Слайд 1Поздняя античность
1. Школа киников
Диоген Синопский
400 – 325 гг. до н.э.
Антисфен (444/435
до н. э. —
370/360 до н. э.) —
древнегреческий философ,
основатель
и главный теоретик
кинизма, одной из самых
знаменитых сократических школ.
Слайд 2После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в
гимнасии для неполноправных граждан. Хотя в теории Антисфена отчетливо влияние
софистов, он часто им противоречит, далеко отходит и от прочих учеников Сократа.
Антисфен, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:
простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.
Слайд 3Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (истинный пёс).
От этого слова происходит название школы, кинизм.
Основной задачей философии, утверждал Антисфен,
является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, и как система представляет собой комплекс практических идеалов.
Слайд 4Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального
кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые
ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Этический идеал кинизма:
крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
насмешка над всеми условностями;
демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты, как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника (в частности, короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума) киников опознавали на протяжении всей античности.
Слайд 5Ведущим представителем этой школы был Диоген Синопский (
400 – 325
гг. до н.э.). По его мнению, чтобы понять себя, познать
свою истинную сущность, человек должен довольствоваться только
тем, что он имеет в самом себе. Но люди привыкли к помощи
общества, других людей, к комфорту. Надо от всего этого
отказаться – это единственный путь к себе, путь нравственного
самосовершенствования. Этот путь состоит из трех ступеней:
Слайд 6Три ступени самопознания:
аскеза– отказ от комфорта и
материальных благ.
ападейкия– игнорирование знаний, накопленных обществом.
автаркия–
полное игнорирование общественного мнения, способность не обращать внимания ни на похвалы, ни на порицания людей.
Слайд 7Диоген прославился невозмутимой последовательностью, с которой он осуществлял развиваемый им
этический идеал. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вёл
себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения её, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.
Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению личных проблем через антиобщественное поведение.
Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.
Слайд 8По легенде умер Диоген в один день с Александром Македонским.
На его могиле
был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с
эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
ты указал нам путь, легче которого нет.
Слайд 9Истории про киников
Антисфен, на вопрос почему он так суров с
учениками, отвечал: «Врачи тоже суровы с больными». Когда его попрекали,
что он водится с дурными людьми, он отвечал: «Врачи тоже водятся с больными, но сами не заболевают». (Эту мысль развил и довел до предела Диоген, который в ответ на аналогичные вопросы заявлял: «Солнце тоже светит в помойные ямы, но от этого не оскверняется»).
Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». (На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».)
* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». (На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».)
Слайд 10* Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил
воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою
чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Слайд 12Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с
прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Он нашёл Диогена, когда
тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Слайд 132. Школа эпикурейцев
Основатель Эпикур
341 – 279 гг. до н.э.
Основал
свою философскую школу, которая первоначально
находилась в Митилене (на острове
Лесбос) и Лампсаке
(на азиатском берегу пролива Дарданеллы),
а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими
учениками поселился в купленном им саду
(отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»).
Слайд 14 Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет
хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо».
Слайд 15*Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность.
* Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо,
и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
* Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет.
Эпикур
Слайд 16 Возражая киникам, Эпикур доказывал, что не негативизм, не эпатаж
общества, но отчуждение, уход от общества есть наиболее этически правильный
путь духовного самосовершенствования.
Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т.е. в состоянии душевной невозмутимости, которая достигается воспитанием и размышлениями. Необходимо избегать участия в общественной жизни, в политике, не участвовать в бесплодных спорах с неучеными людьми и т.д.
Истинное наслаждение вызывают только духовные радости, а телесные удовольствия временны и могут обернуться своей противоположностью. Так обильное пиршество может вызвать расстройство желудка и головную боль, приятный контакт с незнакомой женщиной грозит опасностью подхватить дурную болезнь и т.д. Только общение с книгами и друзьями вечно и всегда приносит радость.
Слайд 17В своих представлениях о психической жизни Эпикур суживает понятие психики,
исключив из нее растительные функции. Первой формой психического являются ощущения
и восприятие. Их механизм – теория истечений Демокрита. Далее из ощущений и восприятий формируются представления. Они бывают частные (единичные предметы) и общие (понятия). Мышление, как и восприятие, из которого оно возникает, имеет единственным своим источником внешний мир. Никаких врожденных идей в душе нет.
С точки зрения Эпикура человек живет в системе трех координат событий:
Необходимые
Случайные
Подвластные ему
Первые и вторые события неподвластны человеку, и их надо принять как данность, и не переживать по их поводу. А, «подвластное» человеку включает мораль, чувства, поведение.
Слайд 18Тит Лукреций
Кар (99 – 45 гг. до н.э.)
По своим философским
и психологическим взглядам Кар последовательный материалист, атомист и воинствующий атеист.
За это был объявлен богословами сумасшедшим. Главное сочинение «О природе вещей».
Слайд 19
Все в мире состоит из атомов. Из их столкновений образуются
все вещи. Развитие мира происходит по присущим природе законам: необходимости
и причины. Все живое произошло из мертвого. Сложные организмы возникли из простых. Люди произошли из животных. Нужда заставила их изготавливать и употреблять орудия. Душа телесна и материальна. Она возникает при рождении и исчезает при смерти.
Цитаты Кара:
- Бессмертная смерть.
- Все совершенствует природа.
- Выражай смертными словами бессмертные вещи.
- Дело само говорит за себя.
Слайд 204. Стоики
4 – 3 вв. до н.э. – 4 –
5 вв. н.э.
Зенон (336 –
Хризипп (281
264 гг. до н.э.) – 208 гг. до н.э.)
Слайд 21В Риме: Сенека, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий
- Размышляй о
смерти! Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе.
Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж, наверное, вне всякой власти.
Сенека Луций Анней
(4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Слайд 22 ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106-43 до н.
э.),
римский политический деятель, оратор и писатель.
Сторонник республиканского строя. Сочинения
Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.
Слайд 23Марк Юний Брут Цепион
(85 — 42 гг. до н. э.)
— римский сенатор,
известный как убийца
Цезаря..
Слайд 24Император Марк Аврелий (121-180)
Считай за признак полного развития,
если тебя
не будет смущать
никакой шум, не будут волновать
никакие голоса,
слышатся ли
в них льстивые слова или угрозы,
или просто пустые звуки
Слайд 25Согласно учению стоиков по активности пневмы весь космос состоит из
четырех уровней:
1. Уровень неживой природы – пневмы очень мало.
2. Уровень
растений – пневма более подвижна, что обеспечивает рост, питание и размножение.
3. Уровень животных – пневма еще более активна – в добавление ко второму уровню возникают чувствительность, побуждения и инстинкты.
4 уровень – высшее выражение пневмы, то, что составляет душу человека.
Слайд 26Всего есть 8 способностей души:
рост
размножение
5 видов чувствительности
гегемоникон – способность переработки
всех поступивших впечатлений в общие представления, понятия, волевые и побудительные
акты.
Слайд 27Виды представлений:
каталептические – при непосредственном воздействии внешних предметов
фантазмы (абстрактное
мышление и воображение).
Свобода духа в учении стоиков
внешняя – выбор
пьесы и роли. Она недоступна человеку.
внутренняя – способ игры этой роли. Она всецело во власти человека.
Слайд 28С их точки зрения, единственным ограничением внутренней свободы являются аффекты,
а потому их нужно уметь обуздывать. Полное владение собой при
всех обстоятельствах - признак наивысшего психического здоровья. Любые аффекты вредны. В них «порча разума». Поэтому их нужно «вырывать из души».
В теории аффектов стоики утверждали, что первой стадией аффекта являются соматические изменения, а лишь потом возникает мысль, что что-то случилось, и желание реагировать (много позже это утверждал в своей теории эмоций У.Джеймс.)
При борьбе с аффектом телесные выражения, движения играют большую роль и усиливают аффект. Поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение, так как это только усилит аффект. Аффект нельзя усиливать также воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с аффектом. Этим упражнениям надо обучать детей уже с первых лет жизни. Это основа формирования нравственной личности.
Слайд 295. Александрийские
врачи
3 в. до н.э. Герофил, Эразистрат
Герофил (300
– 250 гг. до н.э.)
Слайд 30Герофил был автором труда «Peri sphigmon pragmateias», который считался лучшим
трактатом древности о пульсе. Герофил полагал, что пульс есть «движение
артерий» и при помощи пульса можно узнать «существование в организме болезни и предвидеть грядущие». Именно ему принадлежат термины «систола» и «диастола».
Слайд 31Картина Ж.-Л.Давида
Врач Эразистрат обнаруживает
причину болезни Антиоха
Слайд 32В то время не было запрета на анатомирование трупов. Кроме
вскрытия умерших Александрийские врачи использовали наблюдения за душевнобольными, людьми, перенесшими
черепно-мозговые травмы и, даже проводили опыты на живых людях – преступниках, приговоренных к смерти.
Больше всего анализу подвергались головной мог и нервная система. Герофил и Эразистрат пришли к твердому выводу, что орган души – головной мозг. Они также обнаружили два типа нервов – чувствительные и двигательные. (Вторично открыты Мажанди и Беллом только в 19 веке.)
Слайд 33Гален, римский врач (130 – 200 гг.)
Ввел изменения в теорию
темпераментов Гиппократа.
Он считал, что темпераментов не четыре, а много
больше.
Так он выделял тёплые (мужественные – преобладает
артериальная кровь) и холодные
(медлительные – преобладает венозная
кровь) темпераменты. С тех пор теорию темпераментов
стали называть теорией Гиппократа-Галена.
Слайд 34Схема кровообращения Галена:
Венозная кровь от печени идет к сердцу. Там
она очищается и распространяется по всему телу. На пути к
мозгу артериальная кровь еще более очищается и переходит в пар. Этот пар заполняет желудочки мозга и по нервам идет к органам чувств и движения. Схема кровообращения Галена не пересматривалась вплоть до 18 века.
Слайд 356. Диоген Лаэртский.
Никаких данных о личности и биографии Диогена
Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая
датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э.
Слайд 36Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось.
Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь
на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э.
Слайд 37Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей,
начиная с Фалеса и кончая стоиками и эпикурейцами.
Диоген
не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также эпиграммами, часто — довольно язвительными.
Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении, историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков.
Слайд 387. Неоплатонизм
Плотин 205 – 270 гг.
Плотин ввел идеи
холизма
и
самосознания.
Слайд 39Плотин выделяет три пути познания.
Обращаясь к телу, душа получает
знания о нем. Этот же путь дает также знания о
природе, на этом пути душа познает мир через ощущения. Этот путь – основа для формирования новых знаний, нашего опыта.
Обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент этого слияния, находясь в особом состоянии (экстазе) человек ощущает свое единство с мировым разумом, дающее уверенность в истинности знаний.
Наиболее важным для психологии был третий путь познания, описанный Плотинным, - обращение души к себе самой, и, таким образом, получать знания о собственной душевной жизни. Эти знания позволяют человеку познать самого себя, свою душевную жизнь, сознавать себя цельным и уникальным субъектом.
Слайд 40- Бог выше всяких определений.
- Будем же верить, если не
можем уразуметь.
Августин Аврелий
Августин Аврелий
(354 – 430 гг.)
Слайд 41Считая божественную душу орудием, которое правит телом, Августин, утверждал, что
ее основу или принципом, организующий ее деятельность, является воля, а
не разум. Впоследствии, это учение получило название волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля).
Слайд 42Общие итоги развития античной
психологии:
1. Объяснение психики законами движения и развития
природы.
2. Возникновение психобиологической проблемы (соотношение души и тела), которая различно
решалась материалистами и идеалистами.
3. Разработка принципов развития, детерминизма, системности психики.
4. Открытие того, что органом души является мозг.
5. Учение о темпераментах.
6. Принцип холизма.
7. Теории эмоций.
8. Личностное и социокультурное в психике.
9. Возможность души познать саму себя.