Слайд 1Лекция 8. Оперативный и стратегический медиаменеджмент
Подготовил: ст. ассистент профессора Каеев
Бадырхан Мамырханович
Слайд 2 Стратегическое управление (менеджмент) — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные
цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её
чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Слайд 3Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения
организационных задач и целей организации.
Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):
стратегия как
план;
стратегия как позиция;
стратегия как приём;
стратегия как паттерн действий;
стратегия как перспектива.
Слайд 4Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя
укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам.
Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.
Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления. Основным методом портфельного анализа является построение двумерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Слайд 5Альтернативное описание
Стратегическое управление (СУ) — единоличное управление стратегом в соответствии
с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.
Стратег — руководитель, имеющий
все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.
Стратегическая цель — цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.
Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.
Слайд 6Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега,
так как рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации
конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.
Стратегия и бизнес-процессы.
Комплексные процессы высшего уровня, объединяющие и координирующие все известные бизнес-процессы — стратегические процессы создания ценности. Выделяемые стратегические процессы являются скорее набором требований и политикой фирмы, чем жёстким набором операций.
Слайд 7Содержание стратегического менеджмента
Анализ внешней среды фирмы
Анализ её внутренней обстановки
Формирование миссии
и целей фирмы
Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны
хозяйствования (СЗХ), фирмы
Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
Проектирование организационной структуры
Выбор степени интеграции и систем управления
Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»
Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
Совершенствование стратегии, структуры, управления
Слайд 8Основные этапы стратегического менеджмента
Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
Трансформация
назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
Определение стратегии
достижения целей деятельности
Разработка и реализация стратегии
Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий
Слайд 9Общий процесс стратегического планирования представляет собой данную схему
Слайд 10Оперативный менеджмент - это управление, связанное с ближайшими перспективами.
Достижение целей
обеспечивается эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и
внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.
В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.
Граница, которая отделяет стратегию от оперативного менеджмента, - стратегические указания. Поэтому вся совокупность конкретных позиций ПМС должна представлять собой систему соответствующих указаний.
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему менеджмента организации выбранной стратегии развития, и обеспечивается системами оперативного менеджмента на предприятии.
Слайд 11В рамках функции контроля и оперативного менеджмента реализацией программы решаются
задачи измерения, прогнозирования и оценки складывающейся оперативной ситуации по достижению
результатов, затратам времени, ресурсов и финансов, анализу и устранению причин отклонения от выработанного плана, коррекция плана. Обычно при менеджменте программы контролируются три основные количественные характеристики - время, объем работ и стоимость. Кроме того, менеджмент отвечает за управление содержанием работ (изменениями), качеством и организационной структурой.
Менеджер ЦП осуществляет всю текущую работу по выполнению программ, несет ответственность за своевременную и качественную ее реализацию на всех этапах - от формирования целей до использования результатов по прямому назначению. В его задачи входят координация и оперативный менеджмент всех работ, включенных в программу, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении программы, или непосредственное управление целевым коллективом.
Слайд 12Рассмотренные предметные (основные) функции менеджмента и порядок их осуществления отражают
общую технологическую схему управления. Они в одинаковой степени необходимы в
рамках и стратегического, и оперативного менеджмента. Каждая пара взаимосвязанных предметных функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле цель - средство. В первом контуре цель-планирование процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы безусловно обеспечивают достижение установленных целей развития, - в противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития. На втором этапе в контуре планирование-организация процессов осуществляется поиск таких организационных решений, которые обеспечили бы безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий. Наконец, в третьем контуре - организация процессов - контроль и регулирование в принятых организационных условиях осуществляются непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих рассогласований.
Слайд 13Организационная структура менеджмента ЦП формируется с учетом приведенных выше особенностей
программ как объектов менеджмента. Основным звеном системы становится менеджер программы
- лицо, наделенное управлением организаций особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущий и оперативный менеджмент программы, не нарушая взаимоотношений в рамках сложившейся линейно-функциональной структуры, управляя специалистами подразделений или целевым временным коллективом.
Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии.
Слайд 14Основными показателями прогресса являются время и стоимость. Специальные отчеты должны
использоваться для предсказания тенденций в стоимостных и временных оценках работ
программы. В наиболее простом случае предсказания могут указывать на увеличение стоимости программы или задержки по срокам. Однако часто отклонения во временных и стоимостных показателях оказывают влияние также на содержание предстоящих работ и качество результатов. Завершающим шагом процесса контроля являются действия, предпринимаемые менеджментом и направленные на преодоление отклонений в ходе работ программы. Эти действия могут быть направлены на исправление выявленных недостатков и преодоление негативных тенденций в рамках программы. Однако в ряде случаев может потребоваться пересмотр плана. Перепланирование требует проведения анализа что, если... В рамках функции контроля и оперативного менеджмента реализацией программы решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки складывающейся оперативной ситуации по достижению результатов, затратам времени, ресурсов и финансов, анализу и устранению причин отклонения от выработанного плана, коррекции плана. Обычно при менеджменте программы контролируются три основные количественные характеристики - время, объем работ и стоимость. Кроме того, менеджмент отвечает за управление содержанием работ
(изменениями), качеством и организационной структурой.
Слайд 15Контрольные вопросы:
1. Стратегическое управление – это?
2. Стратегия - это:
3. Элементы
стратегии по Г. Минцбергу.
4. Понятие оперативного менеджмента?
5. Содержание стратегического менеджмента?
6.
Отличие стратегического менеджмента от оперативного менеджмента?
Задание на СРС: Использование матрицы обоснования стратегии в медиаменеджменте (письменная работа, на примере конкретных СМИ).
Задание на СРСП: Процесс выработки стратегии (командная работа, панельная дискуссия).