Слайд 1Профессиональный модуль (ПМ 01) Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
ребенка и его физическое развитие
Междисциплинарный курс (МДК 01.01.) Медико-биологические и
социальные основы здоровья (МБОЗ)
Слайд 2Тема 1
Предмет, задачи и методы педиатрии и гигиены. Гигиена как
основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
Слайд 3ПЛАН:
Характеристика понятий «педиатрия» и «гигиена»
Предмет, задачи и методы педиатрии и
гигиены
Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни
Возрастная периодизация
Физическое
развитие как показатель состояния здоровья
Группы факторов, влияющих на физическое развитие и здоровье детей
Характеристика физического развития дошкольников
Слайд 41.Характеристика понятий
«педиатрия» и «гигиена»
ДЕТИ
ПРОВОДЯТ МНОГО ВРЕМЕНИ ДОМА ИЛИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, И ИХ
ЗДОРОВЬЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ ОНИ НАХОДЯТСЯ.
ОСОБАЯ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
ВСЕМ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА;
ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ ДЕТСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ;
МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Слайд 5Педиатрия (от греч. páis, род. падеж paidós — ребёнок, дитя и
iatréia — лечение), медицинская дисциплина, изучающая анатомию и физиологию детского
организма в различные возрастные периоды, детские болезни, их лечение и профилактику.
Изучением гигиенических условий жизни, обеспечивающих гармоническое умственное и физическое развитие детей, занимается гигиена детей и подростков.
Слайд 6Термин «гигиена» принадлежит древним грекам. Гигиена своим названием обязана древнегреческой
богине Гигее - одной из самых почитаемых хозяек Олимпа, покровительнице
врачевателей, несущей людям исцеление, знания о природе болезней, о чистоте душевной, чистоте помыслов, а также жилища и тела.
Слайд 7ГИГИЕНА - это свод правил, законов и
методов, позволяющий обеспечить
организму все необходимые условия для устранения заболеваний и поддержания здоровья.
ГИГИЕНА - «учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни, совокупность мер, обеспечивающих сохранение иммунитета, здоровья» (Д. Н. Ушаков).
ГИГИЕНА - искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда (В. И. Даль).
Цель ГИГИЕНЫ - профилактика и устранение заболеваний, социального неблагополучия.
Слайд 8
Гигиена детей изучает
условия среды обитания и деятельности детей,
влияние
факторов среды на их здоровье,
функциональное состояние растущего организма в
разные возрастные периоды;
разрабатывает научные основы и практические меры.
Цель: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей
2.Предмет, задачи и методы гигиены
Слайд 9Основные направления и проблемы, разрабатываемые гигиеной детей и подростков
Оценка состояния
здоровья и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и ретардация, заболеваемость)
Гигиенические
основы учебного процесса (распорядок дня, режим учебных занятий, учебная нагрузка, режим питания в учебных заведениях, гигиенические требования к учебным пособиям, учебникам, мебели, одежде, обуви)
Гигиенические основы физического воспитания (питание, режим дня, способы закаливания, гигиенические основы занятий физкультурой и спортом)
Гигиена трудовой деятельности (гигиенические основы физической, умственной, психической нагрузки в процессе трудовой деятельности)
Планировка, санитарное благоустройство и противоэпидемический режим работы детских и подростковых учебных заведений
Слайд 10
Дошкольная гигиена – наука об охране, укреплении и развитии здоровья
детей раннего и дошкольного возраста.
Знание основ гигиены детей дошкольного возраста
дает возможность педагогам, воспитателям и психологам пользоваться научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации всех составляющих учебно-воспитательного процесса: режима занятий и отдыха, питания детей, оборудования, планировки и благоустройства детских учреждений.
Важная задача дошкольной гигиены – разработка мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний среди детей.
Предметом научного исследования дошкольной гигиены являются зрение, слух, органы дыхания, пищеварения, голосовой аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, костно-мышечная, мочеполовая и другие системы детского организма.
Слайд 11ЗДОРОВЬЕ - состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее
возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем
организма и отсутствие заболеваний.
3.Гигиена как основа профилактики
заболеваний и здорового образа жизни
Слайд 12Критерии здоровья
Хронические заболевания: есть или нет.
Функциональное состояние основных систем организма
ребенка (на каком уровне находится).
Сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям извне.
Уровень и
гармоничность достигнутого развития.
Слайд 13Группы здоровья
1 группа. Дети с хорошим здоровьем, хорошим психическим и физическим
развитием, а также без всяких дефектов и отклонений.
2 группа. Дети, которые
не страдают никакими хроническими заболеваниями, но имеют какие-либо функциональные или морфофункциональные нарушения. Сюда относятся и дети, у которых были какие-либо заболевания инфекционного типа; дети, у которых наблюдается задержка в общем развитии (без эндокринных патологий); дети, страдающие от недостатка или переизбытка веса; дети, подверженные частым острым респираторным заболеваниям; а также те дети, которые имеют последствия после каких-то травм или операций, но все соответствующие функции сохранены.
Слайд 14Группы здоровья
3 группа. Дети, у которых есть определенные хронические заболевания, находящиеся в
клинической ремиссионной стадии (ослабления или исчезновения симптомов), редко обостряющиеся и
при которых функциональные возможности сохранены.
4 группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации (неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии).
5 группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма), дети-инвалиды.
Слайд 15Периодизация онтогенеза (Москва, 1965 г.)
Новорожденные:
1 - 10 дней
Грудной возраст:
10 дней - 1 год
Раннее детство: 1 - 3 года
Первое детство: 4 - 7 лет
Второе детство: 8-12 (мальчики); 8-11 (девочки)
Подростковый возраст: 13-16 (мальчики); 12-15 (девочки)
Юношеский возраст: 17-21 год (юноши); 16-20 (девушки)
4.Возрастная периодизация
Слайд 16Возрастная периодизация «Дошкольная»
Слайд 17Возрастная периодизация «Школьная»
Слайд 18Физическое развитие - это комплекс морфофункциональных показателей
ФР характеризует во взаимосвязи
рост (т.е. количественные изменения) и развитие (т.е. качественные изменения) организма,
систем, органов.
ФР – один из показателей здоровья (наряду с рождаемостью, смертностью и заболеваемостью) детей и подростков
5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 19Биологический возраст (БВ) – возраст, устанавливаемый по совокупности морфофункциональных признаков,
характерных для детей определенного пола и возраста в данной популяции.
Акселерация
– ускорение темпов биологического развития организма (БВ>паспортного возраста)
Ретардация – замедление темпов биологического развития организма (БВ<паспортного возраста)
Основные критерии оценки БВ:
1). Рост и годовые прибавки роста
2). Степень развития вторичных половых признаков;
3). Скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);
4). Зубная зрелость (сроки и парность прорезывания молочных и постоянных зубов).
Слайд 20Индивидуальная наследственность
Национальные, расовые, популяционные
Естественные природно-климатогеографические
Социальные (условия жизни и экология, образ
жизни - питание, двигательная активность, закаливание, вредные привычки, санитарная культура,
полноценная семья, войны и национальные конфликты…)
6.Группы факторов, влияющих на
физическое развитие и здоровье детей
Слайд 217.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ребенка еще только формируется.
Позвоночник у
ребенка мягкий и эластичный, легко подвергается деформациям, поэтому необходимо следить
за осанкой.
У детей недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. резкие нагрузки на нижние конечности строго противопоказаны.
СВЯЗОЧНО-МЫШЕЧНЫЙ АППАРАТ также слабый и может подвергнуться деформации, в результате чего возникает плоскостопие.
Слайд 22МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА дошкольника, в целом, слабо развита, ее масса составляет
22—24% от массы тела. Мышцы ребенка содержат больше воды, чем
у взрослого, но в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки, поэтому физическая утомляемость ребенка быстрее развивается, но и проходит быстрее.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА - сосуды широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. отсюда необходимость частого отдыха.
Слайд 23ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ - узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость
слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей
кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерного сухого воздуха, особенно в помещениях.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА:
В 2 - 2,5 года клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.
Слайд 24в 2,5 - 5 лет процессы возбуждения еще преобладают над
процессами торможения, поэтому дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные,
внимание неустойчивое. происходит активное овладение речью.
в 5- 6 лет движения ещё неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
в 6 - 7 лет дети быстро устают, но быстро отдыхают, поэтому кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении дошкольников.
ВСЕ ЭТИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ИНТЕНСИВНОСТИ И ХАРАКТЕРА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.