«Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.
Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.
- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.
Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется...
Лютый враг
(гл. 11).
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед, Рабочий народ!
Вся эта разноголосица сливается с треском выстрелов: тра-та-та – в единое целое.
Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический», сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
- Каков лексический строй поэмы?
Хлесткий эпитет и оксюморон:
А вон и долгополый -
Сторонкой - за сугроб...
Чту нынче невеселый,
Товарищ поп?
Должно быть, писатель - Вития...
Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:
Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча…
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Несколько раз встречается мотив бдительности:
Неугомонный не дремлет враг!
Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».
Второй центр поэмы – в 11 главе:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
А.Блок: «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».
Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития…
А вон и долгополый -
Сторонкой - за сугроб...
Чту нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
- Только ли представители старого мира изображены сатирически?
...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять
И меньше - ни с кого не брать...
...Пойдем спать...
Вывод
В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».
- Прочитайте заключительные слова 3-й главы.
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.
Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:
- Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
- Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?
Уж я времечко
Проведу, проведу...
Уж я темечко
Почешу, почешу...
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
- Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?
Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?
Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа?
- Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?
- Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду?
Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти?
Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
- Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?
Куда идут «двенадцать»? В какую даль ? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден?
Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.
М.Горький «Несвоевременные мысли»: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и , в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день!)
Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.
- Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен?
Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними , то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.
- Согласны ли вы с такой оценкой?
К.Сомов. Портрет А.А.Блока.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть