Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
БОБКОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
vitalybobkov
E-mail: vitaly-x5@yandex.ru
Слайд 2ПЛАН
МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ;
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ;
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП;
КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ППФП;
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Психофизическая подготовка;
Профессионально-прикладная физическая подготовка;
Прикладной спорт;
Прикладные навыки;
Профессиограмма;
Средства ППФП;
Производственная ФК;
Производственная гимнастика;
Профессиональные
заболевания;
Условия труда.
Слайд 4МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные функции ФК:
Оздоровительная;
Образовательная;
Воспитательная;
Прикладная.
Прикладная функция:
Прикладные знания;
Прикладные физические и психические качества;
Прикладные
умения и навыки;
Прикладные специальные качества
Слайд 5Общность между трудовой деятельностью и физическим воспитанием можно проследить по
следующим моментам:
как в процессе трудовой деятельности, так и в физическом
воспитании овладение двигательными действиями достигается за счет активного взаимодействия индивидуальных свойств личности;
в обоих видах деятельности человек действует в коллективе;
обучение двигательным действиям и воспитание человека как в трудовой деятельности, так и в процессе физического воспитания осуществляется на основе одних и тех же закономерностей: теории познания, теории образования временных условных связей, теории информации и теории произвольных движений;
овладение мастерством в трудовой деятельности и успех в физическом воспитании зависят от одних и тех же условий: сознательного и активного отношения к избранной деятельности, удовлетворения результатами своей деятельности, характера общения, осознания своего места в коллективе, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности, опыта, уровня развития способностей
Слайд 6ПЕРЕНОС ТРЕНИРОВАННОСТИ
В основе положительного влияния занятий специально подобранными физическими упражнениями
на успешность профессиональной деятельности лежит механизм повышения тех функциональных возможностей
организма, от которых зависит адаптация к специфическим условиям труда. Поэтому в учебных заведениях профессиональной направленности для эффективной подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности организуется прикладно-профилированный процесс физического воспитания. В его основе лежит эффект переноса тренированности.
Слайд 7МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ ДОКАЗАНО, ЧТО НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ЛЮБОЙ ИЗ СТОРОН
ПОДГОТОВКИ ПРИВОДИТ К СНИЖЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ЦЕЛОМ.
ВОТ
ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ:
В России насчитывается порядка 18 тыс. профессий, из 20 млн. специалистов с высшим образованием в России – 10 млн. работает не по профессии;
за год регистрируется около 11 тысяч случаев профессиональных заболеваний и 40 тысяч случаев производственного травматизма, в том числе 8 тысяч со смертельным исходом, а 12 тысяч работников становятся инвалидами;
только 3–8% работающих в промышленности по своим психофизиологическим характеристикам соответствуют требованиям профессии;
за годы учебы число болезней будущих специалистов увеличивается в 3,8 раза;
из всех проблем человеческого фактора 80–85% сводится к недостаточной психической готовности, к низким морально-волевым качествам, недостаточной устойчивости к экстремальным факторам среды.
Слайд 8ИНДЕКСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Подготовленность к труду – это наличие
характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека
умениями, знаниями, навыками, согласие на принятие решения о выполнении данной деятельности. Профессиональная подготовленность достигается в процессе обучения профессии.
Слайд 9ППФК в структуре физической культуры личности
Под ППФК понимается часть
культуры труда и физической культуры в целом, специфика которой заключается
в направленности на оптимизацию процесса формирования и функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности, а более широкий спектр воздействия – в использовании разнообразных факторов и эффектов по отношению к другим компонентам (элементам) профессиональной деятельности, на других направлениях её оптимизации.
Культура человека
Физическая культура
Профессиональная культура
Слайд 10ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ
Слайд 11Под ППФП понимают
специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств
и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие
и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности В.А. Кабачков, С.А. Полиевский.
Цель ППФП – достижение психофизической готовности
Слайд 12Задачи ППФП:
направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
воспитание
профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления,
качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и т.д.);
сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
Слайд 13ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНИМАЕТСЯ ОПИСАНИЕМ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ
Слайд 14ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 15ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА
Слайд 16ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ
Пригодность к обучению профессии;
Структура
физической готовности;
Структура психической готовности;
Умения и навыки, формируемые в процессе профессионального
обучения.
Слайд 17ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП
Планирование – в рабочем графике;
Формы - вводная
гимнастика (в начале рабочего дня на пробуждение и концентрацию внимания),
физкультпауза (активный отдых из 7 упражнений), физкультминутка (ближе к концу рабочего дня) ;
Средства – различные упражнения;
Методы – строго регламентированного упражнения, игровая форма проведения, соревновательная.
Слайд 18ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 19РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Физическая культура: Учебник /под общ. ред. Виленского М.Я.- М.:
КноРус, 2012.- 435с.
Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное
пособие /Виленский М.Я., Горшков – М.: Изд-во Гардарики, 2012. – 280 с.
Физическая культура: электронный ресурс / gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture.
Видео-курс лекций: http://study.gubkin.ru/login/index.php
Основы физической культуры в вузе. Электронный учебник / cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/ 2010
Слайд 22
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
БОБКОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
vitalybobkov
Для обратной связи
с вопросами и пожеланиями:
E-mail: vitaly-x5@yandex.ru