Слайд 2– Что вы представили себе, слушая музыку?
– Что почувствовали?
– Кто
узнал эту пьесу?
слушать музыку
Пётр Ильич
Чайковский
Слайд 3– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь
на уроке?
– Какие зимние месяцы вы знаете?
– Что вы знаете
о каждом месяце?
– Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Месяц январь – зиме государь.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Декабрь зиму встречает, а год провожает.
Слайд 4– Рассмотрите репродукцию картин И.И. Шишкина.
– Что хотел нам сказать
художник?
– Кто догадался, как называется эта картина?
Слайд 8На сегодняшнем уроке мы будем говорить о красоте, красоте зимнего
пейзажа.
Только ли красками и музыкой можно передать эту красоту?
Слайд 9Фёдор Иванович
Тютчев
1803-1873
Слайд 11Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную
мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания,
передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации.
Слайд 13Чародейка -то же, что и волшебник, колдунья.
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся
своей необычайностью.
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки
скатерти, женского платка со свисающими кистями.
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная
форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
Слайд 14Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных
строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие.
Давайте вспомним, что стихотворение делится
на части – строфы. Что такое строфа?
Слайд 15 Чтение стихотворения про себя
– Какое настроение создаёт
стихотворение?
– Нарисуйте картины, возникающие в вашем сознании.
– Какими красками ты
рисовал бы иллюстрацию?
– Попробуйте создать картину зимнего леса. Опишите его.
Отметьте непонятные для вас слова карандашом, подумайте над их значением.
Слайд 16Какие иллюстрации подходят к стихотворению?
Слайд 22 Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой
цепью»
Слайд 23 Изобразительные средства
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
Слайд 24 Изобразительные средства
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном волшебным
очарован»
«чудной жизнью он блестит»
Слайд 25 Изобразительные средства
Метафоры:
«под снежной бахромой»
«опутан, весь окован лёгкой
цепью»
Эпитеты:
«неподвижная, немая»
«не мертвец и не живой»
«косой»
Олицетворение:
«чародейкою Зимою околдован лес стоит»
«сном
волшебным очарован»
«чудной жизнью он блестит»
Слайд 26– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева?
– Почему Зиму поэт
называет «чародейкою»?
– Какое волшебство, колдовство она совершала?
– Как вы думаете,
почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?
– Почему в этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры, которые говорят об этом.
– В каком состоянии находится зимний лес?
– В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя?
– Почему такое состояние леса Ф.И. Тютчев характеризует словами не мертвец и не живой?
Слайд 27– Что в состоянии леса можно отнести к слову мертвец,
а что к слову живой?
– Укажите в стихотворении «волшебные» слова?
Как они связаны друг с другом?
– Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?
– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
– Как вы думаете, что это такое чудная жизнь зимнего леса?
– Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?
– Опишите подробно, что с ним происходит.
– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
Слайд 28 Посмотрите внимательно ещё раз на картину И.И. Шишкина «Зима».
– Что
на ней изображено?
– Как вы думаете, почему поэт Тютчев и
художник Шишкин рассказали нам о зимнем лесе?
– Таким ли вы себе представляли лес после чтения стихотворения Ф.И. Тютчева?
– Соответствует ли изображённое на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
– Какие особенности зимнего леса, описанные Ф.И. Тютчевым, вы можете найти на картине И.И. Шишкина?
– Какие строчки из стихотворения Тютчева можно использовать как название картины?
Слайд 31Как будем читать это стихотворение: быстро, медленно, грустно, весело, тихо,
громко, радостно, торжественно?
– Почему?
Зима
Снежная, волшебная
Околдован, окован, блестит
Ослепительная краса
Волшебница-зима.
Составьте синквейн на тему «Зима».
Слайд 36С каким стихотворением познакомились?
Легко ли понять стихотворение?
Всегда ли смысл
стихотворения лежит на поверхности?
Слайд 38Я
у з н а л
у д и в и л
с я
з а д у м а л с я
п
о в т о р и л
н а у ч и л с я
з а п о м н и л