Слайд 1МДК 03.02.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.
ЛЕКЦИЯ №2
СИСТЕМА РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ДОУ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Слайд 2СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Цель речевой работы
в ДОУ — содействие овладению детьми культурой речи.
Культура речи
предполагает два уровня:
1) уровень — правильная речь;
2) более высокий уровень — хорошая речь, для которой характерны все признаки культуры речи (правильность, точность, логичность, выразительность и т.д.).
Слайд 3Цель речевой работы с дошкольниками —
развитие речи детей как средства
общения, для которого важна хорошая речь
Слайд 4Признаки правильной речи
Правильная речь:
1. ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОВ.
2.ПРАВИЛЬНОЕ
ПО СМЫСЛУ УПОТРЕБЛЕН ИЕ СЛОВ.
3. ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ.
Слайд 5Средства развития речи детей
1 ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
2. ОБУЧЕНИЕ РОДНОЙ
РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ
3.КУЛЬТУРНАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА. РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
4.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
5.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
6.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Взаимосвязь обучающих, развивающих и воспитательных
задач;
Эмоционально-привлекательная атмосфера занятий;
Доступность содержания возрастным возможностям
детей;
Лингвистическая грамотность содержания занятия, его словесного материала;
Активный характер речевой деятельности детей;
Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом;
Связь занятий с другими видами деятельности детей;
Соблюдение гигиенических и эстетических требований к организации занятия.
Слайд 9Методические приемы развития речи
Слайд 10. Речь воспитателя как средство развития речи детей.
Актуальная для
наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность
словаря, неумение выразить мысль.
От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Слайд 11. Речь воспитателя как средство развития речи детей.
Дошкольный возраст
является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих
направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Слайд 12Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам.
Точность
- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в
ее основе.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Слайд 13
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных
средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но
и слышать его.
Требования к речи педагога
Слайд 14Обучение родному языку
— это планомерный систематический процесс развития всех сторон
речи и мышления ребенка, процесс целенаправленного формирования у него речевых
умений и навыков.
Обучение родному языку и развитие речи наиболее продуктивно и комплексно происходит на специальных занятиях. М. М.Алексеева и В. И. Яшина
Слайд 16Развивающая речевая среда
может быть естественной и искусственной (специально созданная).
Созданию
благоприятной речевой среды способствует содержательная жизнь детей в детском саду.
Интересная, богатая
впечатлениями жизнь обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло.
Слайд 18Большое значение в создании речевой среды имеют игра и труд.
Для развития
речи используют
все виды игровой деятельности:
Развитию речи способствует общение в бытовой
деятельности.
Огромную роль в развитии речи играет использование наглядных пособий
Слайд 19Огромную роль в развитии речи играет использование
наглядных пособий