Слайд 1Николай Алексеевич Некрасов
Любовная лирика
Слайд 2Любовная лирика Некрасова была несколько необычной для современников. Это лирика
прозы жизни, прозы любви с размолвками и взаимными упреками.
Слайд 3
Бьется сердце беспокойное,
Отуманились глаза.
Дуновенье страсти знойное
Налетело, как гроза.
Слайд 4
Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.
1.Впервые в русской литературе появилась поэзия, в
которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.
2.Некрасов считал, что любовь должна
согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.
3. . В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
4. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Слайд 5
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не
жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам
рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
« Прости»
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски,
унынья, озлобленья,
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,
Благослови и не забудь!
Слайд 7В центре любовной лирики – Панаевский цикл, посвященный Авдотье Яковлевне
Панаевой, с которой 22-летний Николай познакомился в 1844 году. В
столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский.
Слайд 8 «Это была небольшого роста, не только
безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не
без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины»,- писал А.А.Фет.
Отношения между любящими
стали в лирике Некрасова
более сложными: духовная близость
сменяется размолвкой и ссорой,
герои часто не понимают друг друга,
и это непонимание
омрачает их любовь.
Слайд 11Н.А.Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в
конфликтных ситуациях. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде
всего страдающего человека, что дано далеко не всем.
Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н.Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.
Слайд 12Последняя любовь поэта
Не менее ярким в лирическом плане стал сборник
стихов «Последние песни», в котором Некрасов подводит жизненные итоги, пишет
о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Н.А.Некрасов посвящает несколько стихотворений своей последней любви Зине. (Фекле Анисимовне Викторовой)
Они познакомились в 1870 году. Между ними большая разница в возрасте: ей -19 лет, ему – 49.
Зина – это имя дал ей Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений.
Слайд 13 Сын поэта А.Плещеева вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей
к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой.
Волосы у
нее были светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства».
Слайд 14Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются.
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны
мои отзываются.
Двести уж дней,
Двести ночей!
Темные зимние дни,
Ясные зимние ночи…
Зина! Закрой
утомленные очи!
Зина! Усни!
Слайд 15
Выводы:
1.Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской
поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта
выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
У Некрасова «лирическая героиня» - это «второе лицо» стихотворения, она всегда существует рядом с героем - в его воспоминаниях, в его диалогах с ней - не просто как идеал, а как живой образ.
Слайд 16
Выводы:
2.Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый
план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство
выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Слайд 17Выводы:
3.Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел
передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство
родного языка.