Слайд 1А.А. Фадеев. Роман «Разгром» 1927год
Слайд 2А. Фадеев. Фото 1932 года с дарственной надписью
В очерке
«Особый коммунистический» (1938) Фадеев вспоминает, как осенью 1919 он впервые
познакомился с отрядом красных партизан на Дальнем Востоке и с их командиром. Участие в боевой жизни этого партизанского отряда, непосредственное общение с бойцами и командиром дали писателю много материала для романа «Разгром».
Слайд 3Общая характеристика
В основе романа лежат личные впечатления автора 1919 года,
когда он был бойцом партизанского отряда.
В романе 17 глав, которые
можно разделить на 3 части:
- Стихия массы и её отдельных представителей.
- Перевоспитание, отсеивание чуждого революции
- Результат этого перевоспитания.
Слайд 4Сюжет
Действие происходит в дальневосточной тайге.
В романе рассказывается о разгроме партизанского
отряда Левинсона.
Роман правдиво изображает действительность и в то же время
передаёт восторженное отношение автора к этой действительности.
В романе нет громких речей и звонких революционных фраз, нет и победоносных сражений с гидрой революции. Есть кровь и пот, раздраженный мат, неприкрашенный быт и гибель отряда.
Слайд 5Автор считал: «…в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все
враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно
попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Слайд 6Основные проблемы романа:
Проблема перевоспитания человека в ходе революционной борьбы.
Проблема роли
и места интеллигенции в революционной борьбе.
Проблема социалистического гуманизма.
Образ Морозки.
Образ
Мечика.
Образ Левинсона.
Слайд 7Поставленная Фадеевым задача — не столько рассказать о революции, сколько
показать те процессы, которые произошли в сознании человека под влиянием
революции,— определила идейно-образную концепцию, особенности сюжета и композиции романа.
История небольшого партизанского отряда послужила лишь реальной сюжетной основой для исследования переживаний и поступков героев.
Событийность в романе сведена к минимуму. Батальные сцены и вовсе малочисленны.
Автора как будто более всего занимают эпизоды явно «второстепенного» характера (кража ординарцем Морозкой дынь на крестьянской бахче, переживания Мечика в связи с выданной ему неуклюжей кобылкой, ревность Морозки к Мечику, раздор между Морозкой и Варей, бытовые сцены из жизни партизан и т. п.).
А между тем именно эти эпизоды подспудно и последовательно развивают главную мысль произведения: как революция проходит в умах и сердцах людей, обусловливая их поведение.
Последние эпизоды романа, связанные с разгромом отряда, призваны играть роль испытания, проверки человеческих качеств.
Предательство Мечика и героическая гибель Морозки — логическое завершение их характеров.
Слайд 8Герои романа
Отряд Левинсона как «ноев ковчег», в котором место отводится
только достойным, таким, как пастух Метелица, шахтёры Дубов, Морозка, помощник
Левинсона Бакланов.
А «лишних людей», таких как Чиж, Пика, Мечик , революция отбрасывает.
Среди всех героев Фадеев выделяет трёх. Это Морозка, Левинсон, Мечик.
Представляя их, Фадеев стремится соединить традиции изображения героев Л. Толстого и М. Горького.
Слайд 9«Разгром»
Избрав путь изображения действительности, близкий тому, которым шли его любимые
писатели
Л. Толстой и М. Горький, Фадеев решал задачу по-своему.
В «Разгроме» наметился оригинальный принцип раскрытия проблемы рождения нового человека.
Фадеев намеренно выбирает небольшой пространственный и временной сюжет. При этом в отличие от Горького, Фурманова, Серафимовича он акцентирует внимание не столько на самом процессе формирования новых качеств, сколько на его истоках и результатах.
Не случайно вместо термина «переделка человеческого материала» Фадеев пользуется другим термином — «отбор».
«Разгром». Художник
П. П. Соколов-Скаля. 1932.
Слайд 10Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень
важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане.
Противопоставление это всегда
прямолинейно и однозначно.
Антитеза – главный прием романа. Противопоставление происходит на разных уровнях:
Внешнем («красные» и «белые»).
Внутреннем (инстинкт – сознание, добро – зло, любовь – ненависть).
Слайд 11
Морозка (Морозов Иван) —шахтер во втором поколении.
Герою
27 лет; Опишите его внешность.
С 12 лет Морозка работал на
шахте,
«не искал новых путей, а шел старыми, уже выверенными
тропами».
На фронте первой мировой войны шесть раз ранен,
дважды контужен. По возвращении с фронта женился. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец».
В начале романа Морозка — капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в партизанский отряд Шалдыбы.
Слайд 12Гл.1, 5, 8, 13, 15, 16, 17
Стихийная натура Морозки.
-
Способность на героический поступок в экстремальной ситуации (спасение Мечика)
Отсутствие элементарной
дисциплины в обыденной жизни (разговор с Левинсоном)
Портретная деталь («непослушные кудри»)
Предыстория героя (средствово объяснения его психологии, неразвитость сознания )
Характер взаимоотношения с женой Варей
Вражда между Морозкой и Мечиком
Кража дынь и эпизод суда (влияние мнения коллектива на Морозку)
Сцена пьянки (воплощение сложности становления личности)
Слайд 13Глава 01. Морозка. Морозка спасает раненого Мечика.
Художники В. и
Ю. Ростовцевы
Слайд 14Глава 02. Мечик. Морозка в партизанском лазарете. Художник Д. Дубинский
Слайд 15Каков путь становления Морозки? (1 глава)
Трудный, через подъемы и срывы,
путь становления личности. Осознания себя личностью начинается, когда человек начинает
задаваться вопросами: в чем смысл моего существования? Морозка до того момента, как попал в отряд, подобных вопросов себе не задавал.
Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?
Первой вехой осознания себя стал суд над ним (5 глава). Морозка сначала и не понял, за что его судят. Но когда он почувствовал на себе сотни любопытных глаз, услышал слова Дубова о том, что он «позорит угольное племя». Морозка дрогнул, стал бледным, как полотно «сердце падало в нем, словно подбитое».Угроза изгнания из отряда оказалась для него неожиданной и страшной: «Да разве б я…сделал такое. Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!»
Слайд 16С чего начинается перевоспитание Морозки?
1. Сцена суда.
2. Ревность к «чистенькому
Мечику».
3. Подражание Дубову, Гончаренко.
4. Сцена на переправе.
В Морозке просыпается классовое
самосознание, чувство собственного достоинства, стремление походить на настоящих бойцов революции.
Слайд 17Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?
Морозка точно знает, зачем
он в отряде. Он свой в революционном потоке, так как,
несмотря на свои выходки и стихийные срывы, тянулся к «правильным»людям: «Он всеми силами старался попасть на ту, казавшуюся ему прямой, ясной и правильной, дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов.» (глава12).
Мысли Морозки о том, что кто-то упорно мешает ему выйти на эту дорогу, не привели его к выводу, что этот враг сидит в нем самом, ему особенно приятно думать о том, что он страдает из-за подлости таких людей, как Мечик.
Слайд 18На примере Морозки Фадеев показывает процесс «огромнейшей переделки» и «перевоспитания»
людей.
Морозка пришёл в отряд вместе со всеми и самое страшное
для него – остаться вне коллектива. Это хорошо понимает Левинсон, когда устраивает над Морозкой показательный суд за кражу дынь с поля крестьян.(гл.5)
Внутренние изменения в герое начинаются с чувства ревности и классовой неприязни к Мечику. Эти перемены сказываются в поведении Морозки на переправе и уходе во взвод.
А далее постепенно Морозка выходит на ясную дорогу, по которой идут лишь «правильные люди» и которая приводит его к героической смерти. (гл. 17)
Слайд 19Гибель Морозки
1. Как погиб Морозка?
2. Почему погиб Морозка?
3 Что хотел
автор доказать на примере Морозки?
Морозка перевоспитался под влиянием революции
и стал сознательным бойцом
Слайд 20Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки?
Самая жесткая проверка человека –
ситуация выбора между жизнью и смертью. В последней главе Фадеев
ставит героев в такую ситуацию. Выбор человека зависит от того, чем он жил до этого, каков его нравственный стержень.
Гибель Морозки, его подвиг показали, что он тот самый новый человек, каких должна воспитывать революция. Не задумываясь о себе, Морозка отдает свою жизнь ради товарищей: «Он так ярко чувствовал их в себе. Этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем зародились мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности»
Слайд 21Мечик Павел - молодой человек, окончивший гимназию, белокурый, с вьющимися
волосами. В характере преобладают инфантильные черты. Находясь в плену романтических
иллюзий, Мечик вступает в партию эсеров-максималистов и направлен в партизанский отряд Шалдыбы. Мечик жаждет
«книжных» героических подвигов, но в жизни всё не так…
Слайд 22Как проявляется авторское отношение к Мечику?
Мечику посвящена 2 глава романа,
таким образом в первых двух главах определяется главная антитеза, намечается
конфликт: «Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.». Так автор через Морозку сразу дает оценку Мечику, подчеркивая её различными словами: «зануда», «желторотый», «сопливый».
Глава 09. Мечик в отряде. Художник О. Верейский
Слайд 23Фадеев с самого начала противопоставляет Морозке чистенького, благообразного Мечика.
Мечик
впервые показан вместе с мечущимися в панике людьми: «в кургузом
городском пиджачишке, неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка».
Так же Мечик будет метаться, когда, предав товарищей, будет спасаться от погони. «Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое, хотя и вымазанное в крови».
Фадеев описывает Мечика таким образом, что сразу становится ясен и его жалкий вид, и отношение автора к нему. При описании Мечика Фадеев часто использует слова с уменьшительными суффиксами, которые придают образу презрительный оттенок: «в городском пиджачишке», бодро насвистывал веселенький городской мотивчик» - постоянно подчеркивается «городское» происхождение. Мечик то и дело краснеет, говорит неуверенно, «зажмуривается от жути».
Морозка спасает его, рискуя собственной жизнью. В последней главе Морозка спасает весь отряд, преданный Мечиком, ценой своей жизни.
Слайд 24Вспомним эпизоды
“Партизаны отбирают у корейца свинью”. Гл.11
“Мечик видел все
это… “Неужели без этого нельзя…перед ним проплыли…лица мужиков, у которых
отбирали последнее”.
“Убийство раненого Фролова”. Гл. 11.
Мечик не бездействует, пытается остановить врача.
“Расстрел человека в жилетке”. Гл.15.
“…бедный человек в жилетке” (расстрелян без суда)
“Прорыв через трясину”. Гл.16.
Мечик испуган, но, как все, прорывается, вместе со всеми, спасает лошадь, зубами развязывает узел…
Слайд 25Разочарование Мечика
Мечик в партизанском отряде Шалдыбы (унизили, обидели, «ему было
жаль хорошего, наивного, но искреннего чувства, с которым он шел
в отряд»).
Мечик в партизанском отряде Левинсона (устроили проверку, дали “обидную” лошадь Зючиху, унижали –“лодырь и задавака” - так окрестили его в отряде)
«Окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жёстче и непосредственней. Они крали друг у друга патроны, ругались раздражённым матом из-за каждого пустяка, и дрались в кровь из-за куска сала. Они издевались над Мечиком по всякому поводу».
Слайд 26Образ Мечика
1. Мечик проходит через ряд маленьких предательств: порвал портрет
«девушки в светлых кудряшках», обрёк на смерть свою лошадь Зючиху,
уступил Варю отвратительному Чижу.
2.Мечик осуждает все непростые решения Левинсона,
“Мечик видел все это… “Неужели без этого нельзя…перед ним проплыли…лица мужиков, у которых отбирали последнее”,
но «свинью он ел вместе со всеми, потому что был голоден».
3. Чувство одиночества, обида на всех, острая жалость к себе – всё это рождает одну мысль: поскорее уйти из отряда.
Гл.4. “…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой”. Он хотел не столько быть, сколько казаться бойцом.
Слайд 27Чем вызван внутренний конфликт Мечика?
Втянувшийся в мясорубку гражданской войны, Мечик
ужаснулся грязи, насилию, несоответствию двух миров – внутреннего и внешнего.
Сначала он смутно себе представлял, что его ожидает. Попав в отряд, он увидел, что окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением.
Внешние чистота и грязь будут противопоставлены внутренним, только поменяются местами. На самом деле Мечик мечтает о мире, сне, тишине. Он тянется к доброй, заботливой Варе, и тут же предает свою былую любовь. Впрочем, и к Варе он испытывает «почти сыновнюю благодарность».
Столкновения с действительностью приносят Мечику все новые разочарования в его романтических представлениях о жизни (эпизод с лошадью в 9 главе).
Слайд 28Фадеев строит роман так, что предоставляет Мечику целый ряд возможностей
слиться с отрядом, понять внутреннюю сущность происходящего, но Мечик так
и не увидел главных пружин отрядного механизма и не чувствовал необходимость всего, что делается.
Слайд 29Оказавшись в дозоре впереди всех, Мечик первым наткнулся на неприятеля.
Вместо того, чтобы предупредить отряд, как договаривались, Мечик же, посланный
в дозор, «соскользнул с седла», бросил коня и сбежал, тем самым предав партизан. Это предопределено автором: Мечик плохо понимал, зачем его послали вперед, но подчинился.
Предательство Мечика подчеркивается его унизительными телодвижениями; он барахтается на четвереньках, делает невероятные прыжки, спасая свою жизнь. И мучается он не столько потому, что из-за него погибли люди, сколько потому, что «несмываемо-грязное пятно этого поступка противоречило тому хорошему и чистому, что он находил в себе»
Слайд 30Последний штрих
Что хотел сказать автор образом Мечика?
«Он
человек мелкий, трусливый, и страдания его поверхностны, мелки, ничтожны». Таким
образом автор расправился с интеллигенцией.
Слайд 31Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции
и революции?
Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность
происходящего, понимание смысла и цели борьбы.
Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное – не обремененный политическими и нравственными принципами.
Слайд 32
Образ Мечика:
“…себялюбивый индивидуалист” или “ юный романтик”, растерявший свои идеалы?»
В
критике времени появления романа разговор об этом герое был тесно
связан с темой изображения интеллигенции.
Мечик несёт в себе чуть ли не все приметы уходящей культуры с благообразием быта и взаимных контактов людей. Можно считать, что проблему достойного и убедительного места интеллигенции в событиях революции автору решить не удалось.
Судьба Мечика была ответом тем, кто видел в коллективе насилие; ответом на вопрос, почему Мечик оказался отброшенным революцией как ненужный элемент.
Мечик относится к отряду, как к враждебному обществу, чувствуя себя отщепенцем, «героем», не понятым толпой, которую он презирает, отстаивая свою индивидуальность.
Каждый поступок Левинсона и других партизан воспринимался им как насилие над личностью (смерть Фролова, расстрел мужика в жилетке, эпизод с убийством свиньи и т. д.).
Мечик сбрасывает свою внешнюю оболочку и в решительную минуту становится предателем.
Слайд 33Главной причиной и безответственности, и трусости, и слабости Мечика Фадеев
считает его эгоизм, индивидуализм, чрезмерно развитое чувство личности.
Предательство, по
Фадееву, - естественный финал, к которому приходит интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы».
Слайд 34Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович - командир партизанского отряда. О биографии
героя известно, что он сын торговца подержанной мебелью. Главная черта
портрета — «голубые, как омуты, глаза», «нездешние глаза Левинсона, глубокие и большие, как озера».
О герое говорится, что «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк».
Слайд 35Командир отряда Левинсон
Его отличает революционная сознательность, умение организовать массы
и руководить ими.
Внешне Левинсон ничем не примечателен: маленький, неказистый
на вид, в лице его привлекательными были только глаза, голубые, глубокие, как озера.
Однако партизаны видят в нем человека «правильной породы».
Слайд 36 Многие черты Левинсона вызывают симпатию у читателя: умение
тонко чувствовать и понимать других, вера в своих партизан, мечта
о прекрасном, сильном и добром человеке, способность взять на себя самое трудное, быть ответственным за других.
Слайд 37Глава 15. Три смерти. Левинсон ведет отряд в атаку. Художник
Д. Дубински
Слайд 38Образ Левинсона и проблема гуманизма.
Как Фадеев рисует образ Левинсона?
Основные черты
Левинсона:
- замкнутость
- сдержанность
- воля
- хладнокровие
- ответственность
- целеустремлённость
- настойчивость
- знание психологии людей.
Слайд 39Командир все умел: и разрабатывать план спасения отряда, и потолковать
с людьми о хозяйственных вопросах, и играть в городки, и
вовремя отдать приказание, и, главное, убедить людей.
Левинсону присуща политическая прозорливость. Понимая, что сила партизан в поддержке народа, он строго следит за тем, чтобы партизаны не уронили себя в глазах населения.
В воспитательных целях он устраивает показательное осуждение проступков Морозки, предлагает принять решение, обязывающее партизан в свободное время помогать населению.
Слайд 40В трудные для Левинсона минуты колебаний никто не замечал в
его душе смятения, ни с кем не делился он своими
чувствами, сам стремился найти правильное решение; в отношениях с людьми был всегда тверд.
Как командир отряда, Левинсон обладал огромной силой убеждения.
Слайд 41Левинсон выступает в разных ситуациях
Это уже сложившаяся личность, убеждённый большевик,
он всем в отряде казался человеком «особой, правильной породы». Он
знает только дело. Его задача – сохранить отряд как боевую единицу. Здесь он превращается в «силу, стоящую над отрядом».Ради выполнения основной задачи Левинсон не считается ни с чем…
(Глава 11)
Слайд 42ХI глава - три проблемные ситуации
1. Эпизод «Глушение рыбы» (гл.11)
Но
бывали случаи, когда возникала необходимость в принуждении. История с парнем
у реки, когда Левинсон мог пустить в ход оружие (маузер), так как кривой парень издевался над свинопасом Лаврушкой и не хотел лезть в воду за рыбой.
2. Эпизод «Конфискация свиньи у корейца» (гл.11)
История с семьёй корейца, когда Левинсон забирает последнюю свинью у бедняков. Он делал это в силу революционного гуманизма, чтобы спасти отряд.
3. История с Фроловым, когда Левинсон вместе со Сташинским принимает решение отравить раненого Фролова, потому что Фролов, чья рана была безнадежной, мог задержать весь отряд и подвести его под гибель. Революционный гуманизм определил и поведение Левинсона по отношению к больному Фролову. Партизан был безнадежно болен. Взять его с собой отряд не мог, госпиталя поблизости не было. Бросить товарища командир не хотел. Считая, что смерть избавит Фролова от мук, Левинсон ускорил ее, видя в этом проявление человечности.
Слайд 43Социалистический гуманизм
Как Левинсон решает эти проблемы?
В чём заключается понятие
«социалистический гуманизм»?
Мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на
практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, созданию социалистического и коммунистического общества. Это идея возможности принесения в жертву одного или многих ради будущей победы революции и будущего счастья народа.
Как вы относитесь к такому решению проблем?
Как относится автор к решениям Левинсона?
Автор оправдывает Левинсона и даже возвеличивает и романтизирует его.
Слайд 44 XVI глава
«Трясина»
«И вдруг он действительно появился среди них,
в самом центре людского месива, поднял в руке зажжённый факел,
освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами…»
Кого он нам напоминает?
Слайд 45Роль Левинсона как руководителя отряда, его авторитет, его воля с
необычайной художественной убедительностью показаны Фадеевым в сцене, когда командир властно
приказывает гатить болото, которое преграждало отряду единственно возможный путь. Он появляется с факелом среди отчаявшихся людей, напоминая Данко из легенды Горького. Люди подчинились его воле и переправились через трясину.
На основе огромного опыта революционной борьбы Левинсон определяет задачи коммуниста: «Видеть все так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».
Слайд 46Физически слабый и внешне неприметный, Левинсон проходит трудный путь борца
за идею, теряя на этом пути близких ему людей, бойцов
своего отряда.
Позиция автора здесь совершенно открытая: он не только сочувствует Левинсону, но возводит его в ранг романтического героя, который, как Данко, выводит своих людей из окружения, потеряв при этом большую часть отряда, но выполнив основную задачу.
Слайд 47Глава 17. Девятнадцать. "Так выехали они из леса — все
девятнадцать". Художник Д. Дубинский
Слайд 48Судьба Левинсона
Погибают Морозка, Метелица, Бакланов и ещё много молодых
и не очень партизан.
Левинсон остаётся жить, «чтобы исполнять свои
обязанности».
Победила идея возможности принесения в жертву одного или не одного ради будущей победы революции и будущего счастья народа
Слайд 49Но роман заканчивается на оптимистической ноте (гл.17):
Нужно было жить и
исполнять свои обязанности.
Слайд 50Так, в судьбах действующих лиц романа раскрылся идейный замысел писателя
- показать, как в революции происходила «переделка человеческого материала», отсеивалось
все чуждое революционным идеалам, формировались и закалялись в боях характеры будущих строителей социализма.
Слайд 51 « Разгром» стал непременным атрибутом перестроечной критики, хотя
высокую оценку ему давали не только партийные издания: «Этот роман
написан... совсем не по обычному трафарету, по какому сочиняются и пишутся многими пролетарскими писателями десятки и сотни повестей и романов».