Слайд 1Ответственность подростков за противоправные действия.
Слайд 2
В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности
среди детей.
Детская преступность — одна из острейших
проблем сегодняшнего дня.
Слайд 3
Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять
меры, способные повлиять на решение этой проблемы.
Слайд 4Решение этой насущной социально-педагогической задачи следует начинать со школьного возраста,
создавая в школе целостную систему правового образования и нравственного правового
воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.
Слайд 5
УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет
не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за
детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказываются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.
Слайд 6Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей
из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда
им не хватает логических доказательств в споре.
Слайд 7Агрессивность выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо
в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты
учащихся.
Слайд 8В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей,
у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется
в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Слайд 9
Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над
ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и
денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы
Слайд 10
Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто
имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный
характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества.
Слайд 11Нередко такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком
состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное,
«храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.
Слайд 12Рассмотрим такое негативное явление, как присвоение детьми и подростками чужих
вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников
и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью.
Слайд 13Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи
победителя». Они могут раздариваться товарищам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах»
дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно презирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мятежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.
Слайд 14Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам преступлений школьников: основной их
процент связан с тяжелым материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно
важные потребности.
Слайд 15
Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям
их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими потребительскими свойствами под
влиянием моды, групповых норм и др.). Большинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков.
Слайд 16Так, находясь в зале игральных автоматов с другими ребятами Н.
из хулиганских побуждений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по
телефону - автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».
Слайд 17«заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ),
«вандализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.
Слайд 18Столкнувшись с отдельными статьями уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного
правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер
статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах.
Незнание не освобождает от ответственности!