Слайд 2Цели урока:
Сформировать представление о наречии как самостоятельной части речи;
Формировать умение
«видеть» наречия в тексте;
Сопоставить наречие с другими частями речи и
выявить его особенности;
Совершенствовать общеучебные умения: умение работать с научной статьей, пользоваться справочной литературой.
Слайд 3 Наречие – старое слово. Оно уже было в
словаре древнерусского языка Срезневского, где отмечено его значение как части
речи.
Слайд 4Если попытаться глубже проникнуть в состав этого слова, то придется
выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском языке имело
гораздо больше значений, чем в современном русском языке (слово, язык, наречие, решение, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол и др.)
Слайд 5Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в
корне – реч-, входящем в слово наречие. Нопричём же здесь
глагол?
Слайд 6Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия
поясняют глаголы. Древние римляне называли эту часть речи adverbium. Слово
verbum значит глагол, а приставка ad – при, т.е. буквальный перевод слова adverbium – «приглаголие».
Слайд 7И термин наречие, если его поревести на современный лад, будет
соответствовать слову «наглаголие». Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели
в том, что оно должно «накладываться» на глагол. Так оно и происходит.
Слайд 8Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность.
Функцию прилагательного при глаголе выполняет наречие, которое живописует глагол.
Слайд 9Например:
Красивое письмо – красиво пишет;
Громкое чтение – громко читает;
Быстрая ходьба
– быстро ходит.
Наречие может пояснять и прилагательное, обозначая при этом
степень качества: хороший голос, чрезвычайно интересная книга, весьма сдержанный человек
Слайд 10Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный
клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи:
«Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Слайд 11Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово
ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь
ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
(Эля Куклина.)
Слайд 12Какие слова привлекли внимание этой поэтессы?
Высоко, темно, светло, ароматно, красиво
На
какой особенности этих слов акцентируется внимание в стихотворении?
Как образованы данные
наречия?
От прилагательных с помощью суффикса –о
Слайд 13Вывод
Приведите еще наречия. Которые образованы от прилагательных.
Скоро, медленно, далеко, точно,
мало, широко, долго, просто, трудно.
Таких слов очень много. Поскольку в
языке много прилагательных, а от любого качественного прилагательного можно образовать наречие на –о,(-е).
Слайд 15Составьте словосочетания.
Быстро, красиво, успешно, горячее, (в)догонку, (не)спеша, мельком,
задолго, (не)подалеку, (не)вероятно, чересчур, умопомрачительно.
Слайд 16Итог урока
Что узнали нового на уроке?
Что понравилось больше всего?
Возникли ли
трудности в изучении темы?
Что осталось непонятным?