Разделы презентаций


Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания

Содержание

Уровень развития информационного законодательства – один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию.Для понимания тенденций становления правового фундамента информационного общества важно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного

общества
8. Правовые основания информационного общества
Изменения, порождаемые бурным ростом информационной индустрии,

новая роль информационных и телекоммуникационных технологий в обществе нуждаются в соответствующем правовом оформлении.
Строительство правового фундамента информационного общества – это государственная задача.
Информационное общество базируется в правовом отношении на нормативных документах, регламентирующих информационные отношения и процессы, в том числе отношения собственности на информационные ресурсы и авторские права.
Его платформой являются также законы, регулирующие деятельность средств массовой информации и информационных и телекоммуникационных технологий, законы о связи, режим деятельности систем электронной торговли и оплаты, рекламы, публикаций, функционирования глобальных компьютерных сетей, Интернета.
Развитие информационного общества   Лекция 6.  8. Правовые основания информационного общества8. Правовые основания информационного обществаИзменения,

Слайд 2Уровень развития информационного законодательства – один из индикаторов демократичности общества,

поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав

личности на информацию.
Для понимания тенденций становления правового фундамента информационного общества важно иметь в виду не только нормы, декларированные в законодательстве, но и то, как они реализуются подзаконными актами в деятельности специальных государственных учреждений, например, отслеживающих выполнение государственными органами законных запросов граждан на информацию.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Уровень развития информационного законодательства – один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью,

Слайд 3Право на информацию
Право на доступ к информации и неприкосновенность личности

являются основными правами человека, их законодательное оформление образует правовой фундамент

информационного общества.
Законы о доступе к информации приняты далеко не во всех странах, и практически везде его реализация сталкивается со многими проблемами.
Закон Канады о доступе к информации принят в 1983 г. и обеспечивает гражданам страны право на получение информации, содержащейся в государственных учреждениях. Устанавливает ограниченность исключения из этого права, а решения о раскрытии информации принимаются независимо от правительства. Закон устанавливает порядок рассмотрения запросов на информацию. Отказ возможен в случае вероятного нанесения ущерба государственным учреждениям.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Право на информациюПраво на доступ к информации и неприкосновенность личности являются основными правами человека, их законодательное оформление

Слайд 4Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в офисе Информационного

комиссара, который рассматривает закон не просто как документ, позволяющий требовать

у государства информацию, а как гарант демократии, равносильный такому её инструменту, как выборы.
Что касается цены информации, то действие закона распространяется не на информацию, которая содержится в файлах, а на человека, которому эта информация нужна. Необходимо делать различие между теми, кто имеет право на неё, и теми, кто просто хочет знать, что находится в базах данных. Нельзя взимать плату за информацию, которая помогает людям лучше выполнять свои обязанности гражданина. Это относится к информации об охране здоровья или состоянии окружающей среды.
Опыт Канады показывает, что средства, полученные за предоставленную по закону информацию, покрывают всего 1 % от общих расходов на удовлетворение поступивших запросов.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в офисе Информационного комиссара, который рассматривает закон не просто как

Слайд 5Защита персональных данных
Другим фундаментальным правом человека является право на личную

информационную безопасность, т.е. сохранение тайны личной жизни и персональной информации.
Всесторонний

сбор информации о личности позволяет контролировать и направлять её поведение, а реализация такого тотального контроля в рамках государства серьёзно понижает степень его демократичности.
1970-е годы: в Европе началось законодательное оформление порядка автоматизированной обработки персональных данных. 1970-ый год: первый закон «Информатика и свободы» (ФРГ, земля Гессен).
1981-ый год: специальная конвенция Совета Европы о защите персональных данных при автоматизированной обработке.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Защита персональных данныхДругим фундаментальным правом человека является право на личную информационную безопасность, т.е. сохранение тайны личной жизни

Слайд 6В Директиве Европейского Парламента о защите граждан в связи с

обработкой персональных данных и свободным перемещением таких данных устанавливаются критерии

законности обработки информации:
субъект данных даёт недвусмысленное на это согласие;
обработка необходима для выполнения контракта или для защиты жизненных интересов субъекта данных;
обработка позволяется при необходимости соблюдения общественных интересов.
Рекомендуется запретить сбор персональной информации, раскрывающей расовое, этническое происхождение личности, политические воззрения, религиозные или философские убеждения, членство в профсоюзах, данные о здоровье или сексуальной жизни.
Личности должно быть гарантировано право на доступ к своим персональным данным, а также право и возможность выражать несогласие и вносить коррективы.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

В Директиве Европейского Парламента о защите граждан в связи с обработкой персональных данных и свободным перемещением таких

Слайд 7Особое внимание уделяется сохранности персональной информации, которая сообщается во время

подписки на телекоммуникационные и информационные услуги.
Во Франции прежде чем начать

любой вид автоматизированной обработки персональной информации, правительство, администрации территориальных образований, общественные учреждения, юридические лица должны получить благоприятное заключение законом созданной Национальной комиссии по информатике и свободам.
Одной из важнейших задач комиссии было установление равновесия между общественной безопасностью и защитой индивидуальных свобод при формировании карточек общих сведений.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Особое внимание уделяется сохранности персональной информации, которая сообщается во время подписки на телекоммуникационные и информационные услуги.Во Франции

Слайд 8Закон Канады об охране персональной информации обеспечивает гражданам защиту персональных

данных и право на доступ к сведениям о себе. Под

персональной понимается информация о конкретном индивиде, записанная в любой форме, в том числе данные о национальности, расе, цвете кожи, религии, возрасте, образовании, состоянии здоровья, финансах, личных взглядах и т.п.
Социологическое обследование граждан Канады по вопросам персональной информации показало, что канадцы чрезвычайно обеспокоены технологической возможностью объединения разных баз данных с персональной информацией.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Закон Канады об охране персональной информации обеспечивает гражданам защиту персональных данных и право на доступ к сведениям

Слайд 9В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в

документах Европейского сообщества предлагаются следующие рекомендации:
сбор и хранение идентифицируемой информации

должны быть минимальны;
решение, открывать или закрывать сведения, должно быть предоставлено самим людям;
при проектировании информационных систем следует учитывать необходимость защиты персональной информации;
граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;
защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского сообщества предлагаются следующие рекомендации:сбор и

Слайд 10Право на интеллектуальную собственность
Экономика, основанная на знаниях, может развиваться только

в условиях, когда эти знания надёжно защищены системой законодательных актов,

стимулирующих авторов к созданию новых информационных продуктов и услуг.
Интеллектуальная собственность должна охраняться вне зависимости от того, на каком материальном носителе она зафиксирована.
Именно право на воспроизводство интеллектуальной собственности является «товаром», которым будут активно торговать в информационной магистрали.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Право на интеллектуальную собственностьЭкономика, основанная на знаниях, может развиваться только в условиях, когда эти знания надёжно защищены

Слайд 11Права, которые потребители могут приобрести или купить в информационной магистрали,

подразделяются на:
право консультироваться в базе данных (например, биржевых сводок);
право просмотра

товаров из электронного каталога, которые могут быть выбраны, заказаны и оплачены из дома;
право просмотреть или сделать копию движущегося изображения, распространяемого на дом по кабельному или спутниковому вещанию;
право направлять и получать сообщения электронной почты.
законодательство об интеллектуальной собственности подразделяется на законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство и законодательство о «ноу-хау».

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Права, которые потребители могут приобрести или купить в информационной магистрали, подразделяются на:право консультироваться в базе данных (например,

Слайд 12В докладе рабочей группы по интеллектуальной собственности (США), разработанным в

рамках построения Национальной информационной инфраструктуры (НИИ) утверждается, что потенциальные возможности

НИИ не будут реализованы в полной мере, если авторские права разработчиков информационных продуктов и услуг не будут защищены как внутри страны, так и в международном масштабе.
Обязательным требованием для защиты авторского права является фиксация идей в вещественном виде, поскольку «собственность на идею» – противоречивое понятие.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

В докладе рабочей группы по интеллектуальной собственности (США), разработанным в рамках построения Национальной информационной инфраструктуры (НИИ) утверждается,

Слайд 13Некоторые ограничения на исключительные права владельца авторского права применяются только

к опубликованным работам. Публикация – это распространение копий путём их

продажи или путём ренты, лизинга, аренды. Любая форма распространения, при которой материальный объект не меняет владельца, например, показ по телевидению, не является публикацией, независимо от того, сколько людей видело эту работу.
Работы, которые подпадают под действие закона об охране авторских прав, подразделяются на 8 категорий: литературные, музыкальные, драматические, пантомима и хореография, картины, графические и скульптурные работы, аудиовизуальные работы, звукозапись, архитектура.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Некоторые ограничения на исключительные права владельца авторского права применяются только к опубликованным работам. Публикация – это распространение

Слайд 14Правовой ясности с электронной торговлей, особенно для полностью безбумажных трансакций,

пока нет. Вопросы в этой связи:
можно ли признать равноценным

электронное послание (нажатие клавиши «Ввод») выражению согласия или несогласия;
соответствует ли эта операция взаимному согласию по поводу условий сделки, если, например, продавец предлагает онлайновый контракт, который по существу является необсуждаемым;
можно ли рассматривать электронное послание как письменное и что рассматривать в виде подписи.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Правовой ясности с электронной торговлей, особенно для полностью безбумажных трансакций, пока нет. Вопросы в этой связи: можно

Слайд 15Исключительные права собственника авторских прав включают право:
воспроизводить работу в копиях;
изготовлять

производные от этой работы;
распространять работу путём продажи или другими способами

передачи права собственности;
на публичный показ литературных, музыкальных, драматических, хореографических работ.
В сетевом окружении право на репродукцию работы будет использоваться особенно часто. Например, в случае, когда с помощью одного компьютера просматривается документ, находящийся в другом компьютере, по сути снимается копия.
Коммерческое использование интеллектуальной собственности, которое не влечёт преобразования пользователями, предлагается рассматриваться судами как нарушение закона. В то время как неприбыльное использование этого же продукта в образовательных целях даже с преобразованием работы будет трактоваться как законное.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Исключительные права собственника авторских прав включают право:воспроизводить работу в копиях;изготовлять производные от этой работы;распространять работу путём продажи

Слайд 16На встрече министров «семёрки» европейских стран, посвящённой проблемам Глобальной информационной

инфраструктуры, в 1995 г. было отмечено, что пока не будет

создана надёжная защита интеллектуальной собственности, развитие информационной магистрали будет серьёзно сдерживаться. В связи с этим необходима активизация работы в рамках Всемирной организации охраны авторских прав для разработки стандартов по защите интеллектуальной собственности в системах электронной торговли и глобальных компьютерных сетях.
Общее правило лицензирования гласит, что всё, что не указано в лицензии, сохраняется за владельцем лицензии. Например, использование некоторого содержания на компакт-диске не означает возможность использования его в другом виде или способом. Чем больше каналов распространения содержания предусматривает лицензия, тем выше её цена.
Перевод информации в цифровой вид сам по себе не является созданием новой работы.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

На встрече министров «семёрки» европейских стран, посвящённой проблемам Глобальной информационной инфраструктуры, в 1995 г. было отмечено, что

Слайд 17Электронные базы данных являются основой информационного общества, поскольку именно содержание

– главная ценность информационных услуг.
База данных определяется как собрание работ,

данных или других независимых материалов, представленных в систематизированном виде, и к которым можно получить индивидуальный доступ электронным или другими способами
Владелец авторских прав имеет права на:
контроль временного или постоянного воспроизводства;
передачу, адаптацию, реорганизацию и прочие изменения;
распространение;
коммуникацию, представление на дисплее или публике.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Электронные базы данных являются основой информационного общества, поскольку именно содержание – главная ценность информационных услуг.База данных определяется

Слайд 18Законы о связи
Существенной частью информационного законодательства являются законы о связи.
Закон

США о связи, существенно переработанный в 1996 году, устанавливает, что

некоторые услуги связи должны быть универсальными и доступны широким слоям населения. Например, если электронная почта становится стандартной услугой в стране, то житель её отдалённого селения должен быть в состоянии получить эту услугу по той же цене, что и горожанин. Все новые телевизоры должны иметь специальное программируемое устройство, с помощью которого владелец мог бы блокировать некоторые передачи на основании рейтинговой системы.
Впервые в этом законе была предпринята попытка ограничить свободу выражений в «киберпространстве».

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Законы о связиСущественной частью информационного законодательства являются законы о связи.Закон США о связи, существенно переработанный в 1996

Слайд 19Значительным событием в гармонизации национальных законодательств в области телекоммуникаций стал

пакт о либерализации телекоммуникационных рынков, который одобрили многие страны мира.

По оценкам специалистов реализация положений пакта приведёт в долгосрочной перспективе к росту объёма продаж и инвестиций в эту отрасль. Только стоимость международных телефонных переговоров снизится более чем на 80 %.
Страны согласились открыть свои рынки для иностранных конкурентов, разрешить приобретать акции своих телекоммуникационных компаний иностранцам, установить общие правила конкуренции.
Этот договор – новый импульс построения глобальной информационной магистрали.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Значительным событием в гармонизации национальных законодательств в области телекоммуникаций стал пакт о либерализации телекоммуникационных рынков, который одобрили

Слайд 20Регулирование Интернета
Интернет как средство массовой коммуникации достиг такого уровня развития

и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в

виде принятия законов, регулирующих деятельность, с ним связанную.
В Канаде подготовлен специальный доклад, в котором рассматриваются проблемы, связанные с уголовной и гражданской ответственностью, возникающей в ходе работы в Интернете как пользователей, так и поставщиков содержания и информационных услуг.
В США подчёркивается ведущая роль государства в организации научных исследований и разработок, в создании технологий для Интернета следующего поколения.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Регулирование ИнтернетаИнтернет как средство массовой коммуникации достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует

Слайд 21Подчёркивается необходимость не обременять Интернет ненужным государственным регулированием и воздействием.

Именно ограниченным вмешательством государства в развитие Интернета объясняется его быстрый

рост.
В политике США декларируется опора на частные инициативы и максимальное избегание государственных ограничений и надзора за действиями в Интернете. Отмечается, что регулирование информационных услуг Интернета не служит общественным интересам.
Предлагается ввести мораторий на установление налогов на деятельность в Интернете.
В Германии в 1997 году принят «Закон об информационных и коммуникационных услугах», в котором определён статус электронной подписи. Введены поправки в уголовный кодекс, в законы о запрете на распространение морально вредной для юношества информации, охране авторских прав.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Подчёркивается необходимость не обременять Интернет ненужным государственным регулированием и воздействием. Именно ограниченным вмешательством государства в развитие Интернета

Слайд 22Уникальная черта Интернета в том, что он функционирует одновременно как

средство публикаций и коммуникаций, хотя и отличается радикально от массового

вещания и традиционных телекоммуникационных услуг. Этим объясняется своеобразие его регулирования.
Следует различать незаконное и вредное содержание. Вредное содержание зависит от культурных традиций, а незаконное – от принятых законов.
В странах Европейского сообщества наметилась тенденция к саморегуляции поведения среди фирм, работающих на рынках глобальных компьютерных сетей. Например, в Великобритании принят кодекс поведения и создан независимый орган – фонд «Безопасная сеть», разрабатывающий систему рейтингов для содержания, доступного посредством компьютерных сетей. Аналогичные шаги делаются в Германии и Нидерландах.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Уникальная черта Интернета в том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникаций, хотя и отличается

Слайд 23Некоторые страны предпринимают шаги для блокирования любого прямого доступа а

Интернет путём внедрения специальных «фильтрующих» компьютеров, составления «чёрных» списков документов

и интернетовских адресов. Другой подход, реализуемый в Германии, сводится к тому, что доступ подписчиков к незаконному содержанию блокируется на основе судебных решений.
Считается, что использование полностью анонимных посланий представляет общественную опасность, а использование псевдонимов, по которым в конечном счёте можно выявить отправителя, не опасно.
При формулировке регулирования Интернета со стороны содержания и безопасности необходимо соблюдение баланса интересов между свободой слова и интересами несовершеннолетних, свободы доступа к информации и информационной безопасностью.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Некоторые страны предпринимают шаги для блокирования любого прямого доступа а Интернет путём внедрения специальных «фильтрующих» компьютеров, составления

Слайд 24Фильтрующее программное обеспечение представлено тремя видами:
«чёрные списки» (блокирует доступ к

включённым в список источникам);
«белые списки» (доступ возможен только к перечисленным

источникам);
«нейтральная маркировка» (установление рейтингов, согласно которым пользователь сам решает вопрос о доступе к помеченному содержанию).

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Фильтрующее программное обеспечение представлено тремя видами:«чёрные списки» (блокирует доступ к включённым в список источникам);«белые списки» (доступ возможен

Слайд 25В Министерстве юстиции Швейцарии рабочая группа по изучению юридических вопросов,

связанных с Интернетом, выработала следующие рекомендации для провайдеров:
Если провайдер располагает

конкретной информацией, дающей основание подозревать, что конкретное содержание сети может быть незаконным, он должен немедленно провести расследование и блокировать доступ к этому содержанию в случае необходимости. В случае если имеются сведения, что информация незаконна, то он должен принять технические меры по блокированию доступа к этому содержанию.
Предлагается создать центр для сбора и анализа информации о незаконном содержании.
Рекомендуется заключать соглашения на обслуживание только со взрослыми и самостоятельными лицами. Клиенты должны иметь доступ к сети только через идентификацию и пароль.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

В Министерстве юстиции Швейцарии рабочая группа по изучению юридических вопросов, связанных с Интернетом, выработала следующие рекомендации для

Слайд 26В контракте должно быть предусмотрено право временно «замораживать» подозрительные источники

информации и в одностороннем порядке разрывать контракт, если клиент распространяет

незаконное содержание.
Контракт на обслуживание должен в явном виде приглашать потребителей сообщать о незаконном содержании сети и любых других незаконных приложений, о которых им стало известно.
Провайдеры должны информировать потребителей о потенциальных проблемах, связанных с защитой данных, используемых в Интернете. Необходимо также особое внимание уделять мерам по сохранению конфиденциальность и точности персональных данных, ограничению доступа к ним.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

В контракте должно быть предусмотрено право временно «замораживать» подозрительные источники информации и в одностороннем порядке разрывать контракт,

Слайд 27Провайдер должен обрабатывать только персональные данные потребителя, необходимые для предоставления

ему услуг. Следует принять все необходимые технические и организационные меры,

чтобы эта информация была доступна только персоналу для выполнения им необходимых работ. Недопустимо использование данных в других целях. Данные могут предоставляться третьим лицам только с согласия потребителей.
Провайдерам не следует делать доступным телефоны, адреса и имена клиентов по Интернету без их согласия за исключением случаев, когда на это есть законные основания или имеется значительный общественный интерес.
Имеются примеры привлечения поставщиков доступа в Интернет к ответственности в суде. В Германии проводилось расследование против ряда компаний, предоставивших доступ к неонацистской «домашней странице» в Канаде.

Развитие информационного общества Лекция 6. 8. Правовые основания информационного общества

Провайдер должен обрабатывать только персональные данные потребителя, необходимые для предоставления ему услуг. Следует принять все необходимые технические

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика