Слайд 2Оттепель в литературе
Это период в истории СССР после смерти И.
В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением
тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.
Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «ОТТЕПЕЛЬЮ», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «ОТТЕПЕЛЬ», за которой мог вновь последовать легкий морозец. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.
Слайд 3Оттепель в литературе
Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в
литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным
более открытое освещение действительности. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Модильяни, Савинков и др. Искусственно прерванная связь эпох — дореволюционной и советской — восстанавливалась. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом.
Бальмонт
Мандельштам
Савинков
Слайд 4Литературные журналы
Большую роль в процессе «потепления» играли выпуски литературных журналов.
Именно они наиболее живо реагировали на новые веяния, способствовали появлению
новых имен, выводили из забытья авторов 1920–1930-х. В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир».
С 1950 по 1970 журнал «Новый мир» возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. «Новомирская проза» выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.
Слайд 5Литературные журналы
В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина
Овечкина Районные будни. Эта публикация положила начало целому направлению в
литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь.
В 1955–1956 появилось множество новых журналов – «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Урал», «Волга» и др.
«Молодежная проза» печаталась по преимуществу в журнале «Юность». Его редактор, Валентин Катаев, делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Произведениям молодых была присуща исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой.
Слайд 6Офицерская проза
Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников
военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное
понимание правды о прошедшей войне.
Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950–1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии »Живые и мертвые» (1959–1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова »Пядь земли» (1959) и »Мертвые сраму не имут»(1961), Юрия Бондарева »Батальоны просят огня» (1957) и »Последние залпы»(1959), Константина Воробьева »Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике.
Слайд 7Научная фантастика
Продолжает развиваться жанр научной фантастики, традиции которого были заложены
в 1920–1930-е. Значительные произведения были написаны Иваном Ефремовым – Туманность Андромеды (1958), Сердце Змеи (1959). В 1950-е
пришли в литературу братья Аркадий и Борис Стругацкие – Извне(1959), Страна багровых туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Полдень, XXI век (1962), Далекая радуга (1962), Трудно быть богом (1964).
Именно в 1960–1980-х к Юрию Трифонову, Александру Солженицыну, Венедикту Ерофееву, Иосифу Бродскому пришло осознание себя в качестве писателей и поэтов.
Слайд 8Поэзия
Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала
эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День
поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи.
Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире.
Наибольшую популярность в период поэтического бума снискали поэты яркого публицистического темперамента – Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко.
Слайд 9Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением
Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская
травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964.
С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.