Слайд 1Семья и психическая болезнь
Психологические проблемы и пути их решения
Слайд 2Переживания родственников
Принятие болезни
Коммуникация и проблемы в семье больного
Если болен ребенок
Когда
болен родитель
Как не потерять себя
Помощь родственникам и больному
У кого и
где искать помощь.
Слайд 3Родственники не виноваты в заболевании. Это трагическая случайность
Перегруженность чувством вины
порождает дополнительные проблемы в семейных отношениях
Важно пережить горе, а не
искать виновного и искупать вину
Горькая истина - не все зависит от них
Две крайние позиции родственников: «капитуляция» перед
болезнью и тотальный контроль
Жесткое разделение ролей- со зависимость.
Созависимость - полярное разделение дополняющих друг друга ролей в семье, где здоровый родственник - сильный, контролирующий и компетентный, а больной - беспомощный, зависимый и безответственный
Слайд 4Созависимость автоматически:
вынуждает больного быть пассивным;
заставляет отказаться от малейших усилий, от
поиска своих ресурсов;
затормаживает развитие;
«замораживает» в состоянии немощности и инвалидизирует
Слайд 5Что делать родственникам?
Получить информацию о болезни
Понять границы своих возможностей: что
в Ваших силах, а что не зависит от Вас
Разделить ответственность:
помогать больному, но не брать на себя ответственность за всю его жизнь
Человек не бывает полностью больным. Всегда есть и здоровые части личности. Более того, какие-то способности и навыки при соответствующем подходе могут развиться. Разделение ответственности будет стимулировать собственную активность больного самообслуживание, появление и развитие интересов, установление социальных контактов и пр.
Слайд 6Агрессия
Тяжелая психическая болезнь неизбежно вызывает много агрессивных чувств у всех
членов семьи
Ситуация психического заболевания очень сложна и естественным образом
вызывает много агрессивных чувств.
Чисто членам семьи бывает трудно справиться со своей агрессией: одни - не могут ее сдерживать, другие - чрезмерно подавляют.
Необходимо отличать агрессивные чувства и желания от агрессивных действий
Слайд 7Агрессия человека, страдающего психическим заболеванием, не обязательно является проявлением болезни
Агрессивные
чувства присущи всем людям и каждый человек неизбежно сталкивается с
ними в себе и, так или иначе, переживает их.
Агрессия иногда полезна. Во-первых, она может выполнять защитную /функцию - помогать человеку справляться с болью и печалью. Во-вторых, позволяет отстаивать свою независимость и достигать жизненных целей, в ней может содержаться и большой позитивный потенциал.
Слайд 8Непринятие болезни приводит к конфликтам
Например, желание больного поспать подольше, его
быстрая утомляемость могут восприниматься родными как лень, а не как
снижение энергетического потенциала, присущего ряду психических заболеваний.
Слайд 9Коммуникация
возникает всегда, когда люди собираются вместе: они передают друг другу
информацию о разных событиях, о своих душевных состояниях или чувствах,
с помощью речи или посредством взглядов, выражения лица, позы, интонации голоса и пр.
«Двойной зажим» - это предъявление к человеку двух несовместимых, взаимоисключающих требований,
выполнение одного из которых неизбежно приводит к нарушению другого
Человек, попавший в тиски «двойного зажима», всегда в проигрыше — что бы он ни делал, им в любом случае будут недовольны и его накажут
Человек, получающий «двойные послания», постоянно пребывает в состоянии неуверенности и вместе с тем вынужден оставаться в этой тупиковой ситуации.
Слайд 10Стили взаимоотношений матери и ребенка
Гиперопека и отвержение
Родственников угнетает и то,
что больной пассивен, лежит, не помогает или полностью уходит в
себя. Все эти черты больных, с одной стороны, являются результатом их заболевания, а с другой - развиваются в негармоничных отношениях с родителями.
Гиперопека - снисходительное, балующее, излишне заботливое родительское поведение, предотвращающее переживание ребенком болезненных ситуаций, покровительствующее и приводящее к чрезмерной зависимости. При ней тормозися развитие нормальной независимости. В семьях, где есть физически или психически больные дети, эта проблема присутствует практически всегда.
Слайд 11Стиль отношения матери к ребенку-отвергающий или парадоксальный
Отвержение - родительское поведение,
при котором потребности ребенка не удовлетворяются, отвергаются или удовлетворяются парадоксально
- не тем, в чем он нуждается (например, хочет спать, а его кормят)
Крайний случай отвержения - это полный разрыв связей с ребенком. Более мягкие формы - игнорирование его отдельных потребностей.
Слайд 12Ребенку нужна не «идеальная», а «достаточно хорошая» мать, способная чувствовать
и понимать его потребности
Роль отца в семье. Передать отцу часть
воспитательных функций, чтобы он учился быть отцом.
для нормального развития личности и формирования интереса к окружающему миру необходимо переключение части любви, испытываемой ребенком к матери, на отца
Это первое переключение лишает человека сосредоточенности на одном лице - матери и открывает для него мир других людей, а вслед за тем и других интересов
Слайд 13Сложности при активном участии отца в судьбе ребенка:
заболевание ребенка для
отца особо травматично по причине большей направленности мужчин на социальные
достижения, карьеру. Болезнь ограничивает возможности ребенка и требует пересмотра честолюбивых планов на его будущее. Отцу труднее с этим смириться, чем матери.
сложнее понять, что бездействие ребенка, его безынициативность, отсутствие желаний не являются чем-то «плохим», что это способ восстановления сил. Нельзя быть «кнутом для загнанной лошади».
больному нужен значительно более длительный период бездействия и пассивности для восстановления сил.
тяжело чувствовать себя беспомощным перед заболеванием.
Психическая болезнь родителя может ограничивать его возможности заботиться о своем ребенке, но это не значит, что он является «плохим» родителем
Важно, чтобы болеющий родитель полностью не исключался из процесса воспитания своего ребенка, участвовал в нем по мере сил и делал, что может.
Слайд 14Проблемы, связанные с уходом за ребенком
У психически больного родителя могут
быть трудности с приготовлением пищи, регулярным кормлением ребенка, поддержанием чистоты
его вещей, порядка в доме, приучением ребенка к опрятности, родительские обязанности, требующие социальных навыков:решение вопросов, связанных с учебой, лечением ребенка, материальным обеспечением семьи.
Родственникам нужно:
найти ту меру требований к больному, которая соответствует его возможностям
не делать все за больного
не критиковать его
поддерживать любые минимальные позитивные изменения
прояснять причины трудностей, возникающих у больного
Заниженные или завышенные требования к больному со стороны родственников приводят его к неверию в свои силы, пассивности, блокируют развитие его здоровой активности и приобретение
Слайд 15Когда болен родитель, на ребенка возлагаются чрезмерная ответственность и эмоциональная
нагрузка, не соответствующие его возрастным психическим и умственным возможностям
не относиться
к нему как к взрослому человеку
Не перегружать ребенка собственными психологическими проблемами,
самим родственникам смириться с тем, что ребенок лишен материнской или отцовской заботы, и помочь ему справиться с горестными чувствами по этому поводу.
Важно, чтобы ребенок не оставался наедине со своей печалью и злостью родителя и мог говорить о своих переживаниях со своими родными.
Вопрос об изоляции ребенка от болеющего родителя: соблюдение интересов ребенка: безопасности его жизни и здоровья, удовлетворения потребностей, необходимых для его нормального развития
Слайд 16Проблемы взаимоотношении между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием
сосредоточенность психически
больных людей на своем внутреннем мире, на болезненных ощущениях и
переживаниях.
Выход из ситуации? Осознать, что эмоциональное отвержение ребенка в силу сверхвовлеченности в собственные проблемы может быть проявлением болезни. помощь - поведение родных, адекватное лечение и психотерапия.
создать условия для нормального развития ребенка, , а т.к. у маленького ребенка еще нет четкогоепонимания о том, что «хорошее» или «плохое», «нормальным» или «не нормальное», объяснять ребенку, что норма, а что - проявление болезни. Это важно для формирования у ребенка адекватного, «здорового» представления о том, какие отношения между людьми являются нормальными, а какие - нет.
Слайд 17КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ, ПОМОГАЯ БОЛЬНОМУ РОДСТВЕННИКУ
Причины отсутствия собственной жизни
у родственников и их замкнутость на больном находятся не столько
во внешних обстоятельствах, сколько внутри человека.
концентрироваться на заботе, когда видят больного более «несчастным» и беспомощным, чем он есть
уходить в заботу о другом, пытаясь избежать столкновения с собственными проблемами и заглушить собственную боль
живя проблемами другого и забывая о себе, он живет как бы «не своей жизнью», что делает его несчастным и опустошает
оказывается под двойным бременем - боли за близкого человека и грузом собственных накапливающихся нерешенных проблем.
Слайд 18Чтобы вернуть жизненную энергию
обратиться к себе и понять, что же
Вам самим хочется, что приносит удовлетворение.
выбрать одно или два дела,
наиболее важных и простых в осуществлении.
выделить время для себя и своих дел, свободное от заботы о больном.
время на личные дела должно быть вписано в жизненный график, стать регулярным.
последовательно придерживаться принятого решения.
создавая свое «личное пространство», приходится прилагать значительные усилия по его сохранению: быть твердым и, несмотря на препятствующие обстоятельства, выполнять свои намеченные на определенное время дела, относиться к ним, как к приоритетным, не занимать это время ничем другим. Это необходимо для поддержания понятного всем порядка.
Постепенно пробовать реализовывать и другие свои желания .
Слайд 19ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ И ЕГО РОДСТВЕННИКАМ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
формы психологической помощи:
психообразование, психотерапии, трепинги навыков;
Психообразовательный подход предоставление информации о различных аспектах
заболевания: медицинских, юридических, психологических и др.
Психотерапия, направлена на изменение, смягчение и развитие черт характера, на помощь и поддержку в решении текущих проблем и на уменьшение тягостных, болезненных переживаний - депрессии, страхов и пр. Длительная психотерапия способствует повышению удовлетворенности собственной жизнью, нахождению своего места в социуме, приобретению уверенности и устойчивости к стрессам, то есть решению общих жизненных задач, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый человек и не только больной, но и здоровый.
Две формы психотерапевтической помощи - индивидуальная и групповая.
Одним из методов групп-анализ успешно применяется для помощи психически больным людям и их родным в решении текущих и более отдаленных жизненных задач.
Слайд 20тренинги
используются для формирования отдельных навыков. Управления симптомами болезни, снижения
экспрессивности выражения эмоций для родственников, тренинги социальных навыков.Они важный, но
недостаточный вид помощи для семьи психически больного человека.
Слайд 21У кого и где искать психологической помощи?
Оказывается помощь государственными лечебными
и научными учреждениями, занимающимися проблемами психического здоровья, частнопрактикующими психотерапевтами и
психологами и негосударственными организациями: центры, НКО, в работе которых участвуют специалисты - психологи, психотерапевты и психиатры.
Психотерапия является исключительно платной услугой, которая в большинстве случаев оказывается частнопрактикующими психотерапевтами или коммерческими психологическими центрами.
Услуги психообразования для психически больных людей и их семей в основном сегодня предлагают общественные организации, занимающиеся проблемами психического здоровья.