Инстинкт
Приспособление
путем перестройки собственного организма.
Целесообразность
ЦЕЛЬ
СРЕДСТВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ ДЕЙСТВИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности
необходимы для достижения цели
должны соответствовать цели
цель оправдывает цель?
необходимы для достижения цели: учебная и трудовая
действия состоят из поступков
совокупность поступков - поведение
Поступки – сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели
Средства достижения цели (инструменты)
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Действия, направленные на достижения цели
Результат (продукт)
Прогнастическая – планирование и предвидение
Познавательная – отражение действительности в художественном или научном творчестве
Ценностно-ориентировачная –
«+» или «–» отношение людей к окружающему миру; формирование мировоззрения
Прогрессивная (от лат. – движение вперед), реакционная – разрушающая (регресс, и результатом является разруха и упадок)
Массовая, коллективная, индивидуальная
Моральная, аморальная; законная, незаконная
Инновационная (возобновление, обновление), изобретательская, творческая, рутинная
Созидательная (результатом является «вторая природа» (культура)), разрушительная (результатом являются войны, безответственное хозяйствование и др.)
По соотнесённости с ходом истории:
а) прогрессивная
б) реакционная
По социальным формам деятельности:
а) массовая
б) коллективная
в) индивидуальная
По потенциалу нового в деятельности:
а) массовая
б) коллективная
в) индивидуальная
По существующим ценностям, социальным нормам:
а) моральная
б) аморальная
в) законная
г) незаконная
Результат деятельности: созидательная (результатом является «вторая природа» (культура), разрушительная (результатом являются войны, безответное хозяйствование и др.)
Для каждого возраста характерен свой ведущий вид деятельности
компонент какой-либо
деятельности человека
самостоятельная
деятельность
Деятельность ученых, писателей, изобретателей и т.д.
Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить
Мастерство – способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла
Ремесло – требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом
СПОСОБНОСТИ
Типы способностей
Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей
Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие (создание предметов материальной и духовной культуры).
Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
Одновременно выделяют следующие типы способностей
Учебные и творческие
- свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Коммуникативные
Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.
Показатели
способностей:
высокий темп усвоения и обучения;
широта переноса навыков внутри деятельности;
низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
индивидуальное своеобразие деятельности;
выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Пути развития
способностей:
семейное обучение и воспитание,
школьное обучение и воспитание,
формирование и развитие профессиональных способностей,
самовоспитание и саморазвитие,
влияние окружающей среды,
примеры жизни ярких личностей (исторических, современников, литературных героев).
Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов
Гениальность — это способности, позволяющие не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое.
ТАЛАНТ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
высокая степень одаренности
высший уровень развития способностей
продукт деятельности
оригинальность
простота
творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Это немногочисленная группа людей, которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.
Признаки
малой группы:
Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25);
Наличие общей цели и совместной деятельности;
Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы;
Разделение ролей;
Наличие эмоциональных отношений между членами группы;
Формирование межличностных отношений в группе;
Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.
Личные контакты в пространстве и времени;
Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.
По социальной
значимости:
социально положительные;
асоциальные — социально деструктивные;
антисоциальные — криминальные, преступные.
По личностной
значимости:
референтные — (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.
элитарные – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.
По способу образования:
неофициальные - официальные;
реальные - условные
По величине группы и способу взаимодействия ее членов:
Малые – средние - большие;
контактные (первичные);
дистанционные (вторичные).
Положительное
воздействие
малой группы
на человека:
придаётся уверенность в себе,
формируются коммуникативные навыки,
формируется самооценка,
усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,
формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,
снабжение положительным эмоциями.
Отрицательное
воздействие
малой группы
на человека:
подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,
групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,
конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.
Типы субъектов общения
— реальные люди (человек-человек, человек — группа);
— реальный субъект и иллюзорный (человек – животное, человек - разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов);
— реальный и воображаемый партнёр (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
— воображаемые субъекты (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Субъекты (Sо)
Содержание – это та информация, идеи, оценки, чувства, которые передаются в межличностном контакте от одного человека другому
Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств
Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения
«Человек жив настолько, насколько он способен общаться», - писал Л. Рон Хаббард
Общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей
Нравственные нормы - - мы ценим друзей за преданность и верность, стремимся быть честными
Отношения в малой группе
Условия возникновения
Отношения между знакомыми людьми
ВЗАИМОВОСПРИЯТИЕ
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Психологические отношения – в контактах участвую эмоции и чувства
Процесс рассуждения, размышления и его результат - это
Отношение к окружающему миру, конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым) - это
ЭМОЦИИ
ЧУВСТВА
МЫСЛЬ
Особые отношения между двумя людей
Симпатия – внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям.
Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе)
Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Психологические отношения – в контактах участвую эмоции и чувства
Социальные отношения – постоянные действия S, направленные друг на друга
Личностно-групповые
Межличностные
Межгрупповые
ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
Каждая сторона упорно доказывает свою правоту, используя обвинения соперника, при этом упуская
аргументацию своих взглядов фактами;
Необъективность требований – завышенных или заниженных, а также слабая уверенность в собственных силах и возможностях;
Подростковый максимализм – отсутствие внутреннего баланса, что способствует возникновению напряжения в общении с окружающими.
возникают из-за противоположности характеров, различного понимания семейных устоев, делегирования обязанностей и методов воспитания детей, конфронтации между старшим поколением и внуками.
Семейные конфликты
!!! Семейный конфликт принято рассматривать как появление конфликта между супругами
Пк
- незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться
(повод, инцидент)
Основные элементы конфликта
ЦЕЛЬ
Предметная – победа!!!
Беспредметная – «выпустить пар», разрядиться
Ориентированность на равенство позиций
Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
Стремление к поиску взаимовыгодного решения
Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
Рассмотрение предложений оппонента
Отказ от взаимодействия с оппонентом
Тактика демонстративного ухода
Отказ от применения силовых методов
Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
Отрицание важности и серьёзности конфликта
Преднамеренное замедление в принятии решений
Страх сделать ответный ход
ПОДАВЛЕНИЕ
ПЕРЕГОВОРЫ
если не ясен предмет конфликта или перешел в деструктивную фазу и стал представлять угрозу для участников; невозможность вступления в открытый конфликт
Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения; прекращение любых агрессивных действий; проявление внимания к позиции оппонента; тщательное обдумывание последующих действий; использование посредника
СОПЕРНИЧЕСТВО
Конфликт не состоится без Вашего в нём участия
(Айн Рэнд)
(Уэйн Дайэр)
Секрет успеха в разрешении конфликта заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника.
(Далай Лама)
Если Вы не можете принять решение из-за конфликта между умом и сердцем – доверьтесь уму.
Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.
(Михаил Литвак)
(Чарлз Ликсон)
Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс
Молчание и улыбка – два мощных оружия. Улыбка является способом решения многих проблем, молчание же помогает их избежать
Постарайтесь посмотреть проблему глазами оппонента
Не скрывайте доброго отношения к людям
Умейте заставить себя молчать, когда Вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше этого
Мотив — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы)
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Мастерство – способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла
Ремесло – требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом
Творчество - процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность.
Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов
Гениальность — это способности, позволяющие не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое.
Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей
Конфликт (лат. Conffictus - столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Межличностные конфликты — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения
Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями
Статус – положение человека в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности, привилегии.
Социальная роль – это способ поведения человека, определяемый его статусом.
Лидер – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в группе.
Групповые нормы – правила и требования, выработанные в группе, регулирующие поведение её членов.
Санкции – реакция группы на поведение членов, не соответствующее её нормам и принцам: осуждение, внушение, исключение из группы.
Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть