Слайд 1Характеристика уровней речевого развития при ОНР
Слайд 2Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия
речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и
лексико-грамматического недоразвития.
Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Т.Б. Филичевой выделен четвертый уровень (2000 г.).
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.
Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Слайд 3I уровень развития речи
«Отсутствие общеупотребительной речи»
характеризуется полным или почти полным
неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения.
Дети этого уровня общаются при
помощи лепетных звуков и жестов.
Слайд 4Основные положения к характеристике
I уровня развития речи
1. Активный словарь
в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и
лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.
2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.
Слайд 5I I уровень развития речи
Начатки общеупотребительной речи
На этом уровне общение
осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых нерасчлененными звуковыми комплексами
(обрывками слов), но и посредством достаточно постоянного, хотя и весьма искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Слайд 6Основные положения к характеристике
I I уровня развития речи
1. Активный
словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но
и за счет использования некоторых (качественных) прилагательных и наречий.
2. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам.
3. На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой.
4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.
5. Произношение звуков и слов нарушено резко. Обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
Слайд 7I I I уровень развития речи
наличие развернутой фразовой речи с
выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики
Слайд 8Основные положения к характеристике
I I I уровня развития речи
1.
Неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре
детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.
2. Недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) .
Слайд 9Основные положения к характеристике
I I I уровня развития речи
4.
У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры
слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
5. Понимание обиходной речи достаточное, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов.
6. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.
Слайд 10IV уровень развития речи
Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития
речи.
Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального
обследования при выполнении специально подобранных заданий.
Слайд 11Основные положения к характеристике
IV уровня развития речи
Отдельные нарушения
слоговой структуры слов и звуконаполняемости:
элизии - в сокращении звуков, пропусках
слогов;
парафазии, перестановки звуков, слогов;
персеверации и добавления слогов и звуков.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи.
Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.
Слайд 12Основные положения к характеристике
IV уровня развития речи
Отдельные нарушения
смысловой речи:
отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус),
растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня);
смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки).
при обозначении действий и признаков предметов пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал;
характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
Слайд 13Основные положения к характеристике
IV уровня развития речи
Ошибки при
употреблении:
уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка – пальтишко; платенка – платьице; скворчик, скворечник
– скворушка; ременьчик – ремешок и т.д.);
существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка – пушинка; изюм, изюмка – изюминка; песок, песочка, песочница – песчинка и т.д.);
прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый- клюквенный; с’осный – сосновый);
прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);
притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).
Слайд 14Основные положения к характеристике
IV уровня развития речи
Своеобразие связной
речи:
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине,
серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.