Слайд 1ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
ЗАПАД. 20 век. МОДЕРНИЗМ
Слайд 2ЗАПАД: социо-культурная ситуация
Две мировые войны.
Революции.
Тоталитарные политические режимы.
Деколонизация.
Модернизация Востока и постмодернизация
Запада.
Глобализация и глобальные проблемы современности.
Новые этапы развития науки: неклассический
и постнеклассический.
Становление медиакультуры.
Возникновение и развитие массовой и элитарной культуры.
Информационная и цифровая революции.
Появление постклассической эстетики и художественной практики.
Слайд 3Модернизм
Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в
искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного
творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.
Слайд 4Модернизм
как первая волна авангардных течений в искусстве
в первой
половине ХХ века
кубизм
футуризм
сюрреализм
абстракционизм
экспрессионизм
дадаизм
примитивизм
функционализм в архитектуре
фотоискусство
Слайд 5ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ МОДЕРНИЗМА
Релятивность искусства
интуитивность искусства
трагичность
искусства
ангажированность искусства
искусство как сублимация
массовое искусство и
элитарное искусство
дегуманизация искусства
классическая и неклассическая эстетика.
Слайд 6ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ИЗУЧАЕМОЙ ЭПОХИ
(1-ая половина ХХ века)
1.Принципиальная
культурно-историческая относительность всех форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания.
2. Придание статуса искусства предметам, явлениям, средствам и способам выражения, ранее не входившим в контекст традиционной художественной культуры (например, африканские маски, этнические танцы, дизайн изделий массового производства).
3. Появление и становление новых (технических, как правило) видов искусств (фотографии, кино, телевидения, электронной музыки, всевозможных шоу, сочетающих многие виды искусства на основе современной техники, и т. п.).
Слайд 7СОВРЕМЕННЫЕ ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
1.Эпоха модерна и эволюция эстетики.
2. Модернизм как
нон-классическая эстетика.
3. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории прекрасного,
возрастающая роль таких категорий, как «выразительное» и «безобразное».
4. Продолжающееся интенсивное взаимообогащение двух линий: философской традиции и эмпирической эстетики (манифесты).
Слайд 8
Модернизм как первая волна авангардных течений в искусстве.
Модернизм и философия ХХ в.
Модернизм как первая волна авангардных направлений в искусстве: фовизм, примитивизм, кубизм, сюрреализм, дадаизм, экзистенциализм, литература «потока сознания», авангардное кино и авангардный театр.
Личность художника–модерниста: психологическое и биографическое измерения.
Основные черты художественного и эстетического сознания в модернизме.
Философия психоанализа и ее влияние на модернизм.
Философия и литература экзистенциализма.
Авангардизм и нонклассическая эстетика.
Слайд 13Три произведения искусства ХХ века
Слайд 15«ДРУГОЕ» искусство: коллекция африканской скульптуры
Слайд 19ДАДАИЗМ
(Марсель Дюшан и его реди-мейд)
Слайд 25АБСТРАКЦИОНИЗМ
(Василий Кандинский)
Слайд 26АБСТРАКЦИОНИЗМ
(Казимир Малевич)
Слайд 27АБСТРАКЦИОНИЗМ
(Казимир Малевич)
Слайд 30
НАИВНОЕ ИСКУССТВО
(примитивизм)
Анри Руссо
Слайд 35Модернизм в архитектуре
Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним
термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм
в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно?м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Слайд 36Функционализм в архитектуре
(Ле Корбюзье)
Слайд 37Интернациональный стиль
в архитектуре (Баухаус)
Слайд 38Модернизм в архитектуре
(Нью-Йоркские небоскрёбы: Эмпайр Стейт Билдинг )
Слайд 39Интернациональный стиль в архитектуре
Родился в результате столкновения трёх проблем в
начале ХХ в.:
1) недовольство эклектическими здааниями, украшенными декоративными элементами разных
эпох и стилей, которые не имели отношения к функции самого здания;
2) создание огромного числа офисных зданий и других коммерческих и гражданских строений, которые требовались в период интенсивной индустрализации;
3) развитие новых строительных ехнологий, основой которых было бы использование железа и стали. Железобетона и стекла.
Эти три явления определили необходимость появления экономичного и утилитарного направления в архитектуре, которое позволило бы использовать новые материалы и обесречить потребность общества в новых зданиях, и являлось бы при этом эстетичным.
Технология сыграла решающую роль, старые традиции строительства зданий (из кирпича и камня) стали считаться устарелыми.
Слайд 40Модернизм в литературе
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.
Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических
и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы.
Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.
Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20-го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы.
Слайд 41
МОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
(появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением
во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает
тема осмысления войны, потерянного поколения.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
Франц Кафка (1883—1924)
Джеймс Джойс (1882—1941)
Райнер Мария Рильке (1875—1926)
Гертруда Стайн (1874—1946)
Вирджиния Вулф (1882—1941)
Сэмюэл Баркли Беккет (1906—1989)
Слайд 42Теория элитарного и массового искусства
(Хосе Ортега-и-Гассет . 1883-1955 )
ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО:
искусство,
свободное от цели прибыли
искусство профессионалов для профессионалов
искусство как самовыражение
МАССОВОЕ ИСКУССТВО:
искусство
эпохи массового общества
искусство, передающееся через средства массовой информации
искусство вне национальных и социальных различий
искусство, задачей которого является получение прибыли
(потребительная стоимость произведения искусства как товара)
искусство, соответствующее усредненному вкусу
Слайд 43Массовая и элитарная культура и искусство:
теория и практика.
Искусство и медиакультура
Традиционные СМИ: история их возникновения и развития.
Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура, создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество.
Массовая культура как культура массового общества (Х. Ортега-и-Гассет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека.
Философский анализ массовой культуры: от критики (Франкфурская социологическая школа) до апологетики (постмодернистская философия). Теория периодизации культуры в зависимости от носителя информации (М. Маклюен).
Слайд 44МАССОВОЕ ИСКУССТВО:
критика и апология
Критика массового искусства как
неоригинального, а заимствующего
ориентирующегося на
неразвитый вкус
стремящегося к экономическому успеху
Апология массового искусства как
более консервативного
нравственного
демократичного
Вывод
о современном взаимопроникновении элитарного и массового искусства
Слайд 45Теория периодизация культуры в зависимости от носителя информации
Ге́рберт Ма́ршалл Маклю́эн
(англ. Herbert
Marshall McLuhan, [məˈkluən], 21 июля 1911 — 31 декабря1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, эколог средств коммуникации и
теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации. Получил широкую известность как исследователь воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество .
Слайд 46ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ по Маклюену:
The Medium is the Message
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
в зависимости от носителя информации:
Устная культура
Письменная культура
Печатная культура («Галактика Гутенберга»)
Современная
медиакультура («Галактика Билла Гейтса»)
Работы:
Понимание Медиа: Внешние расширения человека (1964)
The Medium is the Massage: An Inventory of Effects (1967)
Слайд 48
Тема 7.
Постмодернизм как вторая волна авангардного искусства.
Постмодернизм и современная философия.
Постмодернизм как культура постиндустриального общества . Основные черты постмодернистского сознания. Сочувственное отношение к притеснявшимся неортодоксальным воззрениям («фукианский» гомосексуализм, разнообразный феминизм). Классовая, расовая и этническая принадлежность, гендерная идентификация как факторы познания. Признание внутрикультурного материала как основы художественного творчества.
Мир постмодернизма как мир симулякров, иллюзий, компьютерной (виртуальной) реальности. Творчество постмодернизма как процесс языковых игр, замешанный на иронии. Основной тезис искусства постмодернизма: «Мир как текст». Личность художника и искусство постмодернизма. Постмодернизм как вторая волна авангардного искусства.
Слайд 50Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. 2015 г.
Новаторская по
содержанию и форме, книга "Искусство с 1900 года" уже признана
вехой в истории искусства.
Для ее второго издания Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа и Бенджамин Х.Д.Бухло - ведущие историки искусства и критики нашего времени - уточнили и расширили свои первоначальные тексты, а также дополнили издание обзором новейших тенденций современного искусства. В компании с Дэвидом Джослитом они предлагают читателю самую полную на сегодняшний день критическую историю искусства XX - начала XXI века.
Слайд 52
Лексикон нонклассики.
Художественно-эстетическая культура XX века. 2003.
Автор проекта В.В. Бычков
Энциклопедическое научно-информационное концептуальное
исследование, посвященное крупнейшему в истории культуры переходному периоду - художественно-эстетической
культуре XX века - от классической Культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и артпроцессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в.
Слайд 53ПОСТМОДЕРНИЗМ
Постмодернизм – вторая волна авангардных течений второй половины ХХ –
начала XXI веков.
Эстетика постмодернизма – это эстетические рефлексии философов и
художников второй половины ХХ века, связанные с осмыслением постмодернизма как художественного и культурного явления.
ПЕРСОНАЛИИ: Ролан Барт (1915-1980), Жан Бодрийяр (1929-2007), Жиль Делез (1926-1995), Жак Деррида (1930-2004), Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998), Маршал Маклюен (1911-1980), Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (1932).
Слайд 54ПОСТМОДЕРНИЗМ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Безобразное (вместо прекрасного),
удивительное (вместо возвышенного),
парадоксальное, выразительное (вместо трагического),
ирония (как форма комического),
отказ от противопоставления высокого и низкого, массового и элитарного искусства,
Текст, контекст, итертекст, гипертекст, дискурс, деконструкция, шиозоанализ, ризома, художественный релятивизм (вместо европоцентризма и этноцентризма), глокализация художественной культуры,
телесность, хеппенинг, инсталляция, перфоманс.
Слайд 55ПОСТМОДЕРНИЗМ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
1.Эпоха постмодерна и эволюция эстетики.
2. Постмодернизм как
нон-классическая эстетика.
3. Вытеснение на периферию анализа базовой эстетической категории прекрасного,
возрастающая роль таких категорий, как «выразительное» и «безобразное».
4. Продолжающееся интенсивное взаимообогащение двух линий: искусства и философии.
5. Понятие «индустрия культуры» в системе эстетических взглядов Франкфуртской школы.
6. Искусство в условиях медиакультуры.
7. Интернет и искусство.
Слайд 56О соотношении понятий «постмодерн» и «постмодернизм»
Во второй половине XX века
происходит переход к новому этапу развития культуры, содержание и формы
которого все еще недостаточно определены. Изменения, произошедшие в сфере культуры, были отражены в теории постмодернизма. Широкое распространение термина «постмодернизм» получил в 70-х годах XX века. Научная литература по постмодернизму огромна, в том числе и в России. Понятие постмодернизма полисемантично:
Постмодернизм ((лат. "post-", "после" и "modern" "современное") — искусствоведческий и эстетический термин, представляющий собой общее название для второй волны авангардного искусства 70-80-х годов ХХ века, в отличие от модернизма как общего названия для первой волны авангарда начала века.
Слайд 57О соотношении понятий «постмодерн» и «постмодернизм»
Постмодернизм – культурологическое понятие,
означающее особое состояние духовной культуры, соответствующее современному этапу социально-экономического развития
- постиндустриальному обществу, главной особенностью которого является медийность (развитие средств массовой информации).
Постмодерн (Эпо́ха постмоде́рна, постмоде́рнити) — философский, а также социально-гуманитарный (экономический, социологический, политологический) термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике "модерна" (Нового времени), когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.
Слайд 58ПОСТМОДЕРНИЗМ
как вторая волна авангардного искусства
2-ой половины ХХ - начала
ХХI веков
фотореализм
фотоискусство
концептуализм
поп-арт
соц-арт
акционизм
видео-арт
Слайд 62Мультимедиа Арт Музей. Москва.
(Московский Дом фотографии)
ул. Остоженка, д. 16
http://mamm-mdf.ru/museum/
Слайд 77Александр Косолапов.
Встреча Запада и Востока
Слайд 78Л. Соков.
Встреча двух скульптур.
(Ленин и Джакометти).
1984
Слайд 79Александр Косолапов.
Татлин-Смерть авангарда.