Слайд 1
Конфликты и стратегии выхода из них
Слайд 2Что же такое конфликт?
Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между
двумя или более сторонами[1]. В случае межличностного конфликта под сторонами
понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.
Слайд 3История понятия о конфликте
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда
негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это
нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
Слайд 5Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но
совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды
от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята её точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
Слайд 6
Можно выделить пять основных стратегий выхода из конфликтной ситуации:
Слайд 7 Конкуренция, т. е. соперничество, заключается в навязывании противоположной стороне
предпочтительного решения для себя. Такой стиль поведения может использовать человек,
обладающий сильной волей, авторитетом, властью.
Компромисс как стратегию выхода из конфликта необходимо применять в случае, когда стороны хотят достичь согласия, урегулировать отношения.
Стратегия избегания обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и нет необходимости отстаивать свои права.
Стратегия приспособления заключается в том, что стороны действуют совместно, отстаивая при этом собственные интересы, в целях сглаживания конфликтной
ситуации и восстановления стабильной рабочей обстановки.
Компромисс - стратегия, с помощью которой участники конфликта приходят к согласию через взаимные уступки и удовлетворение своих интересов .
Слайд 8
В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:
ограничение предмета спора;
неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение
согласия;
учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;
учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;
осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.
Слайд 9
Полезные советы
1. Вы должны озвучить проблему, дать ей название.
• При этом вы
учите ребенка использовать Я-сообщение: «Я расстроен, нервничаю, мне обидно». Спросите
его: «В чем твоя проблема в данной ситуации?»
• Останавливайте ребенка, если он начинает обобщать или использовать унижающие характеристики. Никакого «снежного кома» – он решает конкретную проблему, при этом не вспоминает прошлого и не прогнозирует будущее, не занимается никакими сравнениями.
• Подчеркните, что решение должно быть подходящим для обоих: «Вам с другом вместе с этим жить». Тут нет ни победителей, ни проигравших.
Слайд 10 2. Оценка решений.
«Теперь посмотрим, какое решение самое лучшее. Нам
надо выбрать то, которое подходит и тебе, и твоему другу».
3. Выбор лучшего решения.
«Ты думаешь, этот путь решит вашу проблему? Это сработает?» При этом важно подчеркнуть, чтобы ребенок смотрел на это решение как на этап, а не как на окончательный выбор: «Попробуйте, будет ли это работать, решит ли это вашу проблему».
Слайд 114. Разработка конкретных шагов по внедрению решения.
Четко определите, кто, когда и
что делает, чтобы решение работало, установите сроки и конечный результат.
5. Оценка
результата.
В ходе выполнения решения необходимо проверять, все ли довольны принятым решением, как выполняется договор.
Слайд 12
Кодекс поведения в конфликте.
Шестнадцать правил:
1.Дайте партнеру “выпустить пар” .
2. Потребуйте
от него спокойно обосновать претензии .
3.Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
4.Не давайте ему
отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
Слайд 136. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и
свои варианты решения.
7. В любом случае дайте партнеру “сохранить свое лицо”.
8. Отражайте
как эхо смысл его высказываний и претензий.
9. Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”.
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
11. Ничего не надо доказывать .
Слайд 1412. Замолчите первым .
13. Не характеризуйте состояние оппонента .
14. Уходя, не хлопайте дверью.
15. Говори,
когда партнер остыл .
16.Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать
отношения .
Слайд 15
Коротко о главном
• Решаем конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые
учитывают интересы всех сторон.
• Помним, не каждый из нас станет математиком
или физиком, но каждый из них будет жить среди людей.
• Какими бы незначительными нам ни казались ссоры, по возможности каждый конфликт детей или взростых должен быть проработан.
• Сотрудничать и договариваться нужно учиться на практике, в реальном общении.
• Если вы сами договариваетесь и находите компромиссы во время конфликтов, то окружающие вас тоже научатся это делать (глядя на то, как вы умело подходите к решению проблем).