Слайд 1 Бизнес – планирование
проектов
С. Л. Еремина,
д.э.н., профессор СибГМУ
Томск 2013
Слайд 2Классификация инвестиций, типы инвесторов
Инвестиции - временный отказ от потребления
ресурсов (капитала) их использование для роста своего благосостояния в будущем;
Формы
инвестиций: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги; имущество; авторские права, права пользования ресурсами и др.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 3Критерии деления инвестиций:
По объекту вложения: реальные, нематериальны, финансовые
По характеру
участия: прямые, косвенные
По участию в воспроизводственном процессе: новое строительство, расширение
или реконструкция действующего предприятия, техническое перевооружение;
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 4Зависимость вариантов инвестирования от стадии развития предприятия
Зарождение бизнеса -
учредители компании, друзья, «бизнес - ангелы»;
Начальная стадия - венчурные
фонды, государственные программы поддержки предпринимательства;
Раннее развитие - венчурные фонды и фонды прямых инвестиций;
Расширение - некоторые институциональные инвесторы: банки и фонды;
Зрелость - публичное размещение акций;
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 5Классификация типов инвесторов
по инвестиционным приоритетам:
кредиторы - платежеспособность компании;
финансовые инвесторы
- рентабельность инвестированного капитала; наличие работоспособной бизнес - модели и
стратегии роста; менеджмент, способный успешно реализовать стратегию роста; возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций; наличие надежной стратегии выхода;
стратегические инвесторы - средство получения дополнительных специфических возможностей развития основного бизнеса
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 6Классификация типов инвесторов - 2
2. по институциональному признаку:
институциональные – банки,
фонды (включая пенсионные фонды) и т.п.
частные – физические лица
3.
по профессиональному уровню и корректности намерений:
профессионалы –компании или частные лица, владеющие специальными знаниями и квалификацией в области принятия инвестиционных решений и управления инвестициями;
непрофессионалы –компании с неясными критериями принятия инвестиционных решений и контроля их эффективности;
мародеры – компании с сомнительными целями, осуществляющие выкуп акций через банкротство с дальнейшим выводов активов предприятия.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 7Понятие проекта и проектного цикла
Проект –специальным образом оформленное предложение
об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель
Различают:
тактические проекты
- изменение объемов выпускаемой продукции, повышение качества продукции, модернизация оборудования;
стратегические - изменение формы собственности, кардинальное изменение характера производства
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 8Этапы проектного цикла:
формулировка проекта: анализ текущего состояния предприятия, определение наиболее
приоритетных направлений дальнейшего развития, бизнес идея;
экспертиза проекта с помощью авторитетной
консалтинговой фирмы;
осуществление проекта - реальное развитие бизнес–идеи;
оценка результатов – степень фактического выполнения проекта
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 9Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ:
выполнимость проекта:
коммерческая - анализ потребителей
и конкурентов, выделение КФУ, сравнение с конкурентами: «лучше», «хуже» или
одинаково;
техническая (экологическая) - определение наиболее подходящих технологий (стандартных и не ориентированных на импортное оборудование и сырье), анализ доступности и стоимости ресурсов;
финансовая: анализ финансового состояния предприятия в течение трех - пяти предыдущих лет работы ,
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 10Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ - 2:
экономическая - оценка влияния
вклада проекта в увеличение богатства государства (нации): приток ли экономия
твердой валюты, увеличение продуктов на местном рынке, создание рабочих мест, развитие регионов,
институциональная – оценка организационной, правовой, политической и административной обстановки.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 11Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ - 3:
2. анализ рисков -
учет всех изменений, положительных и отрицательных:
выбор наиболее неопределенных параметров
анализ эффективности
для предельных значений каждого параметра
представление трех сценариев:
базового,
пессимистического,
оптимистичного (необязательно).
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 12Основы теории структуры капитала
Стоимость денежного капитала фирмы представляет собой
средневзвешенную величину двух факторов:
цены каждого из источников капитала, т. е.
той доходности, которой требует владелец средств за право их использования;
доли каждой разновидности средств в общей сумме капитала
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 13Стоимость инвестиционных ресурсов
Средневзвешенная стоимость капитала WACC - уровень доходности
всех инвесторов, сравнимый с альтернативными вложениями и уровнем риска
Маржинальная стоимость
капитала - изменение прибыли инвесторов с учетом новых инвестиций
Стоимость отдельных элементов капитала
заемного - эффективной процентной ставке по вновь привлеченным кредитам, скорректированной на величину начисленных налогов,
вновь привлекаемого - эмиссии ценных бумаг
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА
С.Л. Еремина Бизнес-план
Бизнес-план –
документ, где в письменной форме излагаются цели, задачи и основные
направления развития компании
Цели:
внутренние (убедить самого себя; инструмент мотивации и ориентации руководства компании);
внешние (получение банковского кредита или инвестиций; создание стратегических союзов; получение большого контракта).
Слайд 15КОМПОНЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА :
С.Л. Еремина Бизнес-план
титульный лист (название компании, временной период
, ответственные лица, их должность, почтовый адрес, полный номер телефона
и факс, дата составления);
резюме (создать интерес читателя, указать цели и задачи плана, изложить основные положения плана, в особенности условия оплаты кредита, информацию о прибыли по инвестированному капиталу);
досье компании (название и адрес, перечень регистрационных документов и лицензий; перечень акционеров и их доля (%) участия в капитале компании; краткая история компании; положение компании на данный момент)
Слайд 16
КОМПОНЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА :
С.Л. Еремина Бизнес-план
план маркетинга (что и как продвигается
на рынок. Опознание и конкретизация клиента, определение потребности и желания
клиента, способы их удовлетворения);
план организации и менеджмента (организация и подчинение персонала компании);
план производства (описание зданий и ресурсов для деятельности компании);
финансовый план (стоимость проекта, потребность в кредите, прогноз объема продаж , отчет о прибылях и убытках, поток наличности (кэш - флоу), построение «точки безубыточности», риски и меры их предупреждения).
Слайд 17ПЛАН МАРКЕТИНГА - 1
С.Л. Еремина Бизнес-план
Критерии/сегменты рынка
Географический:
Фирменно-демографический
Отраслевая ориентация
Технологический
Социально-демографический
Социально-экономический
Психологический
Ориентированный
на стиль жизни
Продуктовый
Ценовой
Качества
Сбыта
Слайд 18
ПЛАН МАРКЕТИНГА - 2
Концепция действующей (полной) конкуренции
Структура рынка:
количество продавцов/покупателей
сложность доступа
на рынок
вид технологии (напр., рентабельность в зависимости от размера предприятия),
связь
с предыдущими и последующими стадиями,
масштаб дифференциации продукции
Поведение на рынке:
ценовая и количественная политика,
политика по продукции,
маркетинговая стратегия,
тенденции к коллективному поведению на рынке
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 19ПЛАН МАРКЕТИНГА - 3
С.Л. Еремина Бизнес-план
Информационная программа для анализа
рынка
Количественные параметры рынка: размер, рост, доля, стабильность спроса
Качественные параметры рынка:
структура потребностей, мотивы покупки, процесс покупки, информационные отношения
Анализ конкуренции: оборот/доля рынка, сила и слабость, видимая стратегия, финансовая сила, качество менеджмента
Слайд 20ПЛАН МАРКЕТИНГА - 4
С.Л. Еремина Бизнес-план
Информационная программа для анализа
рынка
4. Структура покупателей: количество покупателей, виды покупателей/размеры, региональные акценты, специфические
отраслевые акценты
5. Отраслевая структура: количество продавцов, вид продавцов, организации/союзы, загрузка мощностей, менталитет соревнования
6. Дистрибутивная структура: географическая, по каналам сбыта
Слайд 21ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 1
С.Л. Еремина Бизнес-план
Основные операции производства. Схема,
последовательность;
основной капитал. Точная оценка стоимости основных фондов;
срок службы. Размер ежегодных
амортизационных отчислений;
техническое обслуживание (запасные части). Расчет расходов, стоимость техобслуживания и запасные части;
источники оборудования (поставщики). Точное время поставки, транспортные расходы, пошлины на импорт, страховка, установочные расходы.
Слайд 22ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 2
С.Л. Еремина Бизнес-план
Запланированная мощность. Уровень использования мощностей
(часов в день, дней в неделю);
мощность производства в будущем. Другие
работы (совершенствование и разработка продукции во время низкого использования мощностей);
оплата оборудования (финансирование), условия и возможности приобретения. Условия продажи (покупки) оборудования;
размещение и схема завода. Юридические адреса. Площадь, планировка завода: необходимые для деятельности здания и оборудование.
Слайд 23ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 3
С.Л. Еремина Бизнес-план
Здания - описание основных производственных
помещений и офисов компаний: аренда или собственность, размещение стационарное или
другое, соответствие текущим и будущим потребностям;
Оборудование производственных зданий и офисов компании. Характеристика существующего и будущего. Влияние на способ предоставления производства продукта или услуг;
Потребности в сырье (источники, имена будущих поставщиков, количество, цикл заказа и доставки, подробные условия и сроки покупки, имена запасных поставщиков на случай, необходимость обеспечения непрерывности производства.
Слайд 24
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 4
С.Л. Еремина Бизнес-план
Затраты на сырье (стоимость
единицы сырья, все виды среднемесячная потребность). Коэффициент затрат/выпуск на месяц;
Рабочая
сила, ее квалификация. Наличие и категории квалификация. Шкала зарплаты. Стоимость рабочей силы. Расходы на зарплату, дополнительные выплаты, отпуск, социальное и медицинское страхование. Производительность труда, мотивация, стимулы. Условия работы, возрастание ответственности, пособия.
Общезаводские расходы, накладные. Расходы, не меняющиеся или меняющиеся незначительно, в зависимости от уровня производства.
Себестоимость единицы изделия (количество изделий в месяц, почасовые ставки (трудовые, производственные и накладные расходы).
Слайд 25ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА 1
форма бизнеса (единоличное владение, партнерство, ООО,
государственная собственность и т.п.),
организационная структура (см. след. слайд),
определение необходимых специальностей,
(например, бухгалтерия, производство, маркетинг),
группы их взаимосвязи (полномочия, компетентность, ответственность, опыт в бизнесе и квалификация каждого члена,
список предоперационной деятельности (схема Гантта), точная оценка, потребность в капитале);
офисное оборудование (какое и амортизация).
административные расходы (зарплата секретаря, бухгалтера, охрана, связь…)..
Слайд 26
С.Л. Еремина Бизнес-план
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА 2
структура организации (формирование подразделений
):
линейная – непосредственная подчиненность,
линейно-штабная,
продуктовая,
матричная,
«звездочка».
Слайд 28«ЗВЕЗДОЧКА»
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 29
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН:
стоимость проекта;
график погашения кредита;
отчет о результатах производственной деятельности
(о прибылях или убытках);
прогноз объема продаж;
поток наличности (кэш - флоу);
построение
«точки безубыточности»;
риски и меры по их предупреждению.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 30Стоимость проекта
активы - наличность в кассе предприятия и в банке,
счета к получению (дебиторская задолженность), запасы сырья, незавершённого производства и
готовой продукции;
обязательства - суммы причитающейся к выплате рабочим, деньги, полученных авансом за продукцию и услуги, деньги, полученные в кредит у банка и подлежащих возврату в ближайшем будущем (овердрафт или ссуда), деньги кредиторов.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 31ПОСТРОЕНИЕ «ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ»
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 32СТРУКТУРА И АНАЛИЗ РИСКОВ
С.Л. Еремина Бизнес-план
политические;
юридические;
производственные;
социальные;
маркетинговые;
финансовые .
Слайд 33С.Л. Еремина Бизнес-план
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
esofia@tpu.ru
55-73-88