Слайд 2Под термином «физическое развитие» понимается процесс роста (увеличение длины и
массы тела, развитие отдельных частей тела), изменение пропорций, телосложения, мышечной силы,
и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства.
Слайд 3На физическое развитие детей оказывают влияния различные факторы:
I. Генетические (эндогенные)
II. Экзогенные
факторы
1. Питание
2. Режим жизни:
а) Адекватная физическая подвижность б) недостаточность сна
3.
Эмоциональное состояние.
4. Острые и хронические заболевания.
5. Среда.
6. Небольшое влияние оказывает порядковый номер беременности и родов, возраст матери.
Слайд 4Процессы роста подчиняются определенным законам:
1. Закон неуклонного торможения энергии роста.
2. Закон неравномерности изменений скорости роста. Каждая отдельная кость и скелет
в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления».
3. Закон аллометрического роста. Детям свойственна непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Слайд 5Периодизация детства, предложенная Штратцем [Stratz, 1903]:
— период первого «округления»: с
1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела
над длиной тела;
— период первого «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;
— период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го по 10-й годы жизни;
— период второго «вытягивания»: с 11 до 15 лет;
— период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет.
Слайд 64. Зависимость роста и развития от пола. Мальчики, в конечном
итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки
относительно раньше (на 1–2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела.
5. Зависимость роста и развития от факторов внешней среды
6. Зависимость роста и развития от наследственности.
7. Акселерация роста и развития. Акселерация — это ускоренное физическое и половое развитие ребенка.
Слайд 7При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели:
длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей
до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
Слайд 8Длина тела является показателем, характеризующим состояние ростовых процессов в организме;
это наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития.
Масса
тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания.
Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Слайд 9А также…
информативными показателями биологического созревания являются
в возрасте до 1 года
может быть «костный возраст» (сроки появления ядер окостенения скелета верхних
и нижних конечностей), количество молочных зубов.
в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»).
Слайд 10в дошкольном возрасте - изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности
головы к длине тела, «Филиппинский тест»).
в среднем школьном возрасте дополнительным
показателем является количество постоянных зубов,
в старшем школьном возрасте – степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.
Слайд 11Формула молочных зубов:
N – 4, где N – число
месяцев до 24 (до двух лет)
Слайд 12На момент определения физического развития у каждого ребенка должен определяться
точный возраст, выраженный в годах, месяцах и днях.
Скорость изменения
показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Слайд 13При возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых
лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось
бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней.
Поэтому:
к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней,
к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Слайд 14Развитие ребенка первого года жизни
ДОНОШЕННЫЙ НОВОРОЖДЕННЫЙ:
Рост (длина тела)
– в среднем 50-52 см (46-56 см)
Вес (или масса)
доношенного новорожденного составляет 2501–4500 г. К концу 1 месяца прибавка массы тела — в среднем на 600 г.
Средний вес: 3200-3400 г. – девочки,
3300-3500 г. – мальчики
Окружность головы новорожденного на 2–4 см больше окружности груди и составляет 34-36 см.
Окружность грудной клетки в среднем 32-34 см.
Слайд 15Массо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура -это отношение массы
в граммах к длине тела в сантиметрах.
При нормотрофии величина индекса
составляет 60 –70.
Снижение массо-ростового индекса свидетельствует о внутриутробной гипотрофии:
I степень 60-56
II степень 55-50
III степень меньше 50
Слайд 16 Рост (Р)
В первые 3 месяца
жизни, ребенок вырастает на 3 см ежемесячно.
С 3-го по
6-й месяц - по 2,5 см каждый месяц
C 6-го по 9-й месяц прибавка составляет 1,5–2 см ежемесячно,
C 10-го по 12 месяц — по 1 см в месяц.
За год ребенок вырастает в среднем на 25 см, и в год его рост около 75 см.
Слайд 17Масса тела (М)
Масса тела = масса тела при рождении (г)
+ 800хN,
где N — число месяцев
Масса тела = масса
тела при рождении + 800х6 (прибавка веса за первые 6 месяцев) + 400х(N–6),
где N — число месяцев (от 6 до 12).
К 4-м месяцам вес ребенка удваивается, к году — утраивается.
С 2-летнего возраста до периода полового созревания вес ребенка увеличивается в среднем на 2 кг в год.
Слайд 18Окружность головы (ОГ) и Окружность грудной клетки (Огк)
В 3-4 мес.
ОГ=ОГК
В дальнейшем Огк больше ОГ.
В полгода средняя окружность головы
ребенка равна 43 см.
на каждый последующий после шестого месяц прибавляют 0,5 см, а на каждый недостающий вычитают 1,5 см.
В 6 месяцев окружность груди равна 45 см, после шестого месяца происходит увеличение окружности груди в среднем на 0,5 см ежемесячно; за каждый недостающий месяц вычитаем по 2 см.
К году окружность груди равна 47–48 см.
Слайд 19Физическое развитие детей старше года
На втором году жизни вес тела
ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на
2 кг.
С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.
В течение 2 года прибавки роста составляют 12–13 см, в течение 3-го 7-8 см.
Исследования последнего времени свидетельствуют, что циклы чередования преимущественного роста «в длину» и прибавок массы тела чередуются у мальчиков с интервалом 2,2 года, у девочек 2,1 года.
Слайд 20Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних
конечностей.
Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик
скорости роста для туловища.
У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.
Прекращение роста у девушек, в основном, завершается к 17–18 годам, у юношей — к 18–20 годам.
Слайд 21Рост (Р) после 1 года
До 4 лет
Р = 100
– 8 (4 – n), где n – возраст ребенка в годах
В
4 года рост =100 см
Старше 4 лет
Р = 100 + 6(n – 4) n – годы жизни
В 8 лет рост = 130 см.
Старше 8 лет
Р = 130 +5(n – 8)
5 – 10 лет
Р = 110 + 6(n – 5)
Слайд 22Вес (масса тела - М) после 1 года:
От 1 года
до 10 лет
М = 10 + 2хn n – годы жизни
От года
до 5 лет
М = 19 – 2(5 – n) n – годы жизни
Старше 5 лет
М = 19 + 3(n – 5) n – годы жизни
Старше 10 лет
М = 30 + 4 (n -10) n – годы жизни
Слайд 23АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела
в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную
характеристику и оценку физического развития человека
Масса тела
Длина тела
Окружность головы
Окружность грудной клетки
Слайд 24Правила проведения антропометрии.
Массу тела грудного ребенка определяют на специальных
детских электронных весах, точность измерения которых составляет 1 г. Массу
тела детей более старшего возраста определяют на специальных медицинских весах, точность измерения которых составляет 50 г. Исследование проводят утром натощак.
Слайд 25Правила проведения антропометрии.
Длину тела у детей первых 2 лет жизни
измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде
доски длиной 80 и шириной 40 см с сантиметровой шкалой.
У детей старше 2 лет длину тела измеряют с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения длины тела стоя, другая - сидя.
Слайд 26ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ
Окружность головы измеряют с помощью сантиметровой ленты.
Ленту прикладывают
сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным
дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке.
Слайд 27ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ
Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа,
у старших детей – в положении стоя.
Начало сантиметровой ленты
находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы.
Слайд 28Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам)
Центильные таблицы представляют собой
своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям
роста, массы, окружности груди и головы.
Слайд 29Что такое центильные таблицы?
Представьте себе 100 детей одного возраста и
пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до
самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.
Слайд 30Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам)
Слайд 32Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам) (1)
1-й центильный интервал –
область «низких» величин, встречается редко (не чаще 3 или 5%) у здоровых
детей, ребенок требует обследования или консультирования – «Группа диагностики».
2-й центильный интервал – от 3(5) до 10 центиля, область «сниженных» величин, встречается у 7(5)% здоровых детей, ребенку показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития – «Группа внимания»
3-й центильный интервал – от 10 до 25 центиля, область показателей «ниже средних» величин, встречается у 15 % здоровых детей
Слайд 33Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам) (2)
4-й центильный интервал –
от 25 до 50 центиля, область показателей «средненизких» величин, встречается
у 25 % здоровых детей.
50 центиль представляет собой медиану
5-й центильный интервал – от 50 до 75 центиля, область показателей «средневысоких» величин, встречается у 25 % здоровых детей
6-й центильный интервал – от 75 до 90 центиля, область показателей «повышенных» величин, встречается у 15 % здоровых детей
Слайд 34Оценка по центильным таблицам (одномерным центильным шкалам) (3)
7-й центильный интервал –
от 90 до 97(95) центиля, область «повышенных» величин, встречается у
7(5)% здоровых детей, показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития – «Группа внимания»
8-й центильный интервал – от 97(95) центиля, область «высоких» величин, встречается редко (не чаще 3(5)%) у здоровых детей, высока вероятность патологической природы изменений, ребенок требует обследования или консультирования – «Группа диагностики»
Слайд 35 Для скрининговых обследований предлагается относить к вариантам нормы
величины в 3 – 6 центильных интервалах (от 10 до
90 центиля), встречающиеся у 80% здоровых детей.
Гармоничность развития:
Если разность номеров центильных интервалов между любыми двумя вышеназванными показателями не превышает 1, то развитие следует считать гармоничным.
Если эта разность составляет 2, то развитие дисгармоничное.
При разнице в 3 интервала - резко дисгармоничное или гетерохронное развитие.
Слайд 36Темповый соматотип – это характеристика темпа роста ребенка, определенная на основе
номеров центильных оценок ДТ, МТ, ОГК и отражающая биологический возраст
ребенка. Соматотип вычисляется как сумма номеров центильных интервалов (возрастно-половой шкалы) для длины, массы тела и окружности грудной клетки.
МИКРОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующий замедленный темп возрастного развития – сумма баллов от 3 до 10.
МЕЗОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующий средний темп роста - сумма баллов от 11 до 17
МАКРОСОМАТИЧЕСКИЙ тип, характеризующийся ускоренными темпами развития – сумма баллов от 18 до 24.
Слайд 37В 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были составлены
центильные таблицы по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР), проведенного
в 1997-2003 гг.
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
http://www.who.int/childgrowth/standards/ru/
Слайд 38Психомоторное развитие.
Первый
год жизни.
Слайд 40Новорожденные беспомощны, они не могут существовать без помощи взрослых. Большую
часть времени спят (20—21 ч в сутки).
Движения не координированные,
атетозоподобные.
Тонус мышц-сгибателей повышен.
Хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы.
Выражены рефлексы новорожденных.
С 10-го дня появляется слуховое сосредоточение.
Обладает вкусовыми и болевыми ощущениями.
Слайд 42 Появляется зрительное сосредоточение, движения глазных яблок становятся координированными, взгляд
фиксируется на ярком неподвижном предмете.
Начинает улыбаться.
Лежа на
животе, на мгновение приподнимает голову так, что она находится на уровне тела.
Начинает произносить отдельные гортанные звуки.
Слайд 44 Длительно фиксирует взгляд на неподвижном предмете.
Следит за
движущейся игрушкой или взрослым, поворачивая голову, улыбается.
Совершает повороты
головы на звук.
Приподнимает и непродолжительно (1-2 минуты) удерживает голову, лежа на животе.
Слайд 46 Появляется комплекс оживления. Ребенок живо реагирует на попытки общения
с ним, эмоционально гулит, узнает близких.
Удерживает голову в вертикальном
положении (на руках у взрослого).
Начинает ощупывать свои руки, перебирать пальцами одеяло и край пеленки.
Начинают формироваться целенаправленные движения. Ребенок пытается прикоснуться к предлагаемому предмету и в течение некоторого времени удерживает его.
Слайд 48 Эмоционально гулит.
Позитивные эмоции выражает смехом.
Ищет
глазами невидимый источник звука.
Совершенствуется координация деятельности мышц, достигает
большого совершенства в доставании предметов, расположенных в пределах досягаемости, берет их в рот для исследования.
Способен захватывать висящую игрушку и длительно ее рассматривать.
Переворачивается со спины на живот
Слайд 51 Отличает близких людей от чужих, по-разному реагируя на них.
Реакция радостного оживления выражена очень ярко, ребенок громко смеется.
Способен
узнавать голос матери, различать строгие и ласковые голосовые интонации при обращении к нему.
Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее.
Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук;
Переворачивается со спины на живот и обратно;
Способен есть с ложки густую кашу.
Слайд 53 Начинает произносить отдельные слоги («ба», «на», «па» — начало
лепета).
Берет игрушку из разных положений, рассматривает ее, перекладывает
из руки в руку, тянет в рот.
Может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
Развивается способность сидеть.
Слайд 56 Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает)
Хорошо
ползает.
В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом
предмет, постоянно находящийся на одном месте (этап возникновения сенсорной речи).
Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Начинает самостоятельно сидеть.
Слайд 58 Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит,
вынимает и т. д.).
Самостоятельно садится и ложится, сидит
без поддержки, встает и переступает, держась за барьер.
По просьбе взрослых производит ряд жестов: играет в «ладушки», протягивает или убирает руку.
Характерная поза для детей этого возраста — положение на четвереньках.
Произношение слов (лепет) усложняется, произносятся цепочки слогов, появляются новые звуки и интонации (модулированный лепет).
Слайд 60 Понимает названия нескольких предметов, по просьбе: «Где ляля?», «Где
мишка?» — ищет названный предмет.
Научившись стоять с поддержкой,
способен сделать несколько шагов, если его поддерживать двумя руками. Однако возможны значительные вариации сроков появления ходьбы.
Знает свое имя
Машет рукой при прощании или, имитируя рукопожатие, сводит руки вместе.
Слайд 63 Совершенствуются произвольные движения, что проявляется в усложнении обращения с
игрушками и другими предметами.
Активно ищет игрушки, вынимает их
из коробки, по просьбе взрослого дает ему игрушку, рвет бумагу, следит за движением брошенных предметов.
Слайд 65 Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по просьбе
взрослого — надевает и снимает кольцо пирамидки и т. д.
Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги.
Речевая функция приобретает свойства осмысленного лепета. Произносит первые осмысленные слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па», «би-би», «ав-ав» — (возникновение речи).
Пьет из чашки, удерживая ее обеими руками, делает попытки есть ложкой. Различает пищу по внешнему виду.
Знает названия частей тела и по просьбе взрослых показывает их.
Слайд 67 Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет
поручения (принеси, отдай, найди и т. д.).
Различает значение
слов «можно» и «нельзя».
К году большинство детей произносит 10—12 слов.
Начинает ходить самостоятельно, широко расставив ноги, и проходит обычно 2-5 м.
Слайд 68Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с
игрушками (катает, кормит, возит и т. д.), переносит разученные действия
с одного предмета на другой.
При выполнении действий лицо ребенка сосредоточено.
Если действие удалось, возникает эмоция радости. Неудача сопровождается мимикой неудовольствия, плачем, а иногда — выражением гнева и протеста (отчаянный крик, изгибания тела, отталкивание).
Общий комплекс оживления к концу года уже отсутствует.
Слайд 69КОНТРОЛЬ ЗА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
На первом году жизни оценку производят
ежемесячно
На 2 – м году жизни – ежеквартально
На 3
– м году жизни 1 раз в полугодие
В последующие годы - ежегодно.
Слайд 70Методы контроля за нервно-психическим развитием детей
Нервно – психическое развитие
оценивается возрастном аспекте по ведущим линиям развития.
Для 1 – го
года жизни ведущие линии развития:
Аз – анализатор зрения,
Ас – анализатор слуха,
Э – эмоции,
До – движения общие,
Др – движения рукой,
Ра – речь активная,
Рп – речь понимаемая,
Н – навыки
Слайд 71Для детей 2 – го года жизни ведущими линиями развития
являются:
Ра – речь активная,
Рп – речь понимаемая,
С – сенсорное развитие,
До
— движения общие,
Н – навыки,
И – игра и действия с предметами.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума
Слайд 72Для детей 3 – го года жизни определяют 9 линий
развития:
Ра – речь активная, грамматика;
Ра – речь активная, вопросы;
С –
сенсорное развитие, восприятие форм;
С – сенсорное развитие, восприятие цвета;
И – сюжетная игра;
До – движения общие;
Н – навыки ( в одевании, в еде);
Кд – конструктивная деятельность;
Из – изобразительная деятельность.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума
Слайд 73Алгоритм оценки и определения группы развития ребенка
Изучив ведущие линии развития
у обследуемого ребенка, определяют наличие отклонений от нормы: опережение или
задержку.
По показателю с самым низким уровнем развития определяют группу развития.
Определяют насколько равномерна задержка (опережение) в развитии ребенка.
Если задержка (опережение) равномерная, то необходимо определить степень задержки (опережения).
В случае неравномерной задержки (опережения) в развитии ребенка, следует определить степень неравномерности.
У ребенка с дисгармоничным развитием определить группу дисгармоничного развития.
Слайд 74Характеристика групп дисгармоничного развития детей раннего возраста