Слайд 1Русский космизм как антитеза жесткого разграничения человека и природы
аспирант 1
курса ИЛИ РАН
Пак Е.В.
Слайд 2КОСМИЗМ
религиозно-философское и естественнонаучное течение, представлявшее собой совокупность направлений, объединенных стремлением
к осмыслению проблемы единства человека с космосом, космической природы человека
и космического масштаба человеческой деятельности.
Естественнонаучное направление: H.A.Умов, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Н.Г.Холодный, А.Л.Чижевский.
Религиозно-философское направление: Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, П.Флоренский и др.
Особенность — попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта, стремление увидеть сущее со стороны их изначального онтологического тождества.
Слайд 3Основные характеристики
«Конец этого мира, конец истории зависит и от творческого
акта человека» Н.Бердяев
Космизм — активно-эволюционное направление.
Человек — существо еще промежуточное,
находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу.
Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека.
Гуманизм другого рода.
Слайд 4Истоки
Джеймс Дан (1813—1895) вводит понятие энцефолаза или цефализации.
Джозеф ле Конт
(1823-1901) назвал то же понятие психозойской эрой.
Чарльз Шухерт вслед за
контом говорит о психозойской эре.
А. П. Павлов (1854-1929) назвал ее антропогенной эрой.
Жан Луи Агассис (1807-1873) — эра человека.
Жорж Бюффон (1707-1788) — царство человека.
Н. Радищев (1749-1802) «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792).
*Н.Крузанский (1401-1464) “макрокосмос”, “микрокосмос”.
Слайд 5К. Э. Циолковский (1857-1953)
русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики;
исследования по аэродинамике,
ракетодинамике, теории самолета и дирижабля, космической медицине, социологии и футурологии;
исходный
принцип – атомистический панпсихизм;
основа мира – «атомы-духи» как элементы метафизической субстанции;
Ч - союз “атомов-духов”;
«смысл» Вселенной Циолковский видел в стремлении материи к самоорганизации;
теория “монизма”.
Слайд 6А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ (1897-1964)
русский биофизик, один из основоположников космического естествознания
и космической экологии;
исследование солнечно-земных связей, разработка проблем аэроионификации для оптимизации
здоровья и д-ти человека, структурный анализ движущейся крови;
единый физический закон, определяющий в конечном счете все процессы в мире;
космическая энергия всецело обусловливает все жизненные процессы в биосфере;
не только процессы в человеческой психике, но и важнейшие социальные события зависят от ритмов солнечной активности.
Слайд 7Н. А. Умов (1846-1915)
физик-теоретик, философ, заслуженный профессор Московского университета;
естествознание -
высшее проявление разума человека, орудие в борьбе с энтропией;
энтропия —
мера хаотичности, беспорядка, неопределенности в какой-л. системе;
направленное совершенствование нервной ткани в процессе эволюции;
идеи антиэнтропийной сущности жизни;
“вторая природа”;
“возлюби мир всего космоса как самого себя”.
Слайд 8Н.Г. Холодный (1882—1953)
учёный-биолог, мыслитель;
ввел понятие антропокосмизма;
Ч - не центр мироздания,
а органическая составная часть космоса;
единство Ч и космоса, преодоление надприродного
положения человека в мире;
Ч - один из важнейших факторов дальнейшей эволюции мира;
его идеал — «мыслящий натуралист», главная заповедь которого — «не быть пассивным созерцателем, а поддерживать в себе неугасимый огонь живой деятельности мысли...»
Слайд 9В.И. Вернандский (1863-1945)
естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель;
минералогия, кристаллография, геохимия, биогеохимия,
космохимия, радиогеологии,
истории науки, социальным
проблемам, философии;
концепция биосферы и ее перехода в
ноосферу;
«наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии»;
«никакой философ не может указывать путь ученому»;
критический реализм / философский скептицизм;
научные понятия — «максимально точные» в данный момент образы реальности, уточняющиеся в ходе научного прогресса;
научная картина мира, научное мировоззрение;
концепция “вечности жизни”.
Слайд 10Концепция ноосферы
Ч — неотделимая часть строения биосферы, проявление природного процесса
эволюции;
Ч — не homo sapiens, a homo sapiens faber;
антропогенные воздействия
на природу сравнимы с геологическими силами;
Ч — промежуточное звено в длинной цепи существ, потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы;
дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотрофности человечества;
ноосфера – «царство разума человеческого».
Слайд 11Н.Ф. Федоров (1829-1903)
русский религиозный философ;
стремление к порождению сознания, разума,
которые
призваны стать орудиями сознательного,
нравственно и религиозно направленного совер-
шенствования мира;
положения активно-христианской
антропологии, идеи богочеловечества;
идея органического прогресса, ориентированного на преображение физической природы человека;
отказ от отвлеченного мышления, пассивного созерцания;
“супраморализм”;
«не для себя и не для других, а со всеми и для всех»;
“принцип соборности”.
Слайд 12В.С. Соловьев (1853-1900)
русский философ, поэт, публицист, критик;
история развития мирового духа
как
тео-космоисторический процесс;
«ввести вечное содержание христианства в новую
соответствующую ему, т.е. разумную
безусловную форму»;
критика отвлеченного мышления;
первое и верховное сущее – Бог — положительное ничто;
непостижимое для разума сущее может быть предметом мистического созерцания – интеллектуальной интуиции;
совершенное человечество – не эмпирический индивид, а вечная идея, особого рода универсальная индивидуальность;
Эмпирический мир – это «тяжелый и мучительный сон отдельного эгоистического существования»;
мессианское призвание России — объединить восток и запад.
Слайд 13П.А. Флоренский (1882-1937)
русский религиозный мыслитель, ученый;
проложение путей к будущему цельному
мировоззрению,
синтезирующему веру и разум, интуицию и дискурсию,
богословие и философию, искусство
и науку;
теодицея и антроподицея;
в основе антроподицеи — идея очищения и спасения
человека, освящения и обожения человеческого существа;
конкретная метафизика;
онтологическое понимание языка: символ и есть бытие, которое больше самого себя;
мысль о ритмически сменяющихся типах культур – средневековой (целостность и органичность, соборность, диалектичность, динамика, волевое начало, реализм, синтетичность, аритмология, конкретность) и возрожденской (раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, отвлеченность, поверхностность).
Слайд 14С.Н.Булгаков (1871-1944)
русский философ и богослов, экономист, публицист,
религиозный и общественный деятель;
исследовал
проблемы труда, хозяйства, материальной
деятельности человека;
отходит от марксизма, интерес к религиозной
проблематике и
философскому идеализму, к русской мысли (Вл. Соловьева и Достоевского_;
метафизика всеединства и религиозный материализм;
в центре философии - темы материи и истории, мира и человека;
смысл бытия обретается только в связи человека с Богом;
тварное бытие несет образ божий в качестве статичного принципа, подобие богу - динамичного принципа;
концепция «замыслов», или «прообразов»;
догматическое богословие.