Слайд 1
«Индивидуально-
типологические
особенности
личности»
Вакуленко Любовь Сергеевна
Слайд 2Элементы психологической культуры:
-познание себя;
-познание другого;
-умение общаться с людьми и регулировать
свое поведение.
Слайд 3Франсуа́ Вийо́н
французский поэт
(1431 – после 1463),
«Я знаю как на мед
садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет все губя,
Я
знаю книги, истины и слухи.
Я знаю все, но только не себя…»
Слайд 5
Личность - это данный конкретный человек со всей совокупностью
его общественных отношений, психологических и физиологических реакций.
Структура личности включает
в себя:
-потребности;
-интересы;
-убеждения;
-способности;
-темперамент;
-характер;
-волевые особенности.
Слайд 6План:
Темперамента и его типы
Типы сенсорных систем
Характер: сущность, черты и структура
Слайд 7
Темперамент – (в переводе от лат. temperamentum – надлежащее соотношение
частей, правильное смешение) – постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные
свойства личности, определяющие динамику психической деятельности
Что обозначает слово «темперамент»?
Слайд 8Древнегреческий врач Гиппократ (V век до н.э.).
Слайд 9Иван Петрович Павлов –
русский физиолог, создатель учения о ВНД
(высшей нервной деятельности) обратил внимание на зависимость темперамента от типа
нервной системы.
Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения
сила – слабость,
подвижность – инертность,
уравновешенность –неуравновешенность,
он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы:
3 сильных (безудержный, живой, спокойный) и 1 слабый.
Слайд 10
Сильный, уравновешенный, подвижный –
сангвиник
Сильный, уравновешенный, инертный –
флегматик
Сильный, неуравновешенный,
подвижный –
холерик
Слабый, неуравновешенный, инертный –
меланхолик
Слайд 11
Сильный – это значит сильная нервная система – высокая работоспособность,
сдержанность, инициативность, настойчивость, организаторские способности и лидерские качества, быстрая приспособляемость.
Слабый
– повышенная утомляемость, пассивность, внушаемость, чувствительность, плохая приспособляемость.
Слайд 12Темперамент
характеризует
Увлечения
Взгляды
Воспитанность
Уровень интеллекта
Эмоциональность
Чувствительность
Активность
Энергичность
Манеру поведения
От темперамента
не зависят
Слайд 13Схема описания типа темперамента:
1-описание темперамента;
2-портрет, типичная внешность;
3-сильные и слабые стороны;
4-как
работать с разными психологическими типами
-если выше по должности,
-равный,
-подчиненный;
5-подходящая
работа;
6-известные личности.
Слайд 14Портрет холерика
Возбудимый, импульсивный;
Энергичный, решительный, целеустремленный, настойчивый;
Прямолинейный, требовательный, склонный
к максимализму, бескомпромиссный;
Прагматичный, избирательно общительный.
Отличительные черты:
- резкое рукопожатие, с
полным захватом ладони, кисть руки длинная и худая;
глаза светлые, небольшие, взгляд непостоянный, ищущий, втянутый живот, слегка сутулые плечи;
-походка быстрая, неравномерная, переходящая на бег, движения резкие.
-речь быстрая, громкая с сорными словами и сленгом.
Слайд 15Сильные и слабые стороны
холерика
Положительные качества
энергичность
увлечённость
подвижность
целеустремлённость
Отрицательные качества
вспыльчивость
агрессивность
конфликтность
невыдержанность
Слайд 16Подходящая работа
Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется
повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип
темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы.
Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию.
Рекомендуемые профессии:
телерепортер, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер ,следователь, электрик
и т.д.
Слайд 17Знаменитые представители холерического темперамента
Слайд 18Портрет сангвиника
Искренний, открытый, общительный, разговорчивый;
Оптимистичный, жизнелюбивый, эмоциональный;
Готовый к
компромиссам, легко переключается с одной проблем на другую;
Пластичный, умеет
приспосабливаться, предприимчив.
Отличительные черты:
крепкое рукопожатие, немного выступающий живот, волевой подбородок, целеустремленный взгляд, расправленные плечи;
ровная, довольно быстрая походка;
Речь у сангвиников ровная, спокойная, прямая.
Слайд 19Сильные и слабые стороны
сангвиника
Положительные качества
жизнерадостность
увлечённость
отзывчивость
общительность
Отрицательные качества
зазнайство
легкомыслие
сверхобщительность
ненадёжность
Слайд 20Подходящая работа
Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения
подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником.
Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека.
Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них.
Рекомендуемые профессии:
телерепортер, менеджер, учитель, врач, психолог,
воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.
Слайд 21Знаменитые представители сангвинического темперамента
Слайд 22Портрет флегматика
Замкнутый, сдержанный, молчаливый;
миролюбивый, надежный, постоянный;
медлительный, конформный;
целеустремленный,
терпеливый, настойчивый, упрямый, прагматичный.
Отличительные черты:
Рукопожатие сильное, долгое, рука небольшая, но
твердая, взгляд спокойный прямой, плечи опущены, живот слегка выступает.
Походка не быстрая, ровная, движения плавные;
Речь медленная, ровная, спокойная, часто с применением терминов и сложных слов.
Слайд 23Сильные и слабые стороны
флегматика
Положительные качества
устойчивость
постоянство
терпеливость
надёжность
Отрицательные качества
медлительность
безразличие
сухость
Слайд 24Подходящая работа
Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима
в стрессовых ситуациях.
Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры,
делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера
Рекомендуемые профессии:
механик, электрик, инженер, агроном, научные: ботаник, астроном, физик, математик.
и т.д.
Слайд 25Знаменитые представители флегматического темперамента
Слайд 26Портрет меланхолика
Робкий, застенчивый, неуверенный в себе;
не умеет приспосабливаться, быстро
устает;
романтичный, тонко чувствующий;
тревожный, ранимый.
Отличительные черты:
Слабое рукопожатие, за край
ладони, кисть руки нежная, взгляд опущен вниз, плечи сутулые, живот втянут;
Тихий и слабый голос, плавные и медленные движения;
Походка медленная, иногда с остановками без причины.
Слайд 27Сильные и слабые стороны
меланхолика
Положительные качества
доброжелательность
сочувствие к людям
Отрицательные качества
низкая
работоспособность
замкнутость
застенчивость
Слайд 28Подходящая работа
Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение
с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит
намного лучше.
Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза.
Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.
Рекомендуемые профессии:
педагог, деятель искусств,
копировщик рисунков, композитор, геолог,
зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.
Слайд 29Знаменитые представители меланхолического темперамента
Слайд 30Опишите тип темперамента, используя схему ответа:
Слайд 33Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы
- те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики
- люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Слайд 34Как определить сенсорную систему?
На что обратить внимание?
-словарь общения;
-направление взгляда;
-особенности
внимания;
-особенности запоминания
Слайд 35Словарь общения
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные,
в основном, со зрением: смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд,
прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием: голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения: схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх.
Слайд 37Особенности внимания
кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно
отвлечь чем угодно;
аудиал легко отвлекается на звуки;
визуалу шум
практически не мешает.
Слайд 38Особенности запоминания
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Аудиал -
то, что обсуждал; запоминает слушая.
Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает
двигаясь.
Слайд 39Специалисты говорят:
от визуала можно требовать быстрого решения задач;
от
аудиала - немедленного повторения услышанного;
от кинестетика лучше не ждать
ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны окружающих.
Слайд 40Для выполнения работы рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок,
на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может
чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за чем-нибудь, в другую комнату и т.д.); запоминание у него легче происходит во время движения.
Слайд 41Как общаться ?
С визуалом: используя слова, описывающие цвет, размер, форму,
местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия,
используя схемы, картинки, фотографии, таблицы, наглядные пособия и др.; покажите руками, какого это размера и где расположено.
С аудиалом: используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
С кинестетиком: используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Слайд 42Характер
Характер — это психическое свойство личности, определяющее
линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему
миру, труду, другим людям, к самому себе.
Несмотря на то что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.
Слайд 44
Сущность характера проявляется в отношении:
1) к
окружающему миру, собственности (здесь можно выделить такие черты характера, как
«принципиальность и беспринципность», «щедрость-жадность», «бережливость-расточительность», «аккуратность-неряшливость»);
2) деятельности (здесь проявляются такие качества, как «деятельный- бездеятельный»,«трудолюбивый-ленивый»,«ответственный - безответственный,»);
3) к другим (здесь можно выделить такие черты характера, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»);
4) к самому себе (здесь можно выделить такие черты характера, как «скромность-самовлюблённость», «самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение», «альтруист-эгоист»).
Слайд 45Характер человека создается в процессе развития на протяжении всего жизненного
пути.
Формирование характера происходит под воздействием не только жизненного опыта, но
и собственного мировоззрения, убеждений, привычек.
На воспитание характера большое влияние оказывает наличие учителей в лице старших товарищей, близких по духу родственников или просто хороших друзей.
Одним из наиболее эффективных средств формирования характера является труд, как общественный, так и индивидуальный, поскольку любая деятельность предполагает постановку целей и стремление к результату.
Слайд 46Структура характера
Характер человека не представляет собой чисто
случайной совокупности различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от
друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Такая целостная организация называется структурой характера.
В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:
-уравновешенность – неуравновешенность;
-сензитивность – агрессивность;
-широту – узость;
-глубину – поверхностность;
-богатство, содержательность – бедность;
-силу – слабость.