Слайд 1Организация питания пациентов в стационаре
ГАПОУ ТО «ТЮМЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Лекция №
4
2020-2021
Профессиональный модуль
«Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по
уходу за больными»
Слайд 3План лекции
Нормативные документы, регламентирующие организацию лечебного питания.
Понятие диеты, лечебного стола.
Организация
работы пищеблока.
Организация работы буфетной комнаты.
Организация питания пациентов в отделении стационара.
Способы
кормления пациентов.
Слайд 4Ведущие нормативные документы
Приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 г. N 330
"О
мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-
профилактических учреждениях РФ"
СанПиН 2.1.3.2630 –
10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Слайд 5К какому уровню потребностей (по А. Маслоу)
относится питание?
Слайд 6белки
жиры
углеводы
вода
минеральные соли
микроэлементы
витамины
Слайд 7Полноценное питание составляет основу жизнедеятельности организма человека.
Большая часть пациентов, поступающих
в стационары, имеют существенные нарушения пищевого статуса, проявляющиеся:
у 20% как
истощение и недоедание
у 50% нарушениями липидного обмена
до 90% имеют признаки гипо- и авитаминоза
у более 50% обнаруживаются изменения иммунного статуса.
Слайд 8Нарушения питания в значительной степени
снижают эффективность лечебных мероприятий, особенно при
травмах, ожогах, обширных оперативных вмешательствах и др., увеличивают риск развития
инфекционных осложнений, отрицательно влияют на продолжительность
пребывания пациентов в стационаре.
Слайд 9Лечебное питание
Лечебное питание (диетотерапия) – это питание, удовлетворяющее
физиологические потребности организма
в количестве и соотношении биологически активных соединений и оказывающее лечебное
воздействие.
Слайд 10Путем изменения состава пищи, кулинарной обработки продуктов, режима питания
можно влиять
на функциональное состояние
отдельных органов и систем.
Лечебное питание
обязательно в комплексной терапии
различных заболеваний.
Лечебное питание нередко дает хорошие результаты в тех случаях, когда другие методы лечения неэффективны.
Слайд 11В лечебной практике назначают диеты, разработанные для основных видов заболеваний
в клинике лечебного
питания Института питания РАМН.
Диеты также называют лечебными или
диетическими столами.
Характеристики диет являются базой для составления меню лечебного
питания.
Слайд 12Организация лечебного питания
в ЛПО является неотъемлемой частью лечебного процесса и
входит в число основных лечебных мероприятий.
Слайд 13Общее руководство диетпитанием в ЛПО осуществляет главный врач (зам. главного
врача по лечебной части).
Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог
(медицинская сестра диетическая).
Контроль за соблюдением технологии приготовления и выходом готовых
диетических блюд осуществляет заведующий производством (шеф-повар, старший повар).
Слайд 14Номенклатура постоянно действующих диет в ЛПО устанавливается в соответствии с
ее
профилем и утверждается на Совете по лечебному
питанию.
Во всех ЛПО устанавливается
как минимум
четырехразовый режим питания, по показаниям в отдельных отделениях или для отдельных категорий
пациентов (язвенная болезнь ДПК, сахарный диабет и др.) применяется более частое питание.
Режим питания утверждается на Совете по лечебному
питанию.
Слайд 15При поступлении пациента в ЛПО лечебный стол
назначается лечащим врачом.
Назначенная диета
вносится в историю
болезни и одновременно в температурный лист и листы
врачебных назначений (на
посту и в процедурном кабинете).
Слайд 16Учет диет ведется палатными
медсестрами, ежедневно сообщающими старшей медсестре отделения количество
пациентов и их распределение по диетам.
На основании данных сведений старшая
медсестра отделения составляет по
форме N 1-86 "Порционное требование на питание больных", который подписывается ею, заведующим отделения и передается на пищеблок медицинской сестре диетической.
Слайд 18Устройство и порядок работы пищеблока ЛПО
Слайд 19Пищеблок – это комплекс помещений, в которых
осуществляют прием пищевых продуктов,
их хранение, первичную (холодную) и
тепловую кулинарную обработку и раздачу готовой
пищи.
Слайд 20Пищеблок ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может
соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями (кроме
инфекционных).
Допускается размещение пищеблока в
лечебных корпусах при условии автономных лифтового оборудования и приточно-вытяжной вентиляции.
Слайд 21Все помещения на пищеблоке следует содержать в образцовой чистоте, своевременно
удаляя загрязнения полов, стен, окон, осветительной арматуры, очистка стекол от
пыли и копоти
Текущую уборку проводят влажным способом с
применением дезсредств
ежедневно не менее 2 раз, а также по мере загрязнения
Генеральная уборка в
помещениях пищеблока проводится один раз в месяц
по графику
Слайд 22Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать
гигиеническим требованиям и сопровождаться
документами, удостоверяющими их качество и
безопасность, с указанием даты выработки, сроков
и условий годности (хранения)
продукции.
Слайд 23Поточность технологического процесса
приготовления блюд должна исключать возможность контакта сырых продуктов
(полуфабрикатов) и готовых к употреблению продуктов.
Слайд 24В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и пищевых
отравлений среди пациентов,
связанных с употреблением недоброкачественной пищи существуют категории продуктов, которые не
допускается принимать на пищеблок, и перечень блюд, которые не изготавливаются на пищеблоке.
Слайд 25продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество
и безопасность;
продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками годности,
признаками порчи и загрязнения; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты.);
крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненными механическими примесями;
овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;
мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и
ветеринарного свидетельства;
мясо и яйца водоплавающей птицы (утки, гуси);
непотрошеную птицу;
кровяные и ливерные колбасы;
яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.
не допускается принимать:
Слайд 26не используются:
фляжное, бочковое, непастеризованное молоко
фляжный творог и сметана без тепловой
обработки (кипячения)
прокисшее молоко "самоквас"
консервированные продукты домашнего приготовления.
не изготавливаются на пищеблоке
ЛПО:
сырковая масса, творог
макароны с мясным фаршем ("по-флотски"), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, заливные блюда (мясные и рыбные)
яичница-глазунья
кремы, кондитерские изделия с кремом
изделия во фритюре, паштеты.
Слайд 27Продукты следует хранить по видам продукции:
сухие (мука, сахар, крупа, макаронные
изделия и
др.)
хлеб
мясные
рыбные
молочно-жировые
гастрономические
овощи и фрукты.
В холодильных камерах/холодильниках должны строго соблюдаться правила
товарного соседства.
Слайд 28Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из
нержавеющей стали.
Для приготовления и кратковременного хранения блюд можно использовать алюминиевую
посуду.
Не допускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду.
Слайд 29Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.
Оценку органолептических показателей
и
качества блюд проводит бракеражная комиссия ЛПО (дежурный врач, диетсестра, старший
повар).
Результат
бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой продукции.
Слайд 30В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи отбирается
суточная проба от каждой партии приготовленных блюд.
Посуда для хранения суточной
пробы дезинфицируется
кипячением в течение 5 минут.
Отбор суточной пробы проводит диетсестра в специально выделенные обработанные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками - отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие.
Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее 100 г. Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции).
Суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном холодильнике при температуре +2 +6°С.
Слайд 31В начале каждой смены сотрудники пищеблока и буфетных отмечают в
«Журнале здоровья» отсутствие признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а
также нагноения,
порезов, ожогов.
При появлении указанных признаков сотрудник сообщает руководству и отстраняется от работы на период лечения до полного выздоровления.
Персонал пищеблока и буфетных обязан соблюдать правила личной гигиены: перед
посещением туалета сотрудник обязан снять халат, после посещения – вымыть руки с мылом и обработать руки с применением кожного антисептика.
Слайд 32При выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой
пищи должна быть: первых - не ниже 75°С, вторых -
не ниже
65°С, холодные блюда и напитки - от 7 до 14°С.
Слайд 33Для транспортировки готовой пищи в буфетные комнаты отделений больницы используют
термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся посуду.
Хлеб можно транспортировать
в полиэтиленовых или клеенчатых мешках, но хранение хлеба в которых не разрешается.
Раздачу готовой пищи производят не позднее 2-х часов после ее приготовления, включая и время доставки пищи в отделение.
Слайд 34Кормление пациентов отделения проводят либо в специально выделенном помещении –
столовой, либо в палате.
Слайд 35Меню ежедневно
вывешивается в отделениях
с указанием порций в граммах
на одного пациента.
Слайд 36Раздачу пищи пациентам производят буфетчицы и дежурные медсестры отделения. Санитарки
к раздаче пищи не допускаются.
Спецодежда буфетчицы
должна быть промаркирована: «для получения пищи», «для раздачи пищи», «для мытья посуды» (халат и фартук).
Слайд 37При кормлении пациентов, находящихся на постельном режиме, используется прикроватная тумбочка
с
поворотным столиком или стол складной.
Кормление осуществляется дежурной палатной
медсестрой.
Слайд 38Категорически
буфетных остатки пищи после ее раздачи,
запрещается оставлять в
а
также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.
Слайд 39В буфетных должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи
(не менее 9 м2) и для мытья посуды
(не менее 6 м2).
Слайд 40После каждого кормления производят тщательную уборку помещений буфетной и столовой.
Слайд 42Щетки для мытья посуды и ветошь для
протирки столов после окончания
работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют (при
химической дезинфекции промывают
проточной водой), просушивают
и хранят в специально выделенном месте.
После каждой раздачи пищи производят влажную уборку помещений буфетных. Уборочный инвентарь обеззараживается, промывается, просушивается.
Слайд 43Генеральная уборка буфетных помещений терапевтических отделений проводится по графику не
реже одного раза в месяц.
В хирургических, акушерских стационарах генеральная уборка буфетных
проводится 1 раз в неделю.
Слайд 44Личные продукты питания
пациентов (передачи из дома) хранят в тумбочке (сухие
продукты)
и в специальном холодильнике (скоропортящиеся продукты).
В пакет с продуктами пациента
вкладывается
талон с указанием ФИО пациента, № палаты, даты передачи продуктов.
Слайд 45В местах приема передач (на
«справке») и в отделениях должны быть
вывешены списки
разрешенных для передачи продуктов (с указанием их предельного количества).
Слайд 46Ежедневно дежурная медсестра отделения проверяет соблюдение
правил и сроков годности
(хранения) пищевых
продуктов,
хранящихся в холодильниках отделения.
При обнаружении продуктов с
истекшим сроком годности, хранящихся
без упаковок, а также имеющих признаки
порчи, они должны изыматься
в пищевые отходы.
О правилах хранения личных пищевых продуктов пациент должен быть информирован при поступлении в отделение.
Слайд 47В случае, если предполагается оказание
медицинской помощи детям в возрасте до
одного года, в составе отделения предусматривается
помещение для приготовления и розлива
детских
смесей.
В дневных стационарах поликлиник с
кратковременным пребыванием пациентов (не более
4 часов) без организации горячего питания
предусматриваются комнаты подогрева пищи (с
умывальником, холодильником и оборудованием для разогрева пищи). Допускается использование одноразовой посуды.
Слайд 48В ЛПО возможна организация индивидуально-
порционной системы питания пациентов и персонала
(«таблет-питание») – система, при которой на раздаточной линии пищеблока для
каждого пациента (сотрудника) комплектуется индивидуальный поднос с крышкой, с набором порционных блюд. Доставка
питания в отделения осуществляется в специальных термо-контейнерах - тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется на пищеблок.
Слайд 49При применении технологии системы "таблет- питания" в палатных отделениях могут
не
предусматриваться столовые, буфетная состоит
из одного помещения, которое оборудуется раковиной для
мытья рук, моечной ванной для дезинфекции посуды (в случае проведения
противоэпидемических мероприятий), бытовым
холодильником, СВЧ-печью, электрическими чайниками.
Мытье посуды осуществляется централизованно
на пищеблоке.
Слайд 50 Искусственное питание
Когда нормальное питание пациента через рот затруднено или
невозможно (некоторые заболевания полости рта, пищевода, желудка, бессознательное состояние) организуют
искусственное
питание. В зависимости от клинической ситуации могут быть использованы различные виды искусственного питания:
Слайд 52через создание оперативным путем искусственных свищей в стенке желудка (гастростому)
или тонкой кишки (илеостому)
Слайд 53ректально в виде питательной клизмы
Слайд 54парентерально – минуя пищеварительный тракт (в виде внутривенных капельных вливаний)