Слайд 1Системы счисления
Учебная презентация по информатике для 10 класса
Слайд 2Что такое система счисления?
Система счисления – это способ наименования и
обозначения чисел.
Слайд 3Цифра. Что это?
Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел,
называются цифрами.
Слайд 4Римская система счисления
Не является позиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда
одно и тоже число;
Цифры обозначаются латинскими буквами:
I, V, X,
L, C, D, M
(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Например: XXX – 30; XLI - 41
8
16
0 0 0 0
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 3 3
4 100 4 4
5 101 5 5
6 110 6 6
7 111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10 1010 12 A
11 1011 13 B
12 1100 14 C
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F
16 10000 20 10
Слайд 6Позиционные системы счисления
Основанием системы может быть любое натуральное число, большее
единицы;
Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел;
Значение
цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит;
Например: 888: 800; 80; 8
Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.
Слайд 7Десятичная СС
Основание системы – число 10;
Содержит 10 цифр: 0, 1,
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Любое десятичное число
можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы;
Слайд 8Двоичная СС
Основание системы – 2;
Содержит 2 цифры: 0; 1;
Любое двоичное
число можно представить в виде суммы степеней числа 2 –
основания системы;
Примеры двоичных чисел: 11100101; 10101;
Слайд 9Правила перехода
Из десятичной СС в двоичную СС:
Разделить десятичное число на
2. Получится частное и остаток.
Частное опять разделить на 2. Получится
частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа.
Слайд 11Задание № 1:
Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095 выполни
перевод в двоичную систему счисления.
проверка
Слайд 122. Правило перехода из двоичной системы счисления в десятичную.
Для перехода
из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить
в виде суммы степеней двойки и найти ее десятичное значение.
Пример:
Слайд 13Задание № 2:
Двоичные числа 1011001, 11110, 11011011 перевести в десятичную
систему.
проверка
Слайд 14Восьмеричная СС
Основание системы – 8;
Содержит 8 цифры: 0; 1; 2;
3; 4; 5; 6; 7;
Любое восьмеричное число можно представить в
виде суммы степеней числа 8 – основания системы;
Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461;
Слайд 15Правило перехода из десятичной системы счисления в восьмеричную
Разделить десятичное число
на 8. Получится частное и остаток.
Частное опять разделить на 8.
Получится частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.
Слайд 17Задание № 3:
Десятичные числа 421, 5473, 1061 перевести в восьмеричную
систему.
проверка
Слайд 18Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную.
Для перехода из
восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в
виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение.
Слайд 19Задание № 4:
Восьмеричные числа 41, 520, 306 перевести в десятичную
систему.
проверка
Слайд 20Шестнадцатеричная СС
Основание системы – 16;
Содержит 16 цифр: от 0 до
9; A; B; C; D; E; F;
Любое шестнадцатеричное число можно
представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы;
Примеры шестнадцатеричных чисел: 21AF3; B09D;
Слайд 21Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
Разделить десятичное число
на 16. Получится частное и остаток.
Частное опять разделить на 16.
Получится частное и остаток.
Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16.
Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.
Слайд 23Задание № 5:
Десятичные числа 512, 302, 2045 перевести в шестнадцатеричную
систему.
проверка
Слайд 24Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Для перехода из
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в
виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.
Слайд 25Задание № 6:
Шестнадцатеричные числа B5, A28,CD перевести в десятичную систему.
проверка
Слайд 26Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную
Разбить двоичное число
на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить
каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой.
Слайд 27Задание № 7:
Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему
проверка
Слайд 28Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную
Каждую восьмеричную цифру
заменить двоичным классом по три цифры в каждом
Слайд 29Задание № 8:
Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную
систему.
проверка
Слайд 30Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную
Разбить двоичное число
на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить
каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой.
Слайд 31Задание № 9:
Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему
проверка
Слайд 32Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную
Каждую шестнадцатеричную цифру
заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом
Слайд 33Задание № 10:
Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную
систему.
проверка
Слайд 34Задания для домашней работы
Для каждого из чисел: 12310, 45610 выполнить
перевод: 102, 10 8, 10 16.
Для каждого из
чисел: 1000112, 1010010112, 11100100012 выполнить перевод: 2 10, 2 8, 2 16.
Для чисел: 543218, 545258, 7778, 1AB16, A1B16, E2E416, E7E516 выполнить соответствующий перевод: 8 2, 16 2.