Разделы презентаций


А. Блок «Двенадцать»

Содержание

"Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1А.Блок «Двенадцать»

А.Блок   «Двенадцать»

Слайд 2 "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"


Слайд 3«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту

грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта

подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».   А.Блок Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, - Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа...  Ф.И.Тютчев «Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.”  А. Блок “Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.”  А. Блок
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не

Слайд 456-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру – ураган (неизменный

спутник переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11 января … Нет

уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.

56-я записная книжка поэта3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)8 января. Весь день – «Двенадцать».11

Слайд 5Анализ поэмы
В каком литературном жанре написано произведение А.Блока?
«Двенадцать» -

поэма.
Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Анализ поэмыВ каком литературном жанре написано произведение А.Блока? «Двенадцать» - поэма. Поэма – крупное стихотворное произведение с

Слайд 6Анализ 1 главы
Ветер, снег, вьюга - образы – символы не

только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Анализ 1 главыВетер, снег, вьюга - образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Слайд 8Старушка - символизирует обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с

носом». Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла

Россия!». Товарищ поп. Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга – «Эх, бедняга».

«Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.

Старушка - символизирует обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом». Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий

Слайд 9
Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

Слайд 10Образ красноармейцев

Образ красноармейцев

Слайд 11Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на уголовников (цигарка, бубновый туз),

неприятие религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное

пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.

Характеристика двенадцати2 глава – похожи на уголовников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага3

Слайд 12Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать»

- какие бы они ни были – это лучшее, что

написал, потому что я жил тогда современностью», - утверждал поэт.

Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были –

Слайд 13Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»
«Двенадцать» - эпическая поэма, как

будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих

одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с

Слайд 14Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку

революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка.
-

Как он это передает? Какую музыку слышит читатель?

Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.

Вот – проснется...
Лютый враг

(гл. 11).

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит

Слайд 15Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом –

пошел разгул:
Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед, Рабочий народ!

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом – пошел разгул:     Не

Слайд 16- Что, кроме музыки слышит читатель?
В глаза бросаются лозунги: «Вся

власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:
...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица сливается с треском выстрелов: тра-та-та – в единое целое.

- Что, кроме музыки слышит читатель?В глаза бросаются лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:...И у

Слайд 17 Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.


Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический», сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:

- Каков лексический строй поэмы?

Нежной поступью надвьюжной,     Снежной россыпью жемчужной,

Слайд 18- Как рисует Блок образы героев поэмы?
Выразительно и лаконично. Это

и образное сравнение:
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
Речевая характеристика:
Предатели!

- Погибла Россия!

Хлесткий эпитет и оксюморон:

А вон и долгополый -
Сторонкой - за сугроб...
Чту нынче невеселый,
Товарищ поп?

Должно быть, писатель - Вития...

Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

- Как рисует Блок образы героев поэмы?Выразительно и лаконично. Это и образное сравнение:Старушка, как курица,Кой-как перемотнулась через

Слайд 19Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:

- Над собой держи контроль!

- Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:

Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча…

Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:       - Над

Слайд 20Особенности сюжета поэмы
Сюжет двухслойный: внешний , житейский: описание петроградских улиц;

и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати».
Один из

центров поэмы- конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

Особенности сюжета поэмыСюжет двухслойный: внешний , житейский: описание петроградских улиц;    и внутренний: побуждения, обоснование

Слайд 21И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи,

не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую

Русь -

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Несколько раз встречается мотив бдительности:
Неугомонный не дремлет враг!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».
Второй центр поэмы – в 11 главе:

…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

И как святотатство:     Товарищ, винтовку держи, не трусь!     Пальнем-ка

Слайд 22Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла,

центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный

образ добра и справедливости».

А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»

А.Блок: «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая

Слайд 23Сатирические образы поэмы.
Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?

Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.

И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития…

А вон и долгополый -
Сторонкой - за сугроб...
Чту нынче невеселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Сатирические образы поэмы.Всякий ходок

Слайд 24 Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

- Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

- Только ли представители старого мира изображены сатирически?

...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять
И меньше - ни с кого не брать...
...Пойдем спать...

Вывод

В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».

Вон барыня в каракуле     К другой подвернулась:

Слайд 25- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной

карточкой поэмы?
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Призыв играет

роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать тяготы его и лишения.

- Прочитайте заключительные слова 3-й главы.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!

Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.

- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной карточкой поэмы? Революционный держите шаг! Неугомонный не

Слайд 26За что убили Катьку? В чем ее вина?
Почему в

этот момент торжества произвола и жестокости опять появляется революционный призыв?

С чем связаны переживания Петрухи?
Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что в нравственном плане они сотворили?

Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:

- Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

- Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?

За что убили Катьку? В чем ее вина? Почему в этот момент торжества произвола и жестокости опять

Слайд 278 глава.
8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный)

мир героев. 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного

порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.
Чтобы показать это, Блок мастерски строит эти 8 строк: на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровне почти полное уподобление.
Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого – полное духовное одичание, забвение самого себя как человека, как личности.

Уж я времечко
Проведу, проведу...

Уж я темечко
Почешу, почешу...


Уж я семечки
Полущу, полущу...

Уж я ножичком
Полосну, полосну!..

- Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?

8 глава.8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный) мир героев. 8 строк создают жуткую картину

Слайд 289 глава.
Начало главы – романс о декабристах.

Не слышно шуму городского
Над

невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?
Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа?

- Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?

9 глава.Начало главы – романс о декабристах.     Не слышно шуму городского

Слайд 29В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину

страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных

качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».
В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в

Слайд 3010 глава.
Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой,

вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...

- Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду?
Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти?
Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:

- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

10 глава.      Разыгралась чтой-то вьюга,

Слайд 31Глава 11
...И идут без имени святого
Все

двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

- Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

Куда идут «двенадцать»? В какую даль ? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден?
Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.

М.Горький «Несвоевременные мысли»: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и , в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день!)

Глава 11 ...И идут без имени святого   Все двенадцать - вдаль.

Слайд 32Глава 12.
- Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет

речь?
Герои поэмы должны уходить из старого мира вперед к новому,

на самом же деле они идут по кругу, так как держава старая и держава новая одинаково безнравственны. Они пытаются создать новый мир по образу старого. Ничего, кроме этого, они не видели и не умеют. Именно поэтому их путь пролегает сквозь мглу, пылящую им в очи, искажая не только действительность, но и представления о ней.

Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Глава 12.- Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет речь?Герои поэмы должны уходить из старого мира

Слайд 33
Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный

пес» (образ старого мира), центр группы – двенадцать, а впереди

них невидимый ими и, как они считают, абсолютно им ненужный (что и словом и делом доказывалось на протяжении поэмы) – Иисус Христос.
Появление Христа в конце поэмы неслучайно. Образ Творца постоянно присутствует в ней.
Записная книжка поэта. «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный пес» (образ старого мира), центр группы –

Слайд 34- Почему поэту страшно, что Он опять с ними?
Начало христианства

как религии угнетенных в римских катакомбах – почти 200-летнее его

шествие и революция как итог этого шествия. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути пусти – ибо он не принес ни мира, ни добра.

- Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен?

Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними , то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.

- Почему поэту страшно, что Он опять с ними?Начало христианства как религии угнетенных в римских катакомбах –

Слайд 35Оценка поэмы Петром Струве.
СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель,

философ, экономист, историк, публицист, академик РАН
«Но все-таки поэма «Двенадцать» -

величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только акая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом»

- Согласны ли вы с такой оценкой?

Оценка поэмы Петром Струве.СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН«Но все-таки

Слайд 36Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме,

к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не

соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее сложных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение творчества Блока.

К.Сомов. Портрет А.А.Блока.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика