Слайд 1
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж
Предмет: Теоретические
основы организации
обучения в начальных классах
Тема: Познавательные процессы младших школьников
Подготовил студент 2-го курса ПНК - 20
Крылов Владислав
Преподаватель Исмагилова А.В.
Апрель 2020 год
Слайд 2Познавательные процессы.
Психические процессы, с помощью которых человек познаёт мир,
себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями.
К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Именно о «Внимании» пойдёт разговор сегодня:
Слайд 3Что такое внимание?
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания
на определённом объекте.
Внимание - это всегда характеристика какого-то психического
процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.
Слайд 4Внимание это?
Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное
для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание,
воображение и др.
Слайд 5Основные свойства внимания
К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и
объём внимания.
концентрация (степень сосредоточенности на каком либо объекте или деятельности,
при отвлечении от всего остального).
Устойчивость (длительное удержание внимания на каком либо предмете или деятельности).
Объём (количество объектов, которое охватывает внимание одномоментно, одновременно).
Распределение (умение выполнять две или более деятельности, удерживая на них свое внимание).
Переключение (это сознательное или осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, в связи с изменением задачи деятельности).
Слайд 6Виды внимания:
Непроизвольное (непреднамеренное) не зависит от нашего желания, воли, намерений.
Возникает само по себе, без усилий с нашей стороны.
Произвольное
(преднамеренное). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание.
Послепроизвольное – переход от произвольного внимания с появлением интереса к определенной деятельности
Слайд 7Особенности этого процесса
В первые месяцы жизни - непроизвольное внимание.
На
основе непроизвольного в дальнейшем формируется произвольное.
В младшем школьном возрасте
происходит интенсивное развитие всех свойств внимания ( резко увеличивается объем, повышается устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения).
Развитие внимания младшего школьника – одно из основных приобретений личности на данном этапе онтогенеза.
Слайд 8Задания, упражнения, игры, направленные на диагностику и развитие внимания
Дети младших
классов легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за
окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесёте.
Слайд 9
Игра «Догони робота»
на концентрацию, избирательность
и устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.
Слайд 10
Упражнение «Слушаю и считаю»
Развиваем распределение внимания
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по
столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Слайд 11
Упражнение «Читаю и считаю» на
переключаемость и распределение внимания
Предложите ребёнку
прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нём. Для
счёта не используем пальцы.
Слайд 12
Упражнение «Запомни всё» на концентрацию и распределение внимания
Предложите ребёнку внимательно
рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу,
вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Слайд 13Игра «Сравни и найди отличия»
на развитие концентрации внимания
Для проведения игры
необходимо подготовить парные картинки, содержащие от 5 до 15 отличий.
Задание:
рассмотри внимательно картинки и найди 5(6,7 и т.д.) отличий
Слайд 14Игра «Что забыли дорисовать?»
на развитие концентрации внимания
Для проведения игры необходимы
картинки с не дорисованными частями или элементами. показываем картинку и
спрашиваем: "Что забыл нарисовать художник?" Например: машина без колёс, заяц без ушей, ёж без иголок и т.д.
Слайд 15
Пристальное и всегда сосредоточенное на чём-то одном внимание - верный
признак человека незаурядного…
Ф. Честерфилд.