Слайд 1Экология.
Определение. Предмет. Задачи
Слайд 2Дисциплина «Экология и рациональное природопользование»
для направлений подготовки
36.03.02 Зоотехния, 06.03.01 Биология
35.03.07
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Всего – 144 ч (4
з.е.)
Лекции – 30 ч
Практические занятия - 34 ч
Самостоятельная работа – (27 ч – подготовка к экзамену, 53 ч – самостоятельная работа)
Контрольная работа
Экзамен
Слайд 3Литература по дисциплине «Экология»
Основная литература:
Экология: учебник/ПушкарьВ.С., ЯкименкоЛ.В. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2015. - 397 с. - (Высшее образование: Бакалавриат) (ЭБС
Инфа-М).
Дополнительная литература:
Степановских, А. С. Общая экология [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / А. С. Степановских. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с. (ЭБС Инфа-М).
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) М., "Россия молодая", 1994.
Одум Ю. Основы экологии - М.: Мир, 1975
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990
Словари на академике - http://dic.academic.ru/
Слайд 4Цель и задачи дисциплины
«Экология и рациональное природопользование»
Основной целью дисциплины
является:
изучить законы природных процессов
научиться пользоваться данными законами в
условиях усиления антропогенного давления на природу
при выполнении профессиональных функций.
Слайд 5Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины «Экология и рациональное
природопользование» решаются следующие задачи:
ИЗУЧЕНИЕ
основных законов и концепций экологии,
основных
свойств живых систем,
средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы,
о взаимодействии человека с окружающей средой,
о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.
Слайд 6Экология как наука
Экология – (гр. «ойкос» – дом, «логос» -
наука)
буквально, это наука об организмах у себя дома.
Слайд 7Корни экологического знания уходят в глубокую древность
Еще на заре человечества
люди имели представление о повадках животных , образе их жизни,
о местах произрастания и сроках сбора растений и т.д.
Слайд 8В трудах ученых античного мира были сделаны дальнейшие обобщения экологических
знаний.
Слайд 9В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством
схоластики и богословием.
В этот период только единичные труды содержат факты
научного значения.
Слайд 10Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком
к развитию биологических наук.
Накопление и описание фактического материала -
характерная черта естествознания этого периода.
Слайд 11Карл Линней
шведский естествоиспытатель, в своих трудах подчеркивал ведущее влияние климатических
условий для жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.
Жан Батист Ламарк
французский
естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств- одна из важнейших причин эволюции.
Карл Францевич Рулье
русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал значение изучения эволюции.
Слайд 12Александр Гумбольдт
крупнейший немецкий ученый
заложил основы новой науки
—
биогеографии
(преимущественно географии растений).
Гумбольдт подробно изучил основные климаты Северного полушария
и составил карту его изотерм.
Внес большой вклад в развитие геофизики, вулканологии, гидрографии, изучал природу стран Европы, Центральной и Южной Америки.
В труде «Космос» Гумбольдт предпринял попытку обобщить достижения наук о Земле.
На первом этапе своего развития экология занималась описательным изучением природы.
Слайд 13Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после
60-х гг. XIX в.).
Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских
ученых
Н. А. Северцова (1827—1885),
В. В. Докучаева (1846— 1903),
впервые обосновавших ряд принципов и понятий
экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.
Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.
Слайд 14Чарлз Дарвин
(1809—1882)
Внес неоценимый вклад в развитие основ экологии,
вскрывший
основные факторы эволюции органического мира.
То, что Ч. Дарвин называл
«борьбой за
существование»,
можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой
Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX в. благодаря учению Ч. Дарвина превратилась в науку об адаптациях организмов.
Слайд 15Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина
«экология».
14 сентября 1866 г., немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919)
закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов».
Классифицируя разделы биологии Геккель впервые употребил слово «экология»
Экология – (гр. «ойкос» – дом, «логос» - наука)
буквально, это наука об организмах у себя дома,
т.е. наука об отношениях организмов к окружающей среде
Слайд 16Содержание экологии (по Геккелю)
Окружающая среда
Организм
Слайд 17Таким образом, Экология как наука возникла в середине XIX в.
в недрах биологии,
которая к тому времени стала интересоваться не только
классификацией всего живого и строением организмов,
но и реакцией животных и растений на условия существования.
Слайд 18Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов
стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом Карлом Мёбиусом (1825-1908)
понятия о БИОЦЕНОЗЕ.
Под биоценозами Мёбиус имел в виду объединения живых организмов,
которые соответствуют по составу, числу видов и особей средним условиям среды,
и в которых организмы связаны взаимной зависимостью,
и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах.
Тем самым были заложены основы важного направления в экологии — БИОЦЕНОЛОГИИ.
Слайд 19Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию
объектов живой природы особый подход,
который в наши дни получил
название СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
Этот подход ориентирует исследователя
на раскрытие целостных свойств объектов и механизмов, их обеспечивающих,
на выявление многообразных связей в биологической системе
и разработку эффективной стратегии ее изучения.
В современной науке системная парадигма (господствующая теоретическая концепция, система взглядов) доминирует,
а в экологии системный подход к рассмотрению объектов живой природы является основным.
Слайд 20 (от греч. sysntema - целое - составленное из частей;
соединение),
множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг с
другом,
образующих определенную целостность, единство.
СИСТЕМА
Слайд 21Абиотические компоненты
Вещество
--------------------------------------------------------------------
энергия
иерархия уровней организации живой материи
Слайд 23Определение понятия «экосистема»
Экосистема
– это любое сообщество живых существ и
его среда обитания,
объединенные в единое целое,
возникающее на основе взаимодействия
и взаимозависимости
ввел фитоценолог А. Тенсли в 1935г.
Слайд 25Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия.
В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую
сводку по экологии, большим количеством ученых публикуются другие важные обобщения и сводки.
Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем.
Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе.
Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок.
Слайд 26Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением
окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология
приобретает особое значение.
Начинается ТРЕТИЙ ЭТАП (50-е гг. XX в. — до настоящего времени)
— превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.
Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...»
(Реймерс, 1994).
Слайд 27Современное определение науки «Экология»
Экология (по Н.Ф. Реймерсу) –
это совокупность
научных дисциплин,
исследующих взаимоотношения системных биологических структур
(от макромолекулы до биосферы)
между
собой и окружающей средой.
Слайд 28Содержание экологии (по Реймерсу)
Слайд 30Задачи экологии
Вскрыть законы природных процессов
Прикладная экология
Теоретическая экология
изучить механизмы разрушения биосферы
человеком и разработать способы предотвращения
разработать принципы рационального использования природных ресурсов
оптимизация
экологических, экономических, социальных и иных решений для обеспечения устойчивого развития территорий
Слайд 32окружающая среда
Социальная
среда
Биотическая среда
Абиотическая среда
Артеприродная
среда
Квазиприродная
среда
Селитебная
среда
Производственная
среда
Культурная
среда
Социально-экономическая
среда
Социально-психологическая
среда
Слайд 33Природная среда
совокупность естественных компонентов окружающей природной среды:
атмосферного воздуха,
поверхностных и
подземных вод,
почв,
недр,
определяющих условия жизнедеятельности человека,
обитания животных, растений
и других живых организмов
Слайд 34Абиотическая среда
(от греч. а — отрицательная частица и biotikos —
жизненный, живой)
— это совокупность химических и физических факторов обитания
организмов.
температура
давление
Подвижность воздуха
И другие физические факторы
Слайд 35Биотическая среда
(от греч. biotikos — жизненный, живой)
совокупность живых организмов,
оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.
Слайд 36Антропогенная среда
(от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий,
рождённый)
— среда обитания, преобразованная человеком и человеческой деятельностью
Слайд 37Артеприродная среда
(от лат. ars (artis) - искусство и природа)
— искусственное
окружение людей, состоящее из
чисто технических элементов (здания, сооружения, асфальт дорог,
искусственное освещение и т. д.)
и природных (воздух, естественное освещение и т. д.) элементов.
Слайд 38Квазиприродная среда
(от лат. quasi — якобы, как будто и природа)
—
преобразованные человеком (культурные) природные ландшафты и созданные им агроценозы, в
том числе садово-паркового типа.
Квазиприродная среда не способна к самоподдержанию.
Слайд 39Селитебная среда
жилая зона, район населенного пункта,
в пределах которого размещены
жилые дома
и в котором запрещено строительство промышленных, транспортных и
иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.
Слайд 40Производственная среда
совокупность вещественных, энергетических, биотических и информационных агентов, воздействующих на
человека в процессе производства.
Слайд 41Социальная среда
совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его
сознание и поведение.
Слайд 42Социально-психологическая среда
внеэкономические отношения между людьми,
включающие степень внимания друг к
другу,
взаимное уважение или, наоборот, неуважение,
интерес или безразличие к общему
делу и успехам каждого члена коллектива,
единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений и т. п.
Слайд 43Социально-экономическая среда
отношения между людьми
между ними и создаваемыми ими материальными
и культурными ценностями,
воздействующими на человека.
Слайд 44Культурная среда
среда материально-духовной сферы жизни людей, включающая в себя предметные
результаты деятельности человека