Слайд 1Логопедическое и дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Учитель-логопед, учитель-дефектолог
Куцевалова Н.А.
Слайд 2В нашей школе по состоянию на январь 2019 года обучается
32 ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 3Какие трудности испытывают дети с ОВЗ?
1. Проблемы с чтением:
ребенок
не может запомнить буквы,
затрудняется слить их в слоги,
не запоминает
уже прочитанное слово.
Слайд 4Наталия Пятибратова
«Новый букварь» и «Картинки-ассоциации»
Слайд 52. Следующая проблема – письмо.
Термин «дисграфия» обозначает нарушенное письмо.
Какая
же бывает дисграфия?
Недостатки развития фонематического слуха, приводят к ошибкам
на письме. Дети путают и заменяют буквы по акустическому сходству: глухости-звонкости и твердости-мягкости (Ш-Щ, Ш-Ж, К-Г, Д-Т). В этом случае говорят об акустической дисграфии.
Слайд 8Способы коррекции
Развитие фонематического слуха:
проговаривание слоговых рядов с разными вариантами
смешиваемых
звуков
КА-КА-ГА, ГА-ГА-КА, КА-ГА-КА, ГА-КА-КА и др.
Разминка «Угадай слово по
первым буквам».
Слайд 9Выполнение письменных заданий для смешиваемых звуков в специальных тетрадях. Авторы:
В.В. Коноваленко и Е.В. Мазанова.
Слайд 10 Оптические ошибки на письме – оптическая дисграфия
Причина – недостаточная
сформированность зрительно-пространственных функций.
Ребенок как бы не видит разницы в начертании
оптически сходных букв, что приводит к их заменам или неправильному написанию.
Это проявляется в следующем:
- замена букв, состоящих из разного количества одинаковых
элементов ( И-Ш, Л-М, П-Т),
- замена похожих, но по разному расположенных элементов букв
(б-д).
- недописывание или приписывание элементов букв (и-у).
Слайд 13Приемы коррекции
Детальный разбор элементов букв:
печатных, заглавных, строчных.
Развитие зрительного
восприятия (буквенного гнозиса):
- заштрихованные буквы,
- буквы, написанные пунктиром,
- недописанные буквы,
- буквы, наложенные друг на друга,
- стилизованные буквы.
Слайд 15
Все эти трудности носят специфический характер и исчезают при применении
специальных коррекционных приемов.
Бесполезно заставлять ребенка с недостаточно развитым фонематическим
слухом, зрительным восприятием, нарушением моторики многократно переписывать домашнюю или классную работу. Или призывать его: «Будь внимателен!»
Это не решает проблему, а зачастую приводит к невротизации ребенка, снижению учебной мотивации.
Необходим качественный анализ проблем, и выполнение специальных заданий, актуальных для конкретного ребенка.
Слайд 163. Нарушения звукопроизношения
Стандартная логопедическая коррекция
в этих случаях состоит
из следующих
этапов:
артикуляционная гимнастика,
постановка звука,
введение его в речь.
Слайд 174. Ошибки, связанные с концентрацией внимания
Когда сознание человека направлено на
какой-либо объект (внешний или внутренний) и сосредоточено на нем, говорят
о внимании.
Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью.
Часто у детей есть СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Слайд 18Рекомендации по тренировке внимания:
Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно,
аккуратно, точно, не допуская досадных "ляпов"). Основной тип упражнений -
корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения.
Слайд 205. Проблемы с почерком
Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка,
позиция ног, не подходящие пишущие ручки.
Причина №2. Плохо развита мелкая
моторика рук (гипо- или гипертонус мышц).
Причина №3. Особенности мозговой организации.
Слайд 21Основной подход к работе над почерком
замедлять письмо,
правильная ручка,
укрепление мышц верхнего
плечевого пояса,
тренировка мелкой моторики,
развитие межполушарного взаимодействия (нейропсихологические упражнения).
Слайд 22Нейропсихологическая разминка:
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию информации, повышают
устойчивость внимания, облегчают процесс письма:
«Стул».
«Стол».
«Гнездо».
«Колечки».
«Коза-корова».
«Кулак-палец».