеза - метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической

структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области явлений на

неизученную.
Восхождение от абстрактного к конкретному - метод исследования, основанный на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующиеболее обширный эмпирический материал, в результате чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта.
Математическая гипотеза - метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной

Слайд 204. Уровни научного познания
Уровни научного исследования - это элементы его

структуры, которые дают обобщенное представление о месте и роли конкретного

исследования в общем процессе научного познания объектов (явлений, процессов) реальности.
На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание (описание) явлений (установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами," определение интенсивности выявленных свойств, их видимой динамики и т.д.). Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их корреляции (соотношения, зависимости). На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения и экспериментирования
На теоретическом уровне исследование направлено на выявление сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования - объяснение явлений. Предмет исследования в данном случае представлен в виде системы моделей (абстрактных конструктов), репрезентирующих, т.е. представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы проявляются как бы в чистом виде.
4. Уровни научного познания Уровни научного исследования - это элементы его структуры, которые дают обобщенное представление о

Слайд 21Результат исследования - это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы

или задачи, обеспечивающее достижение поставленной цели исследования. Он фиксируется в

форме новых научных фактов, количественных зависимостей между явлениями, понятий, категорий, научной картины исследуемой реальности, а в идеале - в виде научной теории. На завершающей стадии исследования он не только фиксирует новый уровень изученности объекта, но и способствует более полному осмыслению путей и методов дальнейшего познания.
Результат исследования - это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы или задачи, обеспечивающее достижение поставленной цели исследования.

Слайд 22

Объект исследова-ния
Свойства:
1. --

2.--
3.--
4.--

5.--
6.--
7.--
8.--
9.--
10.--










Предмет исследования





Эмпирический уровень



Теоретический уровень


Существующее знание




Научная проблема
Задачи:
1.
2.
3.




Средства исследования


Метод исследования

Условия

Материальные

Когнитивные

Методологические




Результат
1.
2.
3.



Объект исследова-нияСвойства:    1. --    2.--    3.--

Слайд 235. Основные этапы научного исследования
Выбор темы. Уточнение цели и

задач исследования
Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы
Выбор репрезентативного объекта и методов

исследования
Накопление новой информации и концептуализация знания
Изложение и аргументация выводов
5. Основные этапы научного исследования Выбор темы. Уточнение цели и задач исследованияФормулировка проблемы и выдвижение гипотезыВыбор репрезентативного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика