Слайд 1Профориентация
9 класс
Профессиональное самоопределение
Слайд 2
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено
в статье 37 Конституции РФ.
В ней говорится:
«Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Слайд 3
Что же следует понимать под профессиональным самоопределением?
В
самом общем смысле профессиональное самоопределение – это процесс и результат
сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из котором решаются определенные задачи.
Слайд 4Этапы формирования профессионального самоопределения школьника
1 - 4 классы Формирование
трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о
профессии.
Слайд 5
5 - 7 классы Формирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных
интересов и предварительного выбора профессии.
Слайд 6
8 – 9 классы Формирование профессионального самосознания и осознанного
профнамерения, осознание интереса к будущей профессии.
Слайд 7
10 -11 классы Формирование профессионального стремления и готовности к
его реализации.
Слайд 8
Этапы профессионального становления личности
Профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовка
Профессиональная адаптация
Профессиональное мастерство
Слайд 9Большую роль в процессе профессионального самоопределения играет образ «Я», который
состоит из двух основных составляющих: Я реальное и Я идеальное.
Я
реальное содержит качества, которые есть у человека. Я идеальное, или Я-концепция, содержит качества, которые человек хотел бы иметь.
Я-концепция представляет достаточно жесткую программу типов поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе моральных норм, принятых в обществе.
Слайд 10Реальное Я постоянно сопоставляется с Я-концепцией. Различие между ними является
источником самовоспитания.
Выбирая профессию, каждый человек должен четко определить, каким ему
нужно быть для овладения ею.
Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и результативно.
Слайд 11В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию либо отказаться
от сделанного выбора.
При выборе профессии необходимо
учитывать:
Личностные желания, интересы и склонности - «ХОЧУ»;
Личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья - «МОГУ»;
Потребности рынка труда в кадрах -«НАДО».
Слайд 13Компоненты процесса профессионального самоопределения
Трудолюбие;
Интерес к работе;
Потребность;
Профессиональный интерес;
Склонности;
Профессиональный идеал;
Мотивы выбора профессии;
Профессиональное
призвание.
Слайд 14Профориентация
9 класс
Многообразие мира труда и профессий.
Слайд 15
Профессия
Профессия – род трудовой деятельности, требующий
специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Профессия объединяет
группу родственных специальностей. Например профессия врач включает специальности: хирург, окулист, терапевт, стоматолог и др.
Слайд 16
Специальность
Специальность – более узкая область приложения
физических
и духовных сил человека в
рамках
той или иной
профессии.
Слайд 17
Должность
Должность – предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника,
определяющее его обязанности и оплату труда.
С повышением
по должности увеличиваются обязанности работника, а соответственно и оплата труда.
В современных условиях должностной рост называют карьерой.
Слайд 18Как появились профессии
Ни один человек
в современном мире не производит всего того, что ему необходимо
для жизни, сам. Но так было не всегда.
Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов.
По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда.
Первое крупное разделение труда – одни люди или целые племена занимались скотоводством, другие – земледелием.
Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга. У одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот.
В результате возник обмен продуктами труда.
Второе крупное разделение труда – выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность.
Обмен продуктами труда уже был между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Слайд 19
Разделение труда
Постепенно обмен разнообразными продуктами
становился все более сложным, а объем его увеличился.
Произошло третье
крупное разделение труда – выделились специалисты по обмену – торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.
Разделение труда –
специфическая для каждой исторической эпохи
система связанных между собой
видов и форм трудовой деятельности.
Слайд 20Специализация труда
Специализация труда – форма общественного разделения труда. Она выражается
в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные
трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта.
Специализация выступает как форма развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Разделение и специализация труда в различных отраслях экономики имеют свою специфику.
Пример. В сельскохозяйственном производстве существуют такие формы специализации:
зональная специализация, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;
специализация отдельных хозяйств;
внутрихозяйственная специализация среди бригад, отделений, ферм, звеньев.
внутриотраслевая специализация, разделяющая отрасли сельскохозяйственного производства на более специализированные
Разделение и специализация труда – объективная основа появления профессий и специальностей.
Слайд 21
Формы разделения труда
Умственный
Отраслевое
и физический труд разделение труда
Предметная Подетальная
специализация специализация
Формы
Профессиональное разделения Квалификационное
разделение труда разделение
труда труда
Стадийная Функциональное
(технологическая) разделение
специализация труда
Слайд 22Формы разделения труда
Умственный труд – труд, в процессе которого
человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.
Физический труд –
труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.
Отраслевое разделение труда – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).
Предметная специализация – это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика и др.).
Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода).
Слайд 23Формы разделения труда
Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных
операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий
на литейном заводе, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).
Функциональное разделение труда – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).
Профессиональное разделение труда – объединение работников в зависимости от профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационное разделение труда – дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).