Слайд 1ФРАНЦУЗСКАЯ
«НОВАЯ ВОЛНА» 1960-Х ГГ.
Слайд 2ТРАДИЦИИ
Группа 30-ти: короткометражное документальное и научно-популярное кино
Творчество Робера Брессона
Направление «поэтический
реализм» во французском кинематографе 1960-х годов
«кино-нуар» в американском кинематографе 1940-х
гг.
Творчество Орсона Уэллса и Альфреда Хичкока
Итальянский неореализм
«новый роман» во французской литературе 1950-х гг.
Слайд 3Кайю дю Синема
Основан в 1951 г. Андре Базеном, Жаком Даниоль-Валькрозом,
Жозефом-Мари Ло Дюкам.
Редакторы:
Андре Базен (1951 – 1958)
Эрик Ромер (1958 –
1963)
Жак Риветт (1963 – 1965)
Слайд 4Кайю дю Синема: теоретические положения
Протест против экранизации классиков национальной литературы,
исторических фильмов
Требование обращения к темам современности
Анализ для западного зрителя произведений
Орсона Уэллса и Альфреда Хичкока
За принцип глубинной мизансцены, против диктатуры монтажа
Теория «камера-перо» Александра Астрюка
1955 г. – Франсуа Трюффо – учение об авторском кино
Слайд 5Теория авторского кино
Фильм – произведение киноискусства
Творец произведения - режиссер
До теории
авторского кино фильм рассматривался как продукт киноиндустрии с совокупным авторством
продюсера, режиссера, сценаристов, композитора и актеров.
Слайд 6Общая характеристика кинопроизведений «новой волны»
во французском кинематографе
«камера-перо»: использование мобильной кинокамеры
Происхождение
режиссеров из числа кинокритиков
Небольшая творческая группа: режиссер (зачастую он же
оператор и сценарист), оператор, небольшое количество актеров
Натурные съемки (Парижские улицы)
Непрофессиональные актеры
Новаторство в фильмах: на уровне сюжетов, на уровне бунтарских тем, на уровне визуальной эстетики
Путешествие ради путешествия
Слайд 7Режиссеры «новой волны»:
Контркультурное, бунтарское направление: Франсую Трюффо, Клод Шаброль, Жан
Люк Годар, Жак Деми, Жан-Пьер Мельвиль
Новаторская визуальная эстетика и новые
повествовательные модели: Ален Рене, Жак Риветт, Луи Малль, Эрик Ромер, Ален Роб-Грийе, Аньес Варда
Слайд 8Франсуа Трюффо (1932 – 1982)
«Четыреста ударов» (1959)
«Стреляйте в пианиста» (1960)
«Жюль
и Джим» (1962)
«451 по Фаренгейту» (1966)
Слайд 9Франсуа Трюффо и
Антуан Дуанель
«400 ударов» (1959)
«Антуан и Коллет» (1962)
«Украденные поцелуи»
(1968)
«Семейный очаг» (1970)
«Ускользающая любовь» (1978)
Слайд 11«400 ударов» (1959)
Автобиографию Франсуа Трюффо
Аллюзии на фильмы «Верное сердце» Жана
Эпштейна, «Ноль за поведение» Жана Виго
Провокационные кадры: бег главного героя,
взгляд на зрителя
Тема свободы, бунта
Слайд 12«Стреляйте в пианиста» (1960)
Оммаж американскому кино-нуару 1940-х годов
По роману американского
писателя Дэвида Гудиса «Там, внизу»
Жанровый синтез: триллер, мелодрама и черная
комедия
Слайд 13«Жюль и Джим» (1962)
Новые молодежные нравы
Любовный треугольник
По роману Анри-Пьера Роше
Слайд 14«451 градус по Фаренгейту» (1966)
Экранизация антиутопии Рэя Бредбери
Слайд 15Общая характеристика творчества:
Автобиографичность
Тема бунтующего человека
Провокационные кинематографические приемы
Слайд 17«На последнем дыхании» (1959)
Криминальная контркультура
Тема экзистенциальной свободы
«рваный» монтаж; снимает без
сценария
Слайд 18«Жить своей жизнью» (1962)
Продолжение романа «Кукольный дом» Г. Ибсена
12 эпизодов
= 12 месяцев года = жизненный цикл
Проблема экзистенциального выбора человеком
жизненного пути
Эксперименты с повествовательной структурой: одновременная запись звука и картинки, статистика, закадровая озвучка актеров (чтение стихов)
Слайд 19«Альфавиль» (1965)
По роману Поля Элюара
Антиутопия
Монотонный закадровый голос
Протест против социальной системы
Оммаж
кино-нуару: детективное расследование в городе будущего под управлением компьютера Альфа-60
Продолжение
традиции «Метрополис» и «Доктор Мабузе» Фрица Ланга
Слайд 20«Безумный Пьеро», 1965
Путешествие ради путешествия
Экзистенциальная свобода
Слайд 22Общая характеристика творчества:
Влияние философии экзистенциализма
Визуальная стилистика: рваный монтаж, соединение звука
и картинки, закадровый монотонный голос
Тема отношений между мужчинами и женщинами
Тема
современных контркультурных явлений (криминал, экзистенциалисты, хиппи) // бунтарская визуальная эстетика
Слайд 23Клод Шаброль (1930 – 2010)
Сопоставление двух персонажей: старых и новых
нравов – симпатия новым нравам (критика мещанства)
Фильмы, рассказывающие историю убийств
мизантропия
Слайд 27Жак Деми (1931 – 1990)
Мюзиклы
Французский и американский периоды
«Лола», 1961
«Залив ангелов»,
1963
«Шербурские зонтики», 1964
«Девушки из Рошфора», 1967
«Ателье моделей», 1969
Слайд 29Жан-Пьер Мельвил
Поляры – ганстерско-полицейские фильмы
Традиции американского кино-нуара
Одинокий профессионал преступного или
полицейского мира, обреченный на смерть
Актеры: Вентура, Делон, Бельмондо
«Стукач», 1962
«Второе дыхание»,
1966
«Самурай», 1967
Слайд 31Ален Рене
Традиция литературы модернизма: Марсель Пруст, Андре Бретон и др.
Традиция
французского авангарда 1920-х гг.
Исследование феномена памяти, воспоминаний
Поэтическая повествовательная структура (гипнотический
закадровый текст)
Слайд 32«Ночь и туман», 1955
О депортации евреев в нацистские лагеря
Документальные материалы
из Освенцима / рассказчик Мишель Букет говорит о распространении фашистской
идеологии
Слайд 33«Хиросима, любовь моя», 1959
«... Я видела это... – Нет, ты
не могла этого видеть...», «Я видела то... – Нет, ты
ничего этого не видела...»
Слайд 34«В прошлом году в Маринбаде», 1961
Сценарист Ален Роб-Грийе («новый роман»,
«антироман»)
Визуализация сновидения / гипнотической реальности / действительной истории
Слайд 35Жак Риветт
Длинный хронометраж
Бессюжетные фильмы; визуализация фантазий, мистические истории
Импровизационный характер фильмов
Сюрреалистическая
эстетика
Названия – игра слов
Традиция – Жана Кокто и Льюиса Кэролла
Слайд 36«Париж принадлежит нам», 1960
Мистическая история о загадочных убийствах
Интеллектуальные молодежные объединения
1960-х годов
Лейтмотив театральной игры – демонстрация кинематографической условности
Слайд 371960-е гг
«Монахиня», 1966
«Безумная любовь», 1968
Слайд 38«Селин и Жюли совсем заврались», 1974
Фантазия в духе Льюиса Кэррола
Слайд 39«Очаровательная проказница», 1991
Слайд 40Луи Маль (1932 – 1995)
Ассистент Жака-Ива Кусто (1956 – «В
мире безмолвия»)
Обращение к табуированным темам в кино
Слайд 41«Лифт на эшафот», 1958
По роману Калеф Ноэля
Сюжетная близость фильму «Одержимость»
Лукино Висконти
Слайд 42«Зази в метро», 1960
по роману Раймона Кено
Слайд 43«Милу в мае», 1990
Сопоставление исторического события (студенческое восстание 1968 года)
и будничной жизни буржуазии
Традиция А.П. Чехова
Традиция Л. Бунюэля
Слайд 44Эрик Ромер (1920 – 2010)
Творческий метод: сопоставление литературных сюжетов прошлого
и современного Парижа
Слайд 45Моралистические рассказы
«Булочница из Монсо», 1963
«Карьера Сюзанны», 1963
«Коллекционерша», 1967
«Моя ночь у
Мод», 1969
«Колено Клер», 1970
«Любовь после полудня», 1971