Разделы презентаций


Экология. Определение. Предмет. Задачи

Содержание

Дисциплина «Экология и рациональное природопользование» для направлений подготовки 36.03.02 Зоотехния, 06.03.01 Биология 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукцииВсего – 144 ч (4 з.е.)Лекции – 30 чПрактические занятия - 34 чСамостоятельная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экология. Определение. Предмет. Задачи

Экология.  Определение. Предмет. Задачи

Слайд 2Дисциплина «Экология и рациональное природопользование» для направлений подготовки 36.03.02 Зоотехния, 06.03.01 Биология 35.03.07

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Всего – 144 ч (4

з.е.)
Лекции – 30 ч
Практические занятия - 34 ч
Самостоятельная работа – (27 ч – подготовка к экзамену, 53 ч – самостоятельная работа)
Контрольная работа
Экзамен
Дисциплина «Экология и рациональное природопользование» для направлений подготовки 36.03.02 Зоотехния, 06.03.01 Биология 35.03.07 Технология производства и переработки

Слайд 3Литература по дисциплине «Экология»
Основная литература:
Экология: учебник/ПушкарьВ.С., ЯкименкоЛ.В. - М.: НИЦ

ИНФРА-М, 2015. - 397 с. - (Высшее образование: Бакалавриат) (ЭБС

Инфа-М).

Дополнительная литература:
Степановских, А. С. Общая экология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. С. Степановских. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. (ЭБС Инфа-М).
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) М., "Россия молодая", 1994.
Одум Ю. Основы экологии - М.: Мир, 1975
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990
Словари на академике - http://dic.academic.ru/


Литература по дисциплине «Экология»Основная литература:Экология: учебник/ПушкарьВ.С., ЯкименкоЛ.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 397 с. - (Высшее

Слайд 4Цель и задачи дисциплины «Экология и рациональное природопользование»
Основной целью дисциплины

является:
изучить законы природных процессов
научиться пользоваться данными законами в

условиях усиления антропогенного давления на природу
при выполнении профессиональных функций.

Цель и задачи дисциплины  «Экология и рациональное природопользование»Основной целью дисциплины является: изучить законы природных процессов научиться

Слайд 5Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины «Экология и рациональное

природопользование» решаются следующие задачи:
ИЗУЧЕНИЕ
основных законов и концепций экологии,
основных

свойств живых систем,
средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы,
о взаимодействии человека с окружающей средой,
о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины «Экология и рациональное природопользование» решаются следующие задачи:ИЗУЧЕНИЕ основных законов и

Слайд 6Экология как наука
Экология – (гр. «ойкос» – дом, «логос» -

наука)
буквально, это наука об организмах у себя дома.

Экология как наукаЭкология – (гр. «ойкос» – дом, «логос» - наука) буквально, это наука об организмах у

Слайд 7Корни экологического знания уходят в глубокую древность
Еще на заре человечества

люди имели представление о повадках животных , образе их жизни,

о местах произрастания и сроках сбора растений и т.д.
Корни экологического знания уходят в глубокую древностьЕще на заре человечества люди имели представление о повадках животных ,

Слайд 8В трудах ученых античного мира были сделаны дальнейшие обобщения экологических

знаний.

В трудах ученых античного мира были сделаны дальнейшие обобщения экологических знаний.

Слайд 9В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством

схоластики и богословием.

В этот период только единичные труды содержат факты

научного значения.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословием.В этот период только единичные

Слайд 10Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком

к развитию биологических наук.
Накопление и описание фактического материала -

характерная черта естествознания этого периода.

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание

Слайд 11Карл Линней
шведский естествоиспытатель, в своих трудах подчеркивал ведущее влияние климатических

условий для жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.
Жан Батист Ламарк
французский

естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств- одна из важнейших причин эволюции.

Карл Францевич Рулье
русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал значение изучения эволюции.

Карл Линнейшведский естествоиспытатель, в своих трудах подчеркивал ведущее влияние климатических условий для жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.

Слайд 12Александр Гумбольдт
крупнейший немецкий ученый
заложил основы новой науки —

биогеографии (преимущественно географии растений).

Гумбольдт подробно изучил основные климаты Северного полушария

и составил карту его изотерм.
Внес большой вклад в развитие геофизики, вулканологии, гидрографии, изучал природу стран Европы, Центральной и Южной Америки.
В труде «Космос» Гумбольдт предпринял попытку обобщить достижения наук о Земле.

На первом этапе своего развития экология занималась описательным изучением природы.

Александр Гумбольдт крупнейший немецкий ученый заложил основы новой науки  — биогеографии  (преимущественно географии растений).Гумбольдт подробно

Слайд 13Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после

60-х гг. XIX в.).

Начало этапа ознаме­новалось выходом работ русских

ученых
Н. А. Северцова (1827—1885),
В. В. Докучаева (1846— 1903),
впервые обосновавших ряд принципов и понятий эко­логии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.
Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.
Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаме­новалось

Слайд 14Чарлз Дар­вин
(1809—1882) Внес неоценимый вклад в развитие основ экологии,
вскрывший

основные факторы эволюции ор­ганического мира.
То, что Ч. Дарвин называл

«борьбой за су­ществование»,
можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической сре­дой и между собой, т. е. с биотической средой
Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX в. благодаря учению Ч. Дарвина превратилась в науку об адаптациях организмов.
Чарлз Дар­вин (1809—1882)  Внес неоценимый вклад в развитие основ экологии,вскрывший основные факторы эволюции ор­ганического мира. То,

Слайд 15Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина

«экология».
14 сентября 1866 г., немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919)

закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов».

Классифицируя разделы биологии Геккель впервые употребил слово «экология»

Экология – (гр. «ойкос» – дом, «логос» - наука)
буквально, это наука об организмах у себя дома,
т.е. наука об отношениях организмов к окружающей среде

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология».14 сентября 1866 г., немецкий биолог Эрнст

Слайд 16Содержание экологии (по Геккелю)
Окружающая среда

Организм

Содержание экологии (по Геккелю)Окружающая средаОрганизм

Слайд 17Таким образом, Экология как наука возникла в середине XIX в.

в недрах биологии,
которая к тому времени стала интересоваться не только

классификацией всего живого и строением организмов,
но и реакцией животных и растений на условия существования.
Таким образом, Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологии,которая к тому времени стала

Слайд 18Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов

стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом Карлом Мёбиусом (1825-1908)

понятия о БИОЦЕНОЗЕ.

Под биоценозами Мёбиус имел в виду объединения живых организмов,
которые соответствуют по составу, числу видов и особей средним условиям среды,
и в которых организмы связаны взаимной зависимостью,
и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах.
Тем самым были заложены основы важного направления в экологии — БИОЦЕНОЛОГИИ.

Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом

Слайд 19Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию

объектов живой природы особый подход,
который в наши дни получил

название СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.

Этот подход ориентирует исследователя
на раскрытие целостных свойств объектов и механизмов, их обеспечивающих,
на выявление многообразных связей в биологической системе
и разработку эффективной стратегии ее изучения.

В современной науке системная парадигма (господствующая теоретическая концепция, система взглядов) доминирует,
а в экологии системный подход к рассмотрению объектов живой природы является основным.

Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в

Слайд 20 (от греч. sysntema - целое - составленное из частей;

соединение),
множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг с

другом,
образующих определенную целостность, единство.

СИСТЕМА

(от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и

Слайд 21Абиотические компоненты
Вещество

--------------------------------------------------------------------

энергия

иерархия уровней организации живой материи

Абиотические компоненты Вещество            --------------------------------------------------------------------

Слайд 22гены
Организация живой природы

геныОрганизация живой природы

Слайд 23Определение понятия «экосистема»
Экосистема
– это любое сообщество живых существ и

его среда обитания,
объединенные в единое целое,
возникающее на основе взаимодействия

и взаимозависимости

ввел фитоценолог А. Тенсли в 1935г.

Определение понятия «экосистема»Экосистема – это любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое целое,возникающее

Слайд 25Как самостоятельная наука экология окончательно офор­милась в начале XX столетия.


В этот период американский уче­ный Ч. Адаме (1913) создает первую

сводку по экологии, большим количеством ученых пуб­ликуются другие важные обобщения и сводки.
Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский соз­дает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую сту­пень в результате нового подхода к изучению природных сис­тем.
Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосисте­ме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе.
Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок.

Как самостоятельная наука экология окончательно офор­милась в начале XX столетия. В этот период американский уче­ный Ч. Адаме

Слайд 26Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим за­грязнением

окружающей среды и резким усилением воздейст­вия человека на природу экология

приобретает особое значе­ние.

Начинается ТРЕТИЙ ЭТАП (50-е гг. XX в. — до настоящего времени)
— превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей че­ловека среды.
Из строгой биологической науки экология пре­вращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разде­лы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...»
(Реймерс, 1994).

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим за­грязнением окружающей среды и резким усилением воздейст­вия человека

Слайд 27Современное определение науки «Экология»
Экология (по Н.Ф. Реймерсу) –
это совокупность

научных дисциплин,
исследующих взаимоотношения системных биологических структур (от макромолекулы до биосферы)
между

собой и окружающей средой.
Современное определение науки «Экология»Экология (по Н.Ф. Реймерсу) – это совокупность научных дисциплин,исследующих взаимоотношения системных биологических структур

Слайд 28Содержание экологии (по Реймерсу)

Содержание экологии (по Реймерсу)

Слайд 29Предмет экологии

Предмет экологии

Слайд 30Задачи экологии
Вскрыть законы природных процессов
Прикладная экология
Теоретическая экология
изучить механизмы разрушения биосферы

человеком и разработать способы предотвращения

разработать принципы рационального использования природных ресурсов

оптимизация

экологических, экономических, социальных и иных решений для обеспечения устойчивого развития территорий
Задачи экологииВскрыть законы природных процессовПрикладная экологияТеоретическая экологияизучить механизмы разрушения биосферы человеком и разработать способы предотвращенияразработать принципы рационального

Слайд 31окружающая среда- КОГО?

окружающая среда- КОГО?

Слайд 32окружающая среда
Социальная
среда
Биотическая среда
Абиотическая среда
Артеприродная
среда
Квазиприродная
среда
Селитебная
среда
Производственная
среда
Культурная
среда
Социально-экономическая
среда
Социально-психологическая
среда

окружающая средаСоциальная средаБиотическая средаАбиотическая средаАртеприроднаясредаКвазиприроднаясредаСелитебнаясреда ПроизводственнаясредаКультурная средаСоциально-экономическая средаСоциально-психологическая среда

Слайд 33Природная среда
совокупность естественных компонентов окружающей природной среды:
атмосферного воздуха,
поверхностных и

подземных вод,
почв,
недр,
определяющих условия жизнедеятельности человека,
обитания животных, растений

и других живых организмов
Природная средасовокупность естественных компонентов окружающей природной среды:атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, недр, определяющих условия жизнедеятельности

Слайд 34Абиотическая среда
(от греч. а — отрицательная частица и biotikos —

жизненный, живой)
— это совокупность химических и физических факторов обитания

организмов.

температура

давление

Подвижность воздуха

И другие физические факторы

Абиотическая среда(от греч. а — отрицательная частица и biotikos — жизненный, живой) — это совокупность химических и

Слайд 35Биотическая среда
(от греч. biotikos — жизненный, живой)
совокупность живых организмов,

оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.

Биотическая среда(от греч. biotikos — жизненный, живой) совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.

Слайд 36Антропогенная среда
(от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий,

рождённый)
— среда обитания, преобразованная человеком и человеческой деятельностью

Антропогенная среда(от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий, рождённый) — среда обитания, преобразованная человеком и

Слайд 37Артеприродная среда
(от лат. ars (artis) - искусство и природа)
— искусственное

окружение людей, состоящее из
чисто технических элементов (здания, сооружения, асфальт дорог,

искусственное освещение и т. д.)
и природных (воздух, естественное освещение и т. д.) элементов.
Артеприродная среда(от лат. ars (artis) - искусство и природа)— искусственное окружение людей, состоящее изчисто технических элементов (здания,

Слайд 38Квазиприродная среда
(от лат. quasi — якобы, как будто и природа)

преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы, в

том числе садово-паркового типа.
Квазиприродная среда не способна к самоподдержанию.

Квазиприродная среда(от лат. quasi — якобы, как будто и природа)— преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные

Слайд 39Селитебная среда
жилая зона, район населенного пункта,
в пределах которого размещены

жилые дома
и в котором запрещено строительство промышленных, транспортных и

иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.

Селитебная средажилая зона, район населенного пункта, в пределах которого размещены жилые дома и в котором запрещено строительство

Слайд 40Производственная среда
совокупность вещественных, энергетических, биотических и информационных агентов, воздействующих на

человека в процессе производства.

Производственная средасовокупность вещественных, энергетических, биотических и информационных агентов, воздействующих на человека в процессе производства.

Слайд 41Социальная среда
совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его

сознание и поведение.

Социальная средасовокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.

Слайд 42Социально-психологическая среда
внеэкономические отношения между людьми,
включающие степень внимания друг к

другу,
взаимное уважение или, наоборот, неуважение,
интерес или безразличие к общему

делу и успехам каждого члена коллектива,
единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений и т. п.
Социально-психологическая средавнеэкономические отношения между людьми, включающие степень внимания друг к другу, взаимное уважение или, наоборот, неуважение,интерес или

Слайд 43Социально-экономическая среда
отношения между людьми
между ними и создаваемыми ими материальными

и культурными ценностями,
воздействующими на человека.

Социально-экономическая средаотношения между людьми между ними и создаваемыми ими материальными и культурными ценностями, воздействующими на человека.

Слайд 44Культурная среда
среда материально-духовной сферы жизни людей, включающая в себя предметные

результаты деятельности человека

Культурная средасреда материально-духовной сферы жизни людей, включающая в себя предметные результаты деятельности человека

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика