Слайд 1Имя числительное.
Урок русского языка в 10 классе
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
повторить и обобщить знания учащихся об
имени числительном как части речи;
формировать речь учащихся;
совершенствовать
навыки аналитической работы со словом.
Слайд 3Имя числительное
как часть речи.
Обозначает
- количество (сколько?)
-
порядок (какой?)
предметов при счёте
Слайд 4Разряды имён числительных
Количественные: целые - с учётом словообразовательных особенностей
-простые (два, тринадцать, двадцать, сорок, сто)
-сложные (пятьдесят-восемьдесят; двести-девятьсот)
- составные (сто сорок два, триста четыре, две тысячи девяносто, пять миллионов)
Слайд 5Дробные: три восьмых, шесть десятых, одна вторая; ноль целых двадцать
пять сотых.
Собирательные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро;
реже употребляются:
восьмеро-десятеро
+ оба (м.\ср.)- обоими, обе (ж.)- обеими
Разряды имён числительных
Слайд 6Употребление собирательных числительных (двое - пятеро,.. десятеро)
с существительными
мужского и
общего рода: двое сыновей, шестеро матросов, трое сирот (Искл: учёные
степени, воинские звания)
обозначающими детёнышей животных: трое лисят
имеющими форму только множеств. числа: трое саней, двое ворот, пятеро ножниц
«дети, ребята, люди, лицо [человек]»:трое ребят, четверо незнакомых лиц, двое детей
с прилагательными и причастиями в значении сущ.: двое неизвестных, четверо задержанных
с местоимениями мы, вы, они: вас двое, их трое
с числительными: Семеро одного не ждут.
Слайд 7Разряды имён числительных
Порядковые:
( сорок второй, сто тринадцатый, о двадцать пятом
декабря)
всегда склоняется только последнее слово
35-миллионный
(тридцатипятимиллионный)
Слайд 8Основные правила правописания
15-19 – Ь: шестнадцать
50 Ь 80 :
пятьдесят, шестьдесят
500 Ь 900: восемьсот, девятьсот
одиннадцать; четырьмя(в форме Т.п.)
300 и
400 = А (в форме Им. п.)
40, 90, 100 = А (в косвенных падеж.)
сороконожка, сорокаведёрный
девяностолетие, девяностолитровый
Слайд 9Склонение имён числительных.
И-В сто сорок восемь
Р ста
сорока восьми
Д ста сорока восьми
Т ста
сорока восьмью
П ста сорока восьми
Слайд 10Склонение имён числительных.
И-В триста шестьдесят два
Р трёхсот шестидесяти двух
Д
трёмстам шестидесяти двум
Т тремястами шестьюдесятью двумя
П о трёхстах
шестидесяти двух
Слайд 11Склонение имён числительных.
И-В оба
обе
Р обоих обеих
Д
обоим обеим
Т обоими обеими
П об обоих об обеих
Слайд 12ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Тр…йник ( ? ), ми…иард (
? )
двойняшки( ? ), дважды ( ? )
несколько( ?
), шестеро ( ? )
девят…сот пят…десят восем… ( ? )
трехсотсорок…ми…иардный ( ? )
п…тиэтажный ( ? ), четверка ( ? )
трижды( ? ), двойственный ( ? )
удвоить( ? ), полуторное ( ? )
Слайд 13ОПРЕДЕЛИТЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Тройник (сущ.), миллиард(числ.)
двойняшки(сущ.), дважды(нар.)
несколько(мест.),
шестеро(числ.)
девятьсот пятьдесят восемь(чис)
трехсотсорокамиллиардный (числ.)
пятиэтажный (прил.), четверка(сущ)
трижды(нар.),
двойственный(прил.)
удвоить(глаг.), полуторное(прил.)
Слайд 14Правописание порядковых числительных
Задание. Запишите словами:
25. 000. 000 – ый;
120. 000 – ый;
407. 000. 000. 000 – ый;
3,5 – ый;
5, 5 – ый.
Слайд 15
Проверка
двадцатипятимиллионный
стодвадцатитысячный
четырехсотсемимиллиардный
трехсполовинный
пятисполовинный
Слайд 16Порядковые числительные
120 - тысячный
25 - миллионный
340 - миллиардный
1000 - летие,
90 - летний
40 - километровый, ТУ-154.
Слайд 17Склонение порядковых числительных
Просклоняйте числительное
«2014 год»
Слайд 18
Проверка
И. две тысячи четырнадцатый год
Р.
две тысячи четырнадцатого года
Д. две
тысячи четырнадцатому году
В. две тысячи четырнадцатый год
Т. две тысячи четырнадцатым годом
П. (о) две тысячи четырнадцатом годе
Слайд 19Согласование частей речи
два больш… дома
три жирн… пятна
две
огромн… тучи
три нов… книги
четыре чист… окна
три неразлучн… друга
два интересн… фильма
Слайд 20Согласование частей речи
два больших дома
м.р.
три жирных пятна с.р.
две
огромные тучи ж.р.
три новые книги ж.р.
четыре чистых окна с.р.
три неразлучных друга м.р.
два интересных фильма м.р.
Слайд 21НАЙДИ ОШИБКУ
1. Среди депутатов было четверо женщин.
2. У обоих ворот
выставили часовых.
3. За день депутат успевал выслушивать
тридцать
четырех человек.
4. По накладной следовало выдать 22
ножниц для ателье.
5. Груздь содержит в своей шляпе 32,2
процентов белков.
6. В этом году город отметил шестьсотлетие.
Слайд 22ПРОВЕРКА
1. … четыре женщины
2. У тех и других ворот…
3. …тридцать
четыре человека
4. …22 пары ножниц…
5. …32,2 процента белков.
6. …шестисотлетие.
Слайд 23
ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ
1.Четверо котят, семеро девчат, двое
ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков,
пара чулков, четверо
суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей,
трое
старушек, две подружки.
Слайд 24
ПРОВЕРКА
1.Четверо котят, семеро девчат, двое
ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков,
пара чулков, четверо
суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей,
трое
старушек, две подружки.
Слайд 25ПОЛТОРА ? ПОЛТОРЫ
Полтор… минуты
полтор… часа
полтор… яблока
полтор…
недели
полтор… гектара
полтор… секунды
Слайд 26
ПРОВЕРКА
Полторы минуты ж.р.
полтора
часа м.р
полтора яблока
с.р.
полторы недели ж.р.
полтора гектара м.р.
полторы секунды ж.р.
Слайд 27ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ
ОДИН…АДЦАТЬ,
МИЛ…ИАРД,
ШЕС…НАДЦАТЬ,
ВОСЕМ…СОТ,
ЧЕТЫРНАДЦАТ…
,
ПЯТЬ (СЕДЬМЫХ),
(64) ТЫСЯЧНЫЙ,
(СЕМИ)СОТЫЙ,
(СТО)СОРОК..(ПЯТИ)МИЛ…ИОННЫЙ
(СОРОК…)ЛЕТНИЙ
ПЯТЬ ТЫСЯЧ… ТРИСТ…СЕМ…ДЕСЯТ
ВОСЕМЬ
(ТРЕХ)ТОННЫЙ
Слайд 28РАБОТА С ТЕКСТОМ
РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ.ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИШИТЕ СЛОВАМИ.
Они наблюдали
на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем
и Луной составляли 7 небесных светил.
Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.
Слайд 29ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ОДИННАДЦАТЬ,
ШЕСТНАДЦАТЬ,
ВОСЕМЬСОТ
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ
ПЯТЬ СЕДЬМЫХ
ШЕСТИДЕСЯТИЧЕТЫРЕХТЫСЯЧНЫЙ
СЕМИСОТЫЙ
СОРОКАЛЕТНИЙ
ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ
ТРЕХЭТАЖНЫЙ
Слайд 30Правильный вариант
Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов,
находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
Они
наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляют семь небесных светил.
Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств.
Так появилась семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас.