Слайд 1АЛГОРИТМЫ
Учитель: Щербинина М.В.
Слайд 2Алгоритм –
это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для
достижения конкретной цели.
Алгоритм содержит несколько шагов.
Шаг – отдельное законченное действие.
Слайд 3Исполнитель - это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. (человек,
животное, робот, компьютер).
Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды,
которые исполнитель умеет выполнять.
Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель.
Слайд 4Свойства алгоритма
Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги;
Понятность –
каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;
Точность - указание последовательности
шагов;
Результативность - получение результата за конечное число шагов;
Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач.
Слайд 5Задание
Назови исполнителей следующих видов работ:
уборка мусора во дворе;
обучение детей в
школе;
вождение автомобиля;
ответ у доски;
приготовление пищи;
печатание документа на принтере.
Сформулируй СКИ для
каждого из этих исполнителей, назови среду каждого исполнителя.
Слайд 6Способы описания алгоритма:
Словесный (письменно или устно);
Графический (стрелками, рисунками, блок –
схемами);
Программный.
Слайд 7Задание
Составь алгоритм сбора портфеля.
Продумай СКИ.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Способ описания ________________________
Число шагов ____________________________
Исполнитель
___________________________
Среда исполнителя ______________________
Слайд 8Задание
Пройди по заданному стрелками пути:
↑↑↓↓↑↑↓↓↓↓↓↑↑↓↓↑↑↑
Продумай СКИ.
Способ описания ________________________
Число шагов ____________________________
Исполнитель
___________________________
Среда исполнителя ______________________
Слайд 9Задание (д/з)
Напиши алгоритм приготовления любого блюда.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Способ описания ________________________
Число шагов ____________________________
Исполнитель
___________________________
Среда исполнителя ______________________
Слайд 10Алгоритмические задачи
Задание. Волк, коза и капуста.
Старик должен переправить на лодке
через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только
старика и одного «пассажира». В каком порядке старик перевезёт «пассажиров»? Не забудь, что волк может съесть козу, а коза – капусту. Найди два варианта решения.
Слайд 11Задача. Переправа.
К берегу реки, где была лодка,
вмещающая только двух человек, подошли два разбойника и два путешественника.
Разбойники не решались напасть на путешественников. В случае если на берегу останется один путешественник и два разбойника, они нападут на него. Как надо переправиться через реку разбойникам и путешественникам, чтобы последние смогли избежать нападения?
Обозначения: П1 – первый путешественник
П2 – второй путешественник;
Р1 – первый разбойник;
Р2 – второй разбойник.
Слайд 13Виды алгоритмов:
Линейный – содержит несколько шагов и все шаги выполняются
последовательно друг за другом;
Разветвляющийся – порядок выполнения шагов изменяется в
зависимости от некоторых условий;
Циклический – определенная последовательность шагов повторяется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла).
Слайд 14Задание. Найдите произведение произвольных чисел А и В.
Этот алгоритм будет
_______________ , потому что он содержит _____ шага, которые выполняются
______________ друг за другом от ______ до _____.
Исполнитель ______________________
Среда исполнителя _________________
Слайд 15Задание. Найдите произведение произвольных чисел А и В.
Этот алгоритм будет
линейным , потому что он содержит 3
шага, которые выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.
Исполнитель ученик
Среда исполнителя класс
Слайд 16Задание. Составь алгоритм перехода на другую сторону улицы на перекрестке
со светофором.
Шаги алгоритма
Горит зелёный свет?
Посмотреть на сигнал светофора;
Перейти улицу;
Подойти к
перекрестку;
Дождаться, зажжется зеленый свет.
Этот алгоритм будет ____________, потому что порядок выполнения шагов _________ в зависимости от __________
Исполнитель __________________________
Среда исполнителя _____________________
Слайд 17Задание. Составь алгоритм перехода на другую сторону улицы на перекрестке
со светофором.
Шаги алгоритма
Горит зелёный свет?
Посмотреть на сигнал светофора;
Перейти улицу;
Подойти к
перекрестку;
Дождаться, зажжется зеленый свет.
Этот алгоритм будет разветвляющимся, потому что порядок выполнения шагов происходит в зависимости от выполнения условия
Исполнитель пешеход
Среда исполнителя улица (перекресток)
Слайд 18Задание. Составь алгоритм работы автомата по продаже банок «Pepsi».
Шаги:
Посмотреть цену;
Опустить
монету;
Подойти к автомату;
Набралась нужная сумма;
Достать деньги;
Взять банку;
Нажать кнопку.
Этот алгоритм будет
_______, потому что ______ шаги повторяются ____________ в зависимости от _________________________________________
Исполнитель __________________________________
Среда исполнителя ____________________________
Слайд 19Задание. Переправа. (д/з)
Два мальчика и двое взрослых должны
переправиться на другую сторону реки на плоту, который выдерживает либо
двух мальчиков, либо одного мальчика и одного взрослого. Как осуществить переправу? Найди несколько способов решения этой задачи.
Обозначения: 1м – один мальчик;
2м – два мальчика;
1в – один взрослый.
Слайд 20Способ описания ________________________
Число шагов ____________________________
Исполнитель ___________________________
Среда исполнителя ______________________