Разделы презентаций


Семья и психическая болезнь

Содержание

Переживания родственниковПринятие болезниКоммуникация и проблемы в семье больногоЕсли болен ребенокКогда болен родительКак не потерять себяПомощь родственникам и больномуУ кого и где искать помощь.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Семья и психическая болезнь
Психологические проблемы и пути их решения

Семья и психическая болезньПсихологические проблемы и пути их решения

Слайд 2Переживания родственников
Принятие болезни
Коммуникация и проблемы в семье больного
Если болен ребенок
Когда

болен родитель
Как не потерять себя
Помощь родственникам и больному
У кого и

где искать помощь.

Переживания родственниковПринятие болезниКоммуникация и проблемы в семье больногоЕсли болен ребенокКогда болен родительКак не потерять себяПомощь родственникам и

Слайд 3Родственники не виноваты в заболевании. Это трагическая случайность
Перегруженность чувством вины

порождает дополнительные проблемы в семейных отношениях
Важно пережить горе, а не

искать виновного и искупать вину
Горькая истина - не все зависит от них
Две крайние позиции родственников: «капитуляция» перед
болезнью и тотальный контроль
Жесткое разделение ролей- со зависимость.
Созависимость - полярное разделение дополняющих друг друга ролей в семье, где здоровый родственник - сильный, контролирующий и компетентный, а больной - беспомощный, зависимый и безответственный

Родственники не виноваты в заболевании. Это трагическая случайность Перегруженность чувством вины порождает дополнительные проблемы в семейных отношенияхВажно

Слайд 4Созависимость автоматически:
вынуждает больного быть пассивным;
заставляет отказаться от малейших усилий, от

поиска своих ресурсов;
затормаживает развитие;
«замораживает» в состоянии немощности и инвалидизирует

Созависимость автоматически: вынуждает больного быть пассивным;заставляет отказаться от малейших усилий, от поиска своих ресурсов;затормаживает развитие;«замораживает» в состоянии

Слайд 5Что делать родственникам?

Получить информацию о болезни
Понять границы своих возможностей: что

в Ваших силах, а что не зависит от Вас
Разделить ответственность:

помогать больному, но не брать на себя ответственность за всю его жизнь
Человек не бывает полностью больным. Всегда есть и здоровые части личности. Более того, какие-то способности и навыки при соответствующем подходе могут развиться. Разделение ответствен­ности будет стимулировать собственную активность больного самообслуживание, появление и развитие интересов, установление социальных контактов и пр.


Что делать родственникам?Получить информацию о болезниПонять границы своих возможностей: что в Ваших силах, а что не зависит

Слайд 6Агрессия
 
Тяжелая психическая болезнь неизбежно вызывает много агрессивных чувств у всех

членов семьи
  Ситуация психического заболевания очень сложна и естествен­ным образом

вызывает много агрессивных чувств.
Чисто членам семьи бывает трудно справиться со своей агрессией: одни - не могут ее сдерживать, другие - чрезмерно подавляют.
Необходимо отличать агрессивные чувства и желания от агрессивных действий

Агрессия  Тяжелая психическая болезнь неизбежно вызывает много агрессивных чувств у всех членов семьи  Ситуация психического заболевания очень

Слайд 7Агрессия человека, страдающего психическим заболеванием, не обязательно является проявлением болезни
Агрессивные

чувства присущи всем людям и каждый человек неизбежно сталкивается с

ними в себе и, так или иначе, переживает их.
Агрессия иногда полезна. Во-первых, она может выполнять защитную /функцию - помогать человеку справляться с болью и печалью. Во-вторых, позволяет отстаивать свою независимость и достигать жизненных целей, в ней может со­держаться и большой позитивный потенциал.

Агрессия человека, страдающего психическим заболеванием, не обязательно является проявлением болезни Агрессивные чувства присущи всем людям и каждый

Слайд 8Непринятие болезни приводит к конфликтам
Например, желание больного поспать подольше, его

быстрая утомляемость могут восприниматься родными как лень, а не как

снижение энергетического потенциала, присущего ряду психиче­ских заболеваний.

Непринятие болезни приводит к конфликтам Например, желание больного поспать подольше, его быстрая утомляемость могут восприниматься родными как

Слайд 9Коммуникация
возникает всегда, когда люди собираются вместе: они передают друг другу

информа­цию о разных событиях, о своих душевных состояниях или чувст­вах,

с помощью речи или посредством взглядов, выражения лица, позы, интонации голоса и пр.
«Двойной зажим» - это предъявление к человеку двух несовместимых, взаимоисключающих требований,
выполнение одного из которых неизбежно приводит к нарушению другого
Человек, попавший в тиски «двойного зажима», всегда в проигрыше — что бы он ни делал, им в любом случае будут недовольны и его накажут
Человек, получающий «двойные послания», постоянно пре­бывает в состоянии неуверенности и вместе с тем вынужден оста­ваться в этой тупиковой ситуации.

Коммуникациявозникает всегда, когда люди собираются вместе: они передают друг другу информа­цию о разных событиях, о своих душевных

Слайд 10Стили взаимоотношений матери и ребенка
Гиперопека и отвержение
Родственников угнетает и то,

что больной пассивен, лежит, не помогает или полностью ухо­дит в

себя. Все эти черты больных, с одной стороны, являются ре­зультатом их заболевания, а с другой - развиваются в негармонич­ных отношениях с родителями.
Гиперопека - снисходительное, балующее, излишне заботливое родительское поведение, предотвращающее переживание ребенком болезненных ситуаций, покровительствующее и приводящее к чрезмерной зависимости. При ней тормозися развитие нормальной не­зависимости. В семьях, где есть физически или психически боль­ные дети, эта проблема присутствует практически всегда.

Стили взаимоотношений матери и ребенка Гиперопека и отвержениеРодственников угнетает и то, что больной пассивен, лежит, не помогает

Слайд 11Стиль отношения матери к ребенку-отвергающий или парадоксальный
Отвержение - родительское поведение,

при котором потребности ребенка не удовлетворяются, отвергаются или удовлетворяются парадоксально

- не тем, в чем он нуждается (например, хочет спать, а его кормят)
Крайний случай отвержения - это полный разрыв связей с ре­бенком. Более мягкие формы - игнорирование его отдельных по­требностей.
Стиль отношения матери к ребенку-отвергающий или парадоксальныйОтвержение - родительское поведение, при котором потребности ребенка не удовлетворяются, отвергаются

Слайд 12Ребенку нужна не «идеальная», а «достаточно хорошая» мать, способная чувствовать

и понимать его потребности
Роль отца в семье. Передать отцу часть

воспитательных функций, чтобы он учился быть отцом.

для нормального развития личности и формирования интереса к окружающему миру необходимо переключение части любви, испытываемой ребенком к матери, на отца
 
Это первое переключение лишает человека сосредоточенности на одном лице - матери и открывает для него мир других людей, а вслед за тем и других интересов
Ребенку нужна не «идеальная», а «достаточно хорошая» мать, способная чувствовать и понимать его потребности Роль отца в

Слайд 13Сложности при активном участии отца в судьбе ребенка:
заболевание ребенка для

отца особо травматично по причине большей направлен­ности мужчин на социальные

достижения, карьеру. Болезнь огра­ничивает возможности ребенка и требует пересмотра честолюби­вых планов на его будущее. Отцу труднее с этим смириться, чем матери.
сложнее понять, что бездействие ребенка, его безынициативность, отсутствие желаний не являются чем-то «плохим», что это способ восстановления сил. Нельзя быть «кнутом для загнанной лошади».
больному нужен значительно более длительный пери­од бездействия и пассивности для восстановления сил.
тяжело чувствовать себя беспомощным перед заболеванием.
Психическая болезнь родителя может ограничивать его возможности заботиться о своем ребенке, но это не значит, что он является «плохим» родителем
Важно, чтобы болеющий родитель полностью не исключался из процесса воспитания своего ребенка, участвовал в нем по мере сил и делал, что может.

Сложности при активном участии отца в судьбе ребенка: заболевание ребенка для отца особо травматично по причине большей

Слайд 14Проблемы, связанные с уходом за ребенком
У психически больного родителя могут

быть трудности с приготовлением пищи, регулярным кормлением ребенка, поддержани­ем чистоты

его вещей, порядка в доме, приучением ребенка к опрятности, роди­тельские обязанности, требующие социальных навыков:решение вопросов, связанных с учебой, лечением ребенка, мате­риальным обеспечением семьи.
Родственникам нужно:
найти ту меру требований к больному, которая соответствует его возможностям
не делать все за больного
не критиковать его
поддерживать любые минимальные позитивные изменения
прояснять причины трудностей, возникающих у больного
Заниженные или завышенные требования к больному со стороны родственников приводят его к неверию в свои силы, пассивности, блокируют развитие его здоровой активности и приобретение
Проблемы, связанные с уходом за ребенком У психически больного родителя могут быть трудности с приготовлением пищи, регулярным

Слайд 15Когда болен родитель, на ребенка возлагаются чрезмерная ответственность и эмоциональная

нагрузка, не соответствующие его возрастным психическим и умственным возможностям
не относиться

к нему как к взрослому человеку
Не перегружать ребенка собственными психологическими проблемами,
самим родственникам смириться с тем, что ребенок лишен материнской или отцовской заботы, и помочь ему справиться с горестными чувствами по этому поводу.
Важно, чтобы ребенок не оставался наедине со своей печалью и злостью родителя и мог говорить о своих переживаниях со своими родными.
Вопрос об изоляции ребенка от болеющего родителя: соблюдение интересов ребенка: безопасности его жизни и здоровья, удовлетворения потребностей, необходимых для его нормального развития
Когда болен родитель, на ребенка возлагаются чрезмерная ответственность и эмоциональная нагрузка, не соответствующие его возрастным психическим и

Слайд 16Проблемы взаимоотношении между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием
сосредоточенность пси­хически

больных людей на своем внутреннем мире, на болезненных ощущениях и

переживаниях.
Выход из ситуации? Осознать, что эмоциональное отвержение ребенка в силу сверхвовлеченности в собственные проблемы может быть проявлением болезни. помощь - поведение родных, адекватное лечение и психотерапия.
создать условия для нормального разви­тия ребенка, , а т.к. у маленького ребенка еще нет четкогоепонимания о том, что «хорошее» или «плохое», «нор­мальным» или «не нормальное», объяс­нять ребенку, что норма, а что - проявление болезни. Это важно для формирования у ребенка адекватного, «здорового» представления о том, какие отношения между людьми являются нормальными, а какие - нет.

Проблемы взаимоотношении между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием сосредоточенность пси­хически больных людей на своем внутреннем мире,

Слайд 17КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ, ПОМОГАЯ БОЛЬНОМУ РОДСТВЕННИКУ
Причины отсутствия собственной жизни

у родственников и их замкнутость на больном находятся не столько

во внешних обстоятельствах, сколько внутри человека.
концентрироваться на заботе, когда видят больного более «несчастным» и беспомощным, чем он есть
уходить в заботу о другом, пытаясь избежать столкновения с собственными проблемами и заглушить собственную боль
живя про­блемами другого и забывая о себе, он живет как бы «не своей жиз­нью», что делает его несчастным и опустошает
оказывается под двойным бременем - боли за близкого человека и грузом собственных накапливающихся нерешенных проблем.

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ, ПОМОГАЯ БОЛЬНОМУ РОДСТВЕННИКУПричины отсутствия собственной жизни у родственников и их замкнутость на больном

Слайд 18Чтобы вернуть жизненную энергию
обратиться к себе и понять, что же

Вам самим хочется, что приносит удовлетворение.
выбрать одно или два дела,

наиболее важных и простых в осуще­ствлении.
выделить время для себя и своих дел, свободное от заботы о больном.
время на личные дела должно быть вписа­но в жизненный график, стать регулярным.
последовательно придерживаться принятого решения.
создавая свое «личное пространство», прихо­дится прилагать значительные усилия по его сохранению: быть твердым и, несмотря на препятствующие обстоятельства, выпол­нять свои намеченные на определенное время дела, относиться к ним, как к приоритетным, не занимать это время ничем другим. Это необходимо для поддержания понятного всем порядка.
Постепенно пробовать реализовывать и другие свои желания .
Чтобы вернуть жизненную энергиюобратиться к себе и понять, что же Вам самим хочется, что приносит удовлетворение.выбрать одно

Слайд 19ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ И ЕГО РОДСТВЕННИКАМ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
формы психологической помощи:

психообразование, психотерапии, трепинги навыков;
Психообразовательный подход предоставление информации о различных аспектах

заболевания: медицинских, юридических, пси­хологических и др.
Психотерапия, направлена на изменение, смягчение и развитие черт характера, на помощь и поддержку в решении текущих проблем и на уменьшение тягостных, болезненных переживаний - депрессии, страхов и пр. Длительная психотерапия способствует повышению удовлетворенности собст­венной жизнью, нахождению своего места в социуме, приобрете­нию уверенности и устойчивости к стрессам, то есть решению об­щих жизненных задач, с которыми в той или иной степени сталки­вается каждый человек и не только больной, но и здоровый.
Две формы психотерапевтической помощи - инди­видуальная и групповая.
Одним из методов групп-анализ успешно применяется для помощи психически больным людям и их родным в решении текущих и более отдаленных жизненных задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНОМУ И ЕГО РОДСТВЕННИКАМ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ формы психологической помощи: психообразование, психотерапии, трепинги навыков;Психообразовательный подход предоставление

Слайд 20тренинги
используются для формирования отдельных навыков. Управления симптомами болезни, снижения

экспрессивности выражения эмо­ций для родственников, тренинги социальных навыков.Они важный, но

недостаточный вид помощи для семьи психически больного человека.

тренинги используются для формирования отдельных навыков. Управления симптомами болезни, снижения экспрессивности выражения эмо­ций для родственников, тренинги социальных

Слайд 21У кого и где искать психологической помощи?
Оказывается помощь государственными лечебными

и научными учреждениями, занимающимися проблемами психического здоровья, частнопрактикующими психотерапевтами и

психологами и негосударственными организациями: центры, НКО, в работе которых участвуют специалисты - психологи, психотерапевты и психиатры.
Психотерапия является исключительно платной услугой, кото­рая в большинстве случаев оказывается частнопрактикующими психотерапевтами или коммерческими психологическими центра­ми.
Услуги психообразования для психически больных людей и их семей в основном сегодня предлагают общественные организации, занимающиеся проблемами психического здоровья.

У кого и где искать психологической помощи? Оказывается помощь государственными лечебными и научными учреждениями, занимающимися проблемами психического

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика