Слайд 1Особенности литературного психологизма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Выполнила
студентка
1 курса ИРЯиС ФЛ-РЛБ-12
Федотова Кристина.
Слайд 2Содержание
История создания повести
Особенности психологизма «Бедной Лизы»
Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Психологизм
Лизы
Психологизм Эраста
Сопоставление героев
Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и
тени, добра и зла
Монолог как средство раскрытия психологизма героев
Источники
Слайд 3История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В
1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и
была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Это история любви небогатой провинциалки и обеспеченного молодого человека из привилегированного сословия.
Слайд 4Особенности психологизма «Бедной Лизы»
«Бедная Лиза» стала одной из вершин русского
сентиментализма. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный
психологизм русской художественной прозы. Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы,.
В связи с этой повестью уже можно говорить о более или менее сложившихся принципах психологизма Карамзина, которые в дальнейшем он будет развивать и усложнять. Однако следует отметить, что наше представление о них недостаточно конкретизировано. Исследователи, как правило, ограничиваются самыми общими указаниями на наличие психологизма в «Бедной Лизе, не ставя вопроса о его специфике. Как правило, предлагается анализ отдельных приемов раскрытия внутренней жизни персонажей.
Слайд 5Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Н. Г. Пурыскина особое внимание уделяет
поэтике жеста: «Богата палитра эмоциональных оттенков, присущих душевному миру персонажей
«Бедной Лизы»: огорчение, грусть, отчаяние, любовь и т.д. Достигается это благодаря мастерству языка жестов, т.к. жест – самый чуткий и искренний вестник душевных движений человека, который далеко не всегда может словами поведать о своих чувствах»
В. Н. Топоров особое внимание уделяет пейзажу как средству раскрытия внутреннего мира героев. Так, например, когда в жизнь героини входит любовь, то разлад ее с природой образует знак выделенности Лизы из прежнего согласия с нею. Одна из заслуг Карамзина, по мнению исследователя, состоит именно в том, что он смог создать «антропоцентричный» пейзаж, открыть его потенциал как стилевого приема, позволяющего проникнуть в мир человеческой души.
.
Слайд 6Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
С. М. Аюпов отмечает особую роль
часто встречающегося в повести оборота «может быть»: «В русской прозе
эстетический (и психологический) потенциал оборота «может быть» был впервые раскрыт Карамзиным в повести “Бедная Лиза” где является основным средством «психологизации повествования».
В. С. Соловьева отмечает особую роль перифраз, в частности метонимических перифраз со значением сердце и душа: «Подобные метонимии передают чувства, страдания влюбленных как в повествовании автора, так и в речи героев».
Таким образом, данные принципы изображения внутренней жизни человека не сведены в систему. А поэтому в целом понимание сущности открытий, сделанных Карамзиным в «Бедной Лизе», остается неполным. На наш взгляд, все способы изображения психологизма в повести представляют собой именно систему, целостность которой определяется тем открытием, которое Карамзин сделал в своих ранних произведениях, а именно, его переходом от рассуждения о человеческих чувствах к полнокровному, эмоционально окрашенному их изображению.
Слайд 7Приёмы раскрытия внутренней жизни персонажей
Как известно, очень важную роль в
раскрытии переживаний героев играет здесь образ автора, форма выражения писательской
позиции, получившая в литературе сентиментализма широкое распространение: «Тема – личность человеческая - для него (Карамзина) выражается, прежде всего, в теме личности самого автора… Авторское отношение к изображаемому пронизывает всё изложение произведений Карамзина. В сущности, это отношение и является самым главным в них». Создавая произведение, писатель, опирается в ходе творческого процесса на свою жизненную, общественно-эстетическую позицию, «которая обычно выражается в его речах, письмах, дневниках, статьях, беседах».
Слайд 8Психологизм Лизы
Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей
пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. В
произведении Лиза оказывается жертвой чувств.
Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.
Слайд 9Психологизм Эраста
Образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив – деньги, которые
в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение.
Автор
показывает его, как хозяина чувств. При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше видеться с девушкой; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе.
Эраст нашел в Лизе то, что сердце его так долго искало. Но вся эта привязанность скорее была иллюзией, потому что любящий человек так не поступил бы, а после смерти Лизы его печалит не потеря любимой, а чувство вины.
Слайд 11Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра
и зла
На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст –
это как день и ночь или добро и зло. Характеристика Лизы и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так. Если образ Лизы – это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, – это наивность, доходящая до глупости. Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен. Эраст – просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла.
Слайд 12Монолог как средство раскрытия психологизма героев
Одним из главных приёмов раскрытия
внутренней жизни персонажей является у Карамзина внутренний монолог, который обладает
рядом особенностей:
Во-первых, они представляют собой уже некий итог цепочки переживаний и мыслей и выражают чувство определившееся, которое обрело законченную форму;
Во-вторых, даже в мыслях герои словно смотрят на себя со стороны. Например: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо своё: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё?...» Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою…Мечта!» В этом монологе нет прямого выражения чувства, а только воображение. Таким образом, персонажам трудно прямо определить свое состояние. Они намекают слушателю на суть происходящего в их душе, то есть фактически стремятся изобразить свою внутреннюю жизнь в конкретных живых образах.
Слайд 14Источники
https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index/html
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18310
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5917/1/uch00146.pdf
http://resoch.ru/xarakteristika-lizy-i-erasta-v-tablice-po-povesti-bednaya-liza/
http://fb.ru/article/190157/harakteristika-lizyi-iz-povesti-bednaya-liza-psihologicheskiy-analiz-harakterov-glavnyih-geroev-v-sochinenii-n-m-karamzina