Слайд 4 Знаете ли вы, что очень давно, когда ещё не было
электричества, русские крестьянки ткали и вышивали при свете луны? Они
сами пряли нитки, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили полотенца, подзоры, рубахи, передники, головные уборы и другие вещи, а затем украшали их вышивкой.
Составляя узоры, вышивальщицы включали в них геометрические фигуры: квадраты, ромбы, звёздочки, углы, а так-же фигуры птиц, зверей, людей. Со временем русская вышивка становилась всё более разнообразной и интересной. Сейчас в музеях России собрано очень много образцов изделий русских вышивальщиц.
Слайд 5Искусство вышивки отличается богатым разнообразием приёмов и способов. На севере
нашей страны, например, распростра-нены вышивки: крест, роспись, белая строчка, цветная
перевить, белая и цветная гладь, там-бурный шов. Большинство выши-вок исполнялось белыми нитками по красному или красными нитками по белому фону.
Вышивки Среднерусской полосы отличались многоцветностью.
А их узоры состояли преимущественно из геометрических фигур. Современная русская вышивка очень богата разными видами и способами вышивания. Эти виды можно разделить на две основные группы: «прозрачные» и «глухие».
Слайд 6К «прозрачным» относятся вышивки по разреженной ткани. Чтобы получить такую
ткань, надо выдернуть часть нитей по горизонтали и вертикали. Оставшиеся
нити образуют сетку. Клеточки сетки обвивают и зашивают самыми разными способами. Такие работы называют строчевыми или строчкой.
К «глухим» вышивкам относятся работы по целой ткани. Они так и называются – вышивка.
Слайд 7 Вышивка имеет два основных вида: счётное шитьё и шитье по
произвольному контуру. При счётном шитье можно вышивать: «крестом», «росписью», «козликом»,
«косичкой», «набором», счётной гладью и другими швами. Узоры для этих швов рисуют на бумаге
в клетку. При шитье по произвольному контору вышивают: тамбурным швом, белой гладью, владимирскими швами, цветной гладью и другими.
Слайд 8В селе Мстёра Владимирской области на основе старых крестьянских вышивок
развились очень интересные виды вышивания: белая мстёрская гладь и владимирские
швы, а в послевоенное время, в городе Александрове Владимирской области возникла цветная гладь.
Узоры для белой глади состоят из мелких цветочков и листочков, травки и ягод, которые образуют букетики, гирлянды, полоски, углы.
Их вышивают тонкими белыми нитками.
Слайд 9Узоры для владимирских швов составляют из более крупных цветов и
листьев. В них включают также изображения птиц, рыб, и других
животных. Основной цвет вышивок – красный, с небольшим добавлением синего, зелёного и жёлтого. Узоры вышивают нитками мулине (в несколько ниток) или шерстяными.
Слайд 11Его название связано с селом Дымково, что находится близ
г. Кирова
(бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая
распродавалась на празднике про-водов зимы. Многие игрушки де-лали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответ-ствовала духу праздника, бур-лящему весельем взрослых и детей.
Слайд 12Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные
отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига
окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой ему служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассор-тименте игрушек появились изображения медведей, домаш-них животных, представленных в необычных ситуациях.
Слайд 13Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки,
все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с
подобной игрушкой. Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствую-щая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Слайд 14Стремление к убедительности характеристик, расширение круга ведут современных мастериц дымковской
игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается
на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повество-вательности, входящей в трактовку темы.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изобра-жают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представ-ление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.
Слайд 16Балахнинское кружево - г. Балахна Нижегородской области.
Промысел возник в XIX
в. Особенности местного кружева определились под влиянием западноевропейского, прежде всего
француз-ского, кружева. Шелковое кружево "на балах-нинский манер" отличалось тонкостью и изысканностью рисунка.
Техника плетения многопарная - использовались более 200 пар коклюшек. Кружево состояло из сеток разнообразного плетения, по которым располагались узоры растительного орнамента. Наиболее известны черные шелковые косынки
с мотивом цветущей ветви.
В настоящее время кружево выплетается из хлопчато-бумажных нитей.
Слайд 17Вологодское кружево –
г. Вологда.
Кружевоплетение в г. Вологде существует с
XVIII в., промысел получил распространение в конце XIX в. Выполняется
мерное кружево парного плетения и штучные кружевные изделия в технике сцепного плетения (воротники, рукава, пелерины, косынки, салфетки и пр.).
Орнамент парного кружева сохраняет геометрические
орнаментальные мотивы. Сцепное кружево использует растительные мотивы, узор образуется изгибами плотной плетеной тесьмы ("полотнянки"), вьющейся на фоне ажурных"решеток".
Слайд 18Вятское кружево - г. Вятка (Советск) Кировской области.
Промысел известен
с середины XIX в., изделия именовались "кукарскими кружевами" (по прежнему
наименованию г. Советска - слобода Кукарка). Своеобразие вятского сцепного кружева состоит в динамичном орнаменте, в кру-тых петлях и острых поворотах тесьмы - "полотнянки", остроконечных формах узоров, в использовании крупных звезд, украшающих фон-решетку. Здесь выполняется мерное и штучное кружево (воротники, косынки и пр.).
Слайд 19Елецкое кружево –
г. Елец Липецкой области.
Промысел существует с середины
XIX в. Елецкое кружево парного плетения отличается тонкими, изыскан-ными узорами,
сложившимися под влиянием европейского кружева. Сцепное кружево имеет легкий воздушный орнамент, характеризуется особым соче-танием плотного и ажурного плетения. На промысле выпле-таются мерное кружево и разнообразные штучные изделия.
Слайд 20Михайловское кружево - г. Михайлов Рязанской области.
Кружевоплетение в г.
Михайлове существует издавна, большое развитие и известность промысел получил в
1870-е гг. Михайловское кружево отличается от других видов русского кружева яркой расцветкой и плотными узорами (они носят местные названия - "бубенцы", "мысы" и др.). По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой счетной гладью и крестом.
Слайд 22Мастера палехского промысла, сохранив самобытную и традицион-ную технику живописи, заимствовали
у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.
До революции Палех, Мстера
и Холуй являлись последними цент-рами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мастерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконо-графические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.
Слайд 23Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой. Темпера
- краска текучая, живопись ею строится на многих и очень
тонких слоях, последовательно наносимых друг на друга. Темперой пишут плавнями, т. е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели, и пастозными мазками, как в масляной живописи.
После высыхания темперный красочный слой обретает исклю-чительную твердость и плотность, не вжухает в грунт и не сморщивается.
Слайд 24Темпера требует втягивающего грунта. В иконописи таким грунтом являлся левкас
- смесь алебастра или мела с костным клеем. На лаковых
изделиях из папье-маше роль грунта под миниатюрную живопись стали выполнять темперные белила, накладываемые в местах предполагаемой росписи в 2-3 слоя. Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки незаписанного черного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную, прочищенную под живопись поверхность изделия.
Слайд 25Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстере и Холуе производится
иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка на тонком листе
бумаги слегка протирают порошком коричневой, желтой или красной краски и, положив рисунок на коробку, аккуратно обводят его контуры тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок: в результате на поверхности предмета остается четкий след изображения.
Слайд 26Прежде чем приступить
к живописи, мастера разводят желтковую эмульсию и ею
растворяют, творят краски. Делается это следующим об-разом: разбив яйцо пополам
и вылив из него белок, художник ловко выплескивает на ладонь желток, стараясь не повредить его пленки. Осторожно перека-тывая из ладони в ладонь желтковый шарик и обтирая ладони тряпкой, художник пол-ностью удаляет с него белковую слизь, чрезвычайно вредную для живописи.
Слайд 27Затем желток разводится водой
в специальной фарфоровой чашечке (воды надо брать
не более половины объема скорлупы) и уже на этом составе
творятся красочные порошки, В прошлом в краску добавляли кваса для разжижения и сохранения ее
на 5-6 дней. Теперь для той же цели добавляют несколько капель уксуса.
От качества красочных порошков во многом зависит красота
и гармония живописи. В прошлом применяли пламенеющую киноварь, великолепные по чистоте и прозрачности ляпис лазури - голубые краски из лазурита, медные яри - краски нежнейших фисташковых и зеленых тонов, натуральные сиены, сиены жженые, умбры, охры желтые и красные, голландскую сажу и т. д. В живописи икон часто применялось полыхающее жаром червонное и сусальное золото, любовь к которому была воспринята от Византии.
Слайд 28Первой стадией письма эмульсионными красками является раскрытие. Художник очень сочно,
буквально наливом красок с кисти намечает основные формы изображения. Краски
стекаются друг с другом, образуют мягкие переходы тонов и неожиданные цветовые нюансы. Затем следует прописка, т. е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Легкими темными линиями художник очерчивает абрисы фигур, складки одежд, подробности пейзажа и архитектуры.
Далее идут плави, или приплески, т. е. сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Плави придают живописи игру бесконечных цветовых переливов.
Завершается живопись бликовкой, или, по местному выражению, насечкой чистыми белилами, при этом подчеркиваются детали изображения, передаются блики на предметах.
Слайд 29Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется
тончайшим золотым орнаментом. Орнаментальными узорами декорируются и боковые стороны коробок.
Золотая краска ("твореное золото") приготовляется следующим способом: листики сусального золота растираются на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой тарелки или чайного блюдечка. После высыхания воды, на которой разводится гуммиарабик, на поверхности тарелки оседает золотая пленка, легко растворимая в воде.
Золотом пишут от руки по прихотливой игре воображения, используя тонкую, гибкую беличью кисть. Золотой орнамент затем слегка полируется косточкой (обычно зубом какого-либо животного), что усиливает звучание золотой краски.
Слайд 31Этот практичный и легко доступный материал издавна использовался в быту
сельских жителей. Из него делали пестери - заплечные корзины для
сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны, его использовали для покрытия жилища и для других хозяйственных целей.
Бересту заготовляют на рубеже весны и лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Ее обработка – снятие тонкой пленки, выглаживание с целью выпрямления, а также очистка внутренней стороны повышают пластические качества мате-риала, не снижая его прочности.
Слайд 32 Круг предметов, выполняемых из бересты, неширок - чаще всего это
туеса, короба, шкатулки, но в каждом промысле они имеют свой
характер оформления. В Архангельской области туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, в гамме которых преимущественно красный, синий, зеленый цвета.
Слайд 33Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягкая по
тональности. Но более самобытны изделия с прорезной берестой, выполняемые в
Великом Устюге и родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости. Ажурным узором украшают шкатулки, туеса, декоративные тарелки. Берестяной рисунок помещают на деревянной основе, подчеркивая игру узора подложкой из цветной фольги, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывают тиснением. Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте является ведущим приемом. Орнамент наносят штампиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же прием характерен для изделий, выполняемых мастерами г. Семенова Нижегородской области.
Слайд 34Заметно отличаются приемами оформления изделия из бересты, созда-ваемые мастерами Якутии
и Томской области. Прикладное искусство местных народов, связанное с обработкой
меха и кожи, наложило отпечаток на орнамен-тальные рисунки берестяных изделий. Их геометризированный узор напоминает мотивы меховой аппликации. Он выполнен методом выскабливания фона и сохранения в рисунке коричневого цвета бересты.
Если якутские мастера продолжают давно сложившуюся тради-цию работы с берестой, то в Томске происходит возрождение забытого ремесла, а в технике ажурной резьбы по бересте возникает новое направление: берестяные узоры, украшающие в основном небольшие токарные коробочки из дерева, накладывают в два-три слоя от однородного фонового рисунка-сетки к разработанным элементам главного верхнего слоя орнамента.
Слайд 36Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна
почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С
XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продук-ции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские масте-ра освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посу-ду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квас-ники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цве-тов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений.
Слайд 37Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера
рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.
Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры.
Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался
в декоративную форму.
Слайд 38
После открытия русским ученым Д. И. Виноградовым состава фарфоровой массы
в Гжели началось освоение нового материала - фарфора. Увлечение фарфором,
поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики.
С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический рас-цвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в не-большие заводы.
Слайд 39Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда – допол-нялись новыми видами
продукции. Из фарфора стали делать мо-лочники, масленки, чашки, чер-нильницы, подсвечники,
чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанро-вые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов – конкурентов Гжели – промысел сохранял в фар-форе характер народного искусства с его наивной трактовкой изоб-ражений и непосредственным от-бором мотивов и сюжетов из окру-жающей жизни.
Слайд 40Со второй, половины XIX в. работы гжельских мастеров пере-страиваются на
сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его
сочетание с белым фарфором, подкреп-ленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.
Слайд 41Творческие силы масте-ров и художников сконцентрированы в объединении "Гжель", которое
представляет народный промы-сел в новом качестве. Здесь ведется систематическая работа
по совершенствованию техно-логии производства изделий, благодаря чему удается соз-давать сосуды самой сложной формы, дополненной фигурны-ми деталями, и небольшую скульптуру. Во всех изделиях, начиная с уникальных произве-дений и кончая тиражной про-дукцией, применяют ручную рос-пись, которая придает индиви-дуальный характер каждому предмету.
Слайд 42Даже при господстве одного типа росписи - синего изображения на
белом фоне - разнообразие композиционных решений орнамента и изобразительных мотивов
обеспечивает необычайную широту круга вещей, создаваемых из фарфора. Это и наборы для кофе, чая или пельменей, и часы оригинальных форм, и разного типа шкатулки, сахарницы, масленки, и, конечно, декоративные вазы, тарелки, кувшины.
В каждой вещи с необык-новенной смелостью и фантазией, легко и непринужденно варьиру-ются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в круп-ных изделиях - целые сюжеты с пейзажем, архитектурными соору-жениями и человеческими фигур-ками, изображаемые условными средствами декоративного искус-ства.
Слайд 44Этот промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего
Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие
и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.
Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, вла-девшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в «золотые» без использования драгоценного металла.
Слайд 45Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за
прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.
В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.
Слайд 46Ассортимент хохломских изделий сформировался давно.
В его основе лежат резные ложкарные
изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки.
В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни - поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно.
В отделке хохломских изделий на-родные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжи-тельностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.
Слайд 47Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы,
осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на
толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.
Слайд 48Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 градусов
в течение 3-20 дней, в
зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет
6-8 процентов, сушка
закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоб-рокачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.
Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов.
Слайд 49Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого
ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом,
снимая излишки масла. После грунтовки изделие на 4-6 часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне
40-50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.
Слайд 50Следующий ответственный процесс – покрытие изделия олифой. Для этого берут
натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно
размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его.
После сушки в течение 2-3 часов при температуре
22-25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.
Слайд 51Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также
киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.
Для нанесения полуды применяют модельные приспособления – куколки, представляющие собой тампон,
к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полуки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись. К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры.
Слайд 52Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с
ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится
пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.
Слайд 53Другая разновидность вер-хового письма - "под листок".
В ней широко применяются
более крупные растительные формы – округлые листики, ягодки, располагаемые сим-метрично
у стебля.
Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на рас-писываемую поверхность пред-варительно наносят контуры мотивов.
Слайд 54Формы больших мотивов моделируют штриховкой.
Более сложным типом фонового письма является
"кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные
формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.
Слайд 56Бисер известен давно, около четырех тысяч лет.
С середины второго тысячелетия
до нашей эры его выделывают из стекла. Однако стеклянному бисеру
предшествовал бисер из поделочного камня (сердолика, лазурита, бирюзы) диаметром меньше миллиметра. А много позже, в XVIII-XIX веках,
делались попытки изготавливать металлический бисер.
В наше время для дешевых сортов бисера иногда исполь-зуют пластмассу.
Слайд 57Бусы, едва ли не первые в истории амулеты и украшения,
насчитывали уже несколько тысяч лет, когда появилась их разно-видность –
бисер. Возможно, к этому времени возникла потреб-ность разнообразить форму ожерелий, браслетов, серег и подвесок из крупных бусин.
Но можно предположить, что каждая бусина выполняла роль знака или символа, а бисер был необходим для разделения этих знаков, объединения их в группы, даже для связи бусин-символов в повествовании-ожерелье.
Слайд 58Удивительное свойство бисера проявляется в том, что, используемый в предметах
культа и быта разных народов, он всегда подчеркивает национальный характер
вещи, вызывая радостное узнавание. Первый период расцвета в искусстве бисерных украшений приходится на эпоху, вошедшую в историю культуры как искусство Эль Амарпы, время фараона Эхнатона и царицы Нефертити (середина II тыс. до н. э.).
Бусы, бисер, цветные плакетки нашивали на одежду, носили в виде амулетов, снизывали в ожерелья. Из бисера низали цепочки и сетки для украшения одежды. В Каирском музее хранится древнее одеяние, в котором "сетка низана голубым и зеленым бисером непрозрачным, крупным, цилиндрической формы; в сетку вплетены бисерные изобра-жения египетских божеств".
Слайд 59Из бисера низали бахрому, всевозможные сетки и поднизи, которыми украшались
головные уборы. Изготавливали бисерные серьги и пуговицы. Спрос на бисер
все увеличивался, его ввозили из-за границы, и стоил он дорого.
На протяжении всей своей истории бисер использовался наравне с мелким жемчугом, обычно речным. Как указанно на драгоценность бисе-ра и на художественное родство его со сказочным природным материалом, бисер называется жемчугом во многих литературных памятниках, начиная с Библии. В русском и некоторых сла-вянских языках есть два слова "би-сер" и "жемчуг". Однако толковые словари определяют слово "бисер" как "жемчуг", "сорт жемчуга", "дра-гоценность".
Слайд 60Техника изготовления бисера в художественных изделиях разнообразна и продолжает развиваться.
Появляются новые способы и варианты, которые не заменяют и не
вытесняют прежние, а становятся с ними в ряд. Чаще всего новые вари-анты основаны на изначальной связи бисера с нитью; именно нить, оставаясь иногда невидимой, направляет и организует бисер.
Слайд 61 последовательное нанизывание на нить - снизки, кисти, бахрома;
низание
на две и более нитей в определенной последовательности, по схеме,
всевозможные цепочки и сетки;
ткачество, то есть проведение уточной нити с нанизанным на нее бисером под нитями основы и над ними, двойным ходом;
К настоящему времени известны и используются в различных сочетаниях:
Слайд 62 вышивка и наложение, причем применяются разные варианты; нашивание каждой
бисеринки отдельно и крепление на ткани нити с нанизанным на
нее би-сером; бисер нанизывают зара-нее, в последовательности, определенной рисунком, нить выкладывают по контуру ри-сунка и пришивают мелкими стежками между бисеринками; этот последний вариант используется также для машинной вышивки бисером;
тамбур - нить с нанизанным заранее бисером не пришива-ется, а провязывается сквозь ткань тонким крючком;
Слайд 63 плетение - вплетание бисера в коклюшечное кружево и в
макраме; часто бусинки и жемчужины вводятся в работу в определенных
местах рисунка с целью выделить, подчеркнуть основной узор;
вязание спицами и крючком, с предварительным нанизыванием на них нужного по узору количества бисерин.
Слайд 65История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в
ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский
район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова - Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
Наряду с табакерками и другими небольшими предметами портсигарами, кошельками, коробочками и другими, в 1830-1840-х годах в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно, чаще всего лишь золотыми бордюрами. Материалом для них служило папье-маше.
Слайд 66В середине и особенно во второй половине XIX века производство
подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило
железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Слайд 67Подобно другим народным промыслам 1910-е годы Жостово переживало кризис. Спрос
на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство,
в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 году в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась. Лишь в 1920-е годы с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 году объединились в одну - "Металлоподнос", с 1960 года переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Слайд 68За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными
декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело
статус уникального вида русского народного искусства.
Слайд 70Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей
стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои
варианты столь привлекательной игрушки.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по рас-цветке, то матрешка г.Семенова (Ниже-городская область) представляет собой русскую красавицу, ярко раскра-шенную, с обязательным букетом цве-тов. Матрешка мастеров Полхов-Май-дана отличается несколько вытя-нутыми пропорциями и еще более звонкой росписью. А кировская мат-решка, близкая по типу загорской, на-ряду с росписью украшена узором из соломки.
Слайд 71Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их
отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована
на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
Как своеобразное продолжение раз-новидностей матрешки в творчестве на-родных мастеров получила распространение токарная игрушка-сувенир, смонтированная из выточенных деталей разных размеров и форм.
Соединенные пластично или закреп-ленные в характерной позе, на подставке и без нее, токарные элементы позволяют создавать одинарные фигурки и групповые композиции, в которых проявляется оригинальное конструктивное решение игрушки-скульптуры, выраженное условным языком декоративно-прикладного искусства.
Слайд 72Деликатное использование выжигания, раскраски позволяет уточнить характеристику персонажа сказки или
литературного героя, найти точное движение животного или птицы. А остроумие
и юмор, проявленные автором в своей работе, делают токарную игрушку интересной как для ребенка, так и для взрослого человека.
Слайд 74Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что
она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь
то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, проявлялись эстетические свойства вещи.
Например, долбленая чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в своей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев ху-дожественный предмет из дерева украшен резьбой. Ее виды и приемы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.
Слайд 75Скобчатая, или ногтевидная, резьба осуществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные
линии в очертаниях, образующих узор элементов.
Плоскорельефная резьба разделяется на несколько
видов, когда производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф. Ее разновидностями являются глухая и ажурная резьба. Наиболее сложный вид представляет скульптурная резьба.
Геометрическая резьба выполняется ножом и содер-жит в своем узоре простейшую комбинацию линий.
В трехгранной резьбе
рисунок уже превращается
в заглубленный рельеф.
Слайд 76Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон средств: от
простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр
с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука).
Определенные приемы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительными признаками искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем – изображением головы коня, вырубленным топором.
Слайд 77Художественные промыслы по обра-ботке дерева широко развиты в Рос-сийской Федерации,
западных районах Ук-раины, Белоруссии, Литве, Казахстане, Кыргызстане, других республиках. В
бога-той лесами России искусство резьбы, укра-шающей различные предметы быта, при-обрело повсеместно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала господствующей скульптура и сюжетная рельефная резьба.
В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшалась верхушка столба-колонны, держащей потолок. Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объемной резьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.
Слайд 79Включение цвета традиционно для русских художест-венных изделий из металла. Эмаль
в сочетании с камнями-самоцветами украшала работы, выполненные мастерами Киевской Руси.
В XVI-XVII вв. эмаль оживляла литые перст-ни и серьги, пуговицы и миниатюрные складни.
Декор эмалевой посуды Соль-вычегодска был близок гравюре и напоминал цветную графику. В пышных тюльпанах, нераскрыв-шихся бутонах и листьях растений применялась линейная, штриховая разработка формы.
Финифть, как часто называют живописную эмаль, принадлежит к новым направлениям народного искусства, которые проявились в переходе от условно орнамен-тальных форм к конкретным изо-бражениям.
Слайд 80Мастера Ростова-Ярославского первоначально расписы-вали эмалевыми красками иконки, кресты, пластины для
украшения церковных книг и сосудов - потиров. Эмальеры долгое время
выполняли заказы церквей и монастырей. На эмалевых пластинах изображались фигуры святых, библейские сцены, архитектура монастырей. Эта тематика требовала соблюдения определенных канонов и аккуратности в исполнении рисунка, применении цвета. Во второй половине XVIII в. она составляла главное содержание работ ростовских эмальеров.
Слайд 81В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям, подсказанным станковой
живописью. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный
в одной тональности коричневого или черного цвета. Параллельно продолжается работа над мелкими иконками в недорогой медной оправе, исполнением которых кустари обеспечивали себе постоянный заработок.
Сохранившийся и в послеоктябрьский период промысел меняет ассортимент и тематику изделий. Мастера обращаются к разработке значков, брошей, коробочек, украшенных нежной цветочной росписью на белом, синем и черном фоне. В роспись вводятся ленты, надписи.
В 1930-е годы делают и более крупные вещи: шкатулки с гербами и эмблемами, пудреницы с портретами. Стремясь развивать свое мастерство, живописцы прибегают к копированию картин советских художников.
Слайд 82Подражание станковому искусству живописи отвлекло мастеров от декоративной цветочной росписи
эмалевых изделий, возвращение к которой стало полноценно проявляться в работах
1960-х годов. Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декорировании брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек.
Мастера продолжали совер-шенствовать и сюжетную живо-пись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции значительного тематического содержания все больше закрепля-ются в творчестве художников. Они пишут их на пластинах, вставленных в деревянную пла-кетку, на крышках коробочек, корпус которых выполнен в тех-нике филиграни.
Слайд 83Совершенствование эмалевой живописи сказалось на активном использовании в композиции всех
видов изделий скани (филиграни).
Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелир-ных
украшений. Элементы скан-ного орнамента дополняют в виде подвесок серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу в брошах. Выполненные из цветного металла пластины с эмалевым покрытием и живо-писью на них, скань из медной проволоки, покрытая серебром, превращаются в руках мастеров промысла в высоко-художест-венные ювелирные предметы.
Слайд 85Чеканка - способ обработки металлов давлением, при котором на заготовку
наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканку,
или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Слайд 86Чеканить можно в основном 2 способами: выколачивать на готовой матрице
и на смоляных резиновых, свин-цовых или деревянных по-душках киянкой или
круглым молотком. Помимо молотка вы-колачивают пуансонами и че-канами в виде металлических стержней с различными конца-ми (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение - выколачивание зернистой фактуры на повер-хности металла. Чеканку ис-пользуют и как чистовую от-делку изделий художественно-го литья.
Слайд 88Инкрустация или насечка - набор орнамента из золота, серебра, бронзы,
меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога,
янтаря, перламутра или украшения на металлических изде-лиях, изготовленных из других материалов.
При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкруста-ционные детали и заправляют их на место.
Слайд 90 Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образующих так называемую
веревочку. Сканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань
изготовляют из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканого украшения соединяют друг с другом пайкой. Работы, в которых скань в виде ажурного узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.
Слайд 92Выемчатая эмаль - заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным
способом на металлической поверхности пластины, растолченной в порошок и смешанной
с водой эмалью. После обжига затвердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с металлом. Эмаль по скани - заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.
Слайд 93Роспись по эмали - выполняют по глухой эмали разного цвета.
Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную
эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, образуя красочное изображение.
Слайд 95Литье - для художественного литья используют чугун, бронзу, алюминиевые и
цинковые сплавы, для ювелирных работ - серебро и золото. Целые
изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороннюю песчаную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по форме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей.
Для образования пусто-телых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называ-емый "выплеск", когда жидкий металл расплескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.
Слайд 97Штамповка (штампование) - обработка металла давлением в результате пластической деформации
заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки
вырубают плоские заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений.
Слайд 98Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объемных изделий концентрической формы
на вращающейся болванке. Болванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего
изделия, закрепляют в патроне токарно-давильного станка, металлическую заготовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным наконечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.