Слайд 1Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Слайд 2ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012)
Статья 2
14) дополнительное
образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Слайд 3ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012)
Статья 12. Образовательные программы
1.
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012)
ст.2 п. 9
Образовательная
программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012) статья 75
1.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2012) статья 75
2.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные
общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 7Паспорт Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»
( 30
ноября 2016 г. № 11)
Цель проекта:
Обеспечение реализации «майских указов»
Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.
Главный результат - создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.
Слайд 8Паспорт Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»
Характеристики современных региональных
систем дополнительного образования детей:
в структуре сети организаций допобразования детей в
каждом регионе в качестве ядра определен региональный модельный центр, обеспечивающий реализацию соответствующих программ, а также функции методического и ресурсного центра;
применяются механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов;
сформированы механизмы и условия для обеспечения детям из сельской местности доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам;
работают механизмы непрерывного развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников системы, в том числе родителей;
применяются современные организационные и финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;
функционирует общедоступный информационный портал с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам;
Слайд 9Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»
при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
Слайд 10Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»
б) решение следующих задач:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология";
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Слайд 11Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
Слайд 12Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467. Дата подписания 3
сентября 2019 г.
Вступает в силу 20 декабря 2019 г.)
Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2019 г. N 56722
Слайд 13
Структура Целевой модели РРСДОД включает:
общие требования к порядку обновления
методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ (программный подход);
общие требования
к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей;
общие требования к организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей;
общие требования к кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей;
общие требования к использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов в региональной системе дополнительного образования детей.
Слайд 14
Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания ДОП
и методов обучения
2.1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и
методов обучения производится на основе программного подхода, который включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.
Слайд 15Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных
программ
и методов обучения
2.2. При обновлении содержания дополнительных общеобразовательных программ и
методов обучения в субъекте Российской Федерации должны соблюдаться следующие принципы:
а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;
б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных образовательных программ;
в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;
Слайд 16Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных
программ
и методов обучения
г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального
учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
д) конвергентный подход в разработке ДОП , реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
е) использование в реализации ДОП современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
Слайд 17Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных
программ
и методов обучения
ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных
категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
з) ориентация содержания дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;
и) ориентация содержания ДОП на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта РФ на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта РФ;
к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по ДОП, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.
Слайд 18Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных
программ
и методов обучения
2.3. В целях определения потребности в новых дополнительных
общеобразовательных программах субъектом Российской Федерации проводится анализ реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
2.4. В целях обеспечения выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в рамках внедрения Целевой модели ДОД используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе основанные на модульном принципе представления содержания образовательных программ, образовательных проектов, путем реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (далее - формы организации образовательной деятельности).
Слайд 19Целевая модель РРСДОД
II. Общие требования к порядку обновления содержания
дополнительных общеобразовательных
программ
и методов обучения
2.5. В целях обеспечения всеобщего и равного доступа
к дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей в субъекте Российской Федерации разрабатываются краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы по всем направленностям, нацеленные на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющие обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ.
Слайд 20Структурные компоненты ДОП
1. Комплекс основных характеристик образования
2.Направленность ДОП
3. Актуальность
4. Педагогическая целесообразность
5. Отличительные особенности
6. Адресат программы
7. Объем и
сроки реализации
8. Формы обучения
9. Режим занятий
10. Особенности организации ОП
11. Цель программы
12. Задачи программы
13. Учебный план
14. Содержание программы
15. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
16. Календарный учебный график
17. Условия реализации
18. Формы аттестации
19. Оценочные материалы
20. Методические материалы
21. Список литературы
Слайд 21Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
- комплекс основных характеристик программы
(пояснительная записка; цель
и задачи программы; содержание программы;
планируемые результаты)
- комплекс организационно-педагогических
условий, включая
формы аттестации (календарный учебный график;
условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы;
методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы).
Слайд 22Титульный лист
Полное наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена дополнительная
образовательная программа;
Название программы.
Возраст детей, на которых рассчитана ДОП;
Срок реализации программы;
ФИО,
должность, автора программы;
Город и год разработки.
Комитет образования и науки Волгоградской области
Государственное казенное учреждение дополнительного образования детей
"Волгоградский центр детского технического творчества"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДО «ЦДТ»
Алексеева Н.В.__________
«___» 20__г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Рукодельница»
Возраст детей – 10-12 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель: Ануфриева
Ольга Всеволодовна, педагог дополнительного
образования
Волгоград, 2020
Принята на заседании педагогического
(методического) совета
От «__»________20__ г.
Протокол №____-
печать
Слайд 233.3. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
3.3.1. Пояснительная записка (общая
характеристика программы):
- направленность (профиль) программы2 - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная,
туристско- краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 196, п.9);
- актуальность программы - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей;
- отличительные особенности программы - характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
- срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Слайд 243.3. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
3.3.1. Пояснительная записка (общая
характеристика программы):
актуальность программы - соответствие основным направлениям социально-экономического развития
страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей;
различаем практическую, социальную и научную актуальность
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
Слайд 253.3.2. Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый
результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом
содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;
задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать
Задачи должны быть: личностные, метапредметные и предметные.
Слайд 263.3.3. Содержание программы:
учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения;
- содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.
Слайд 28Оформление содержания учебного плана
Слайд 293.3.4. Планируемые результаты
представляют собой:
систему ведущих целевых установок освоения всех элементов,
составляющих содержательно-деятельностную основу программы;
письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он
сможет продемонстрировать.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Слайд 30Планируемые результаты Метапредметные результаты
означают усвоенные учащимися
способы деятельности, применяемые ими
как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных
жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Слайд 31Личностные результаты
включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
операциональным (умения, навыки);
эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка,
эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия)
Слайд 32Предметные результаты
содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется
через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются
через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:
теоретические знания по программе;
практические умения, предусмотренные программой.
Слайд 333.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
календарный учебный график - это составная часть
образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты
начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
Слайд 34Оформление календарного учебного графика
Слайд 353.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
- формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются
определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются
согласно учебно-тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам;
- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав образовательной программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Слайд 363.5. Список литературы
включает перечень основной и дополнительной литературу (учебные пособия,
сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные
пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5.02008
Слайд 37ТИПОВЫЕ ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
Аннинский Л. А. Русский человек на любовном
свидании. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Согласие, 2006.-
354 с.
Деловое досье фирмы: краткое пособие по делопроизводству.- 2-е изд.- М.: Информ. Центр «Маркетинг», 1999.- 88 с.
Исхаков В. Другая жизнь – другая история //Знамя.- 2006.- № 12.- С. 85-88.
Ширков Д. В. Новый метод теоретической физики // Наука и человечество: сб. ст. - М., 1987.- С. 127-134.
Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] : междунар. науч. пед. Интернет-журнал с библиотекой- депозитарием = oim. ru.- М.: OIM. RU, 2000-2001.- Режим доступа : WWW. URL: http: // www. oim. ru/.- 10.02.2015.
Слайд 38Основные актуальные содержательно-тематические направления реализации дистационного образования
Способы и навыки самоорганизации
и самоуправления (психологические тренинги самоорганизации и саморегуляции; деловые игры; «Школы
активы»)
профессиональная ориентация (с опорой на видео-мастер-классы и профильные цифровые тренажеры): программы профессиональных проб; состязания типа «JuniorSkills»;
детские и подростковые квесты по мирам современных профессий, в том числе, проводимые в режиме активного образовательного отдыха; карты и атласы современных профессий; встречи и беседы с признанными успешными профессионалами.
конструирование индивидуальной жизненной траектории
и самоопределения
Слайд 39Основные дистанционные образовательные формы
видео- и аудио- уроки, лекции, мастер-классы;
открытые электронные
библиотеки с встроенными инструментами навигации;
вебинары (как разовые тематические мероприятия и
как циклы);
комплексные программы дистанционного образования;
адресные дистанционные консультации со стороны наставников, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей («В Контакте»),
формы дистанционного дополнительного образования
школьников как компоненты целостных интенсивных очно-заочных образовательных программ
Слайд 40Основные компоненты массовых образовательных программ, предполагающие перевод в дистанционный режим
информативный
блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме
вебинара, подготовка визуализированных
презентаций, размещение необходимых пособий и монографий в электронном виде, и т.д.)
блок трансляции методов, приёмов, реже технологий работы
(видео-запись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата);
диагностический блок (тесты проверки и самопроверки знаний, представлений, способностей, компетентностей,
блок заданий,
демонстрация слушателями освоенных способностей и методов,
развивающая экспертиза заданий
Слайд 41МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке разноуровневых программ дополнительного образования (ГАОУ ВО
«МГПУ»)
Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ
дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Слайд 42обобщённые свойства разноуровневости
программы дополнительного образования
работа с индивидуальными маршрутами, траекториями и
режимами обучения детей;
расчёт образовательного процесса на участие в нём разных
категорий
детей; построение сетевых форм взаимодействия;
привлечение инвесторов (фандрайзинг) и партнёров программы;
модульная организация учебного процесса;
оценка компетентностных и метапредметных образовательных достижений;
работа с одарёнными детьми;
дистанционные технологии в дополнительном образовани
Слайд 431. Содержание и материал программы
1. Стартовый уровень. Предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Слайд 462. Средства индивидуальной диагностики
При разработке программы необходимо опираться на
шесть типов определяемых уровней, которые могут отражать индивидуальные особенности ученика,
а именно:
1. Уровень психофизического развития;
2. Уровень мотивированности;
3. Уровень интеллектуального развития;
4. Уровень информированности и эрудиции в отношениях общих знаний и содержания разрабатываемой программы в частности;
5. Уровень становления тех или иных компетенций (определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы);
6. Уровень сформированности той или иной грамотности (информационной, функциональной, языковой и т.д. определяется в зависимости от содержания и тематической направленности разрабатываемой программы).
Диагностические процедуры: 1. Тестирование и анкетирование; 2. Глубинное интервью; 3. Комплексы психологической диагностики; 4. Логические и проблемные задания; 5. Деловые, имитационно-моделирующие, ролевые, организационно-деятельностные игры; 6. Портфолио ученика; 7. Эссе; 8. Кейс-метод;
Слайд 473. Фонд оценочных средств
действует принцип дифференциации типов заданий в
соответствии с тем или иным уровнем.
Оценочные задания необходимо проектировать
таким образом, чтобы результат их решения и определившийся современный уровень развития и образования ребёнка сравнивался только с его же предыдущим уровнем. Сравнение с результатами решений других участников программы недопустимо
Слайд 484. Педагогические формы и методы
необходимо предусмотреть как индивидуальные, так
и групповые, в том числе пленарные, охватывающие всех участников программы,
форматы работы.
Слайд 495. Учебно-тематический план
должен предусматривать разные режимы освоения материала и
содержания программы, исходя из индивидуального темпа и объёма освоения знаний,
умений, компетенций учениками. К числу таких режимов можно отнести:
- режим, основывающийся на индивидуальной образовательной программе и персональной траектории ученика;
- интенсивные режимы;
- экстернат;
- консультационные режимы (в т.ч. заочные и в сети «Интернет»);
- режимы экспертной поддержки;
- групповые режимы и т.д.
Слайд 506. Педагогические позиции
- психолог, осуществляющий непрерывную диагностику участников программы,
опираясь на результаты оценивающих процедур, результаты групповой работы, исходя из
индивидуальной ситуации ребёнка (определяемая через тестирование, глубинное интервью, интенсифицирующие процедуры и т.д.).
- ведущий-игротехник, группотехник, которые обеспечивают взаимодействие детей, находящихся на разных уровнях освоения содержания программы на материале какой-либо общей образовательной (или игровой) задачи.
- тьютор индивидуального сопровождения, который ориентируется на данные результатов процедур оценки участников программ, на их индивидуальные рейтинги. Позиция тьютора предполагает организацию педагогических условий, в которых тот или иной ребёнок сможет осуществить переход от одного уровня к другому.
- эксперт-консультант, который исходит из содержательно-тематического направления программы, является носителем практического опыта и способен обозначить зоны ближайшего развития.
Слайд 517. Критерии соответствия программы принципу разноуровневости
- наличие в программе
собственной матрицы, отражающей содержание разных типов уровней сложности учебного материала
и соответствующих им достижений участника программы;
- предусмотрены и методически описаны разные степени сложности учебного материала;
- организован доступ любого участника программы к стартовому освоению любого из уровней сложности материала посредством прохождения специально организованной педагогической процедуры;
- методическое описание открытых и прозрачных процедур, посредством которых присваиваются те или иные уровни освоения ученикам;
- подробное описание механизмов и инструментов ведения индивидуального рейтинга детей исходя из содержания уровневой матрицы программы. Описаны параметры и критерии, на основании которых ведётся индивидуальный рейтинг;
- программа предполагает реализацию процессов индивидуального сопровождения детей, основывающихся на данных индивидуального рейтинга;
- фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по принципу уровневой сложности, которая заложена в матрице.
Слайд 52Навигатор дополнительного образования детей
- это региональный Интернет-портал, который представляет собой
единое информационное пространство практик дополнительного образования региона, позволяющий выявлять и
тиражировать лучшие из них.
Портал позволит семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивать возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка
Слайд 53ЗАДАЧИ НАВИГАТОРА
создание единого информационного пространства, объединяющего
сведения о дополнительном образовании
детей Волгоградской области;
поиск, оценка и тиражирование лучших программ дополнительного
образования Волгоградской
области для дальнейшего создания банка
эффективных практик с актуальной методической базой для педагогов
дополнительного образования;
организация предварительной записи детей на программы и мероприятия;
•выстраивание партнерских отношений между муниципальными
педагогическими командами и профессиональными сообществами;
организация эффективного взаимодействия учреждений дополнительного
образования, органов государственной власти, экспертов;
повышение эффективности принятия управленческих решений за счет
автоматизации рабочих процессов и работе с единой информационной
базой данных в области дополнительного образования детей.
Слайд 54ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ В НАВИГАТОРЕ
личный кабинет с портфолио учащегося,
историей просмотров,
историей заявок на программы и мероприятия;
модуль публикации информационных статей;
модуль отображения, фильтрации, сортировки и поиска программ и
мероприятий в каталоге;
модуль отзывов и оценок программ и мероприятий;
модуль подбора и рекомендаций программ и мероприятий;
модуль личного кабинета представителя учреждения
дополнительного образования;
модуль e-mail уведомлений;
модуль предварительной записи на программы и мероприятия;
модуль аналитики и статистики.
Слайд 55Структура художественного направления
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
МОДА (ТЕАТРЫ МОДЫ)
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОТОСТУДИИ
ХОРЕОГРАФИЯ
ХОРОВОЕ
ПЕНИЕ
ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО
ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ
ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОЧЕЕ
Слайд 56Структура
описания программы
Актуальность
Отличительные особенности данной программы
Педагоги
Расписание
Учебный план
Цели, задачи (предметные –
образовательные, метапредметные, личностные)
Результаты
Материально-техническая база