Анализ существующих в настоящее время ключевых проблем и конкурентных возможностей Города Томска показал необходимость выделения комплекса задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья горожан, повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи и гражданской активности населения.
На этом основании сформулировано Первое стратегическое направление «Широкие возможности для самореализации горожан». В нем сделан акцент на повышение качества образования, укрепление здоровья горожан, развитие культурно-досуговой сферы. В качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения о всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в первом направлении в ранге соответствующих задач.
Динамичный рост городского населения в 2006-2012 годы усилил остроту проблем, связанных с комфортностью проживания горожан, а именно: доступностью жилья и качеством коммунальных услуг, состоянием улично-дорожной сети и транспортного обслуживания. Проблемы в указанных сферах более всего волнуют горожан, а реализация задач по улучшению условий проживания в городском пространстве требует наибольших финансовых вложений. В связи с этим создание «Комфортной городской среды» - это Второе стратегическое направление, приоритетами которого являются: сбалансированное пространственное развитие, городская инфраструктура жизнеобеспечения, доступное и комфортное жилье, улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности.
При актуализации стратегического направления «Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики - производителя и экспортера инноваций широкого спектра, технико-внедренческой зоны мирового уровня» целевой ориентир смещен на повышение доходов и уровня жизни населения. В связи с чем Третье стратегическое направление актуализированной Стратегии сформулировано как «Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики». Данное направление определено с учетом уникального научно-образовательного и инновационного потенциала Города Томска. Кроме того, оно обеспечивает финансовые возможности реализации других направлений и достижение общей цели Стратегии.
Актуализация Стратегии позволила уточнить целевые векторы и задачи по каждому стратегическому направлению на период до 2020 года и сформировать значения индикаторов достижения стратегической цели с учетом прогноза основных показателей развития Города Томска до 2030 года.
2.1. Интегральная оценка социально-экономической ситуации в Городе Томске
Демография. В 2006-2012 годы в городе сложилась сравнительно благоприятная демографическая ситуация. Стабильное превышение числа родившихся над количеством умерших обусловило естественный прирост населения. Ежегодный миграционный прирост населения в значительной степени был обеспечен устойчивым развитием научно - образовательного комплекса и высоким качеством предоставляемых томскими вузами образовательных услуг. Средняя продолжительность жизни горожан за 2006 – 2012 годы реализации Стратегии увеличилась с 66 лет в 2005 году до 68,5 лет в 2012 году, хотя этот показатель планировалось достичь только в 2015 году.
Таблица 1
Изменение численности и занятости городского населения в 2006-2012 годы
человек
Экономический потенциал Города Томска. Экономический оборот томских организаций и предприятий за 2006 - 2012 годы возрос в 3,2 раза – со 134,2 млрд руб. в 2005 году до 419 млрд руб. в 2012 году. При этом около 60% его общего объема обеспечивают крупные и средние предприятия. Их оборот в 2012 году составил 252,8 млрд руб. и увеличился в сравнении с показателем 2005 года в 2,7 раза. Вместе с тем, растет вклад предприятий сферы малого предпринимательства в экономику Города Томска – за 2006 – 2012 годы их доля в общем экономическом обороте томских предприятий увеличилась с 29,4% до 39,7%.
Основу экономического потенциала Города Томска составляет промышленный сектор: за 2006 - 2012 годы объем промышленного производства на томских предприятиях возрос в 2 раза – с 36,9 млрд руб. до 76 млрд руб.
Другим мощным ресурсом городского развития является томский научно-образовательный комплекс, который включает 6 государственных университетов, 2 из которых имеют статус национальных исследовательских; 6 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и 7 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 76 иных субъектов научной деятельности. Объем финансирования томского научно-образовательного комплекса в 2012 году превысил 25 млрд руб.
Строительный комплекс Города Томска формируют более 2300 организаций. Объем выполняемых крупными и средними организациями строительных работ за 2006-2012 годы вырос в 2,3 раза – с 5,4 млрд руб. до 12,6 млрд руб., а ввод в эксплуатацию жилья увеличился на 54%. Строительная отрасль активно осваивает новые технологии и материалы: монолитно-каркасное домостроение, металлические конструкции, системы по санации зданий, утеплению фасадов, новые кровельные материалы и краски. В Городе Томске появились первые жилищные и социальные объекты с наивысшими классами энергосбережения и энергоэффективности.
В 2006-2012 годы реализован ряд крупных инвестиционных проектов в различных отраслях производственной и социальной сферы, в секторе торговли и услуг. Город Томск является одним из наиболее инвестиционно - привлекательных сибирских городов. За период с 2006 года объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,7 раза – с 12,9 млрд руб. до 34,4 млрд руб. С 2008 года реализуется крупнейший инвестиционный проект в Томской области – государственно-частное партнерство «Солнечная долина» по строительству жилого района на 1 млн кв. метров жилья. Его стоимость в ценах и по первоначальному проекту 2008 года составляет 54 млрд руб. В настоящее время проект расширяется и интегрируется с Томской особой экономической зоной технико-внедренческого типа, концепцией «ИНО Томск’2020».
В ценах 2004 года среднедушевой объем инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 50,3 тыс. руб. и на 6 тыс. руб. превысил плановое значение 2015 года. Однако, несмотря на положительную динамику инвестиций в 2006-2012 годы, темпы их роста уступают средним значениям по Российской Федерации в целом.
Таблица 3
Основные экономические показатели развития Города Томска в 2006-2012 годы
Согласно ежегодно составляемому журналом «Forbes» рейтингу 30 лучших городов для бизнеса в России, Город Томск по итогам 2012 года занял 4 место, улучшив за год свои позиции на 11 пунктов.
Однако, по показателям, характеризующим качество жизни, Город Томск пока находится на средних позициях среди крупнейших городов России.
Таблица 5
Направление II
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Целевой вектор 2.1 Сбалансированное пространственное развитие и узнаваемый архитектурный облик
Целевой вектор 1.1 Гармоничное развитие личности
Целевой вектор 1.2 Укрепление здоровья и долголетие
Целевой вектор 1.3 Гражданственность и городской патриотизм
Целевой вектор 2.2 Качественная инфраструктура жизнеобеспечения
Целевой вектор 2.3 Доступное и комфортное жилье
Целевой вектор 2.4 Экологичная и безопасная среда жизнедеятельности
Целевой вектор 3.2
Экономическое развитие Города Томска как центра инновационной экономики
Целевой вектор 3.3
Повышение уровня жизни населения
Целевой вектор 3.4 Эффективное управление муниципальными ресурсами
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ожидаемые результаты:
Система образования, обеспечивающая раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей детей и молодежи, воспитание навыков саморазвития, способствующих достижению индивидуального успеха в последующей трудовой деятельности
Наличие условий и возможностей для личностного культурного и духовного роста горожан, реализации инициатив в культурно-досуговой сфере
Ключевые задачи:
Ожидаемые результаты:
Увеличение средней продолжительности жизни посредством распространения здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом
Снижение уровня заболеваемости населения за счет массовой своевременной профилактики здоровья всех возрастных групп горожан
Ожидаемые результаты:
Повышение обеспеченности горожан жильем за счет разнообразия форм жилой застройки, отвечающей предпочтениям и платежеспособному спросу различных групп населения
Отсутствие аварийного и значительное сокращение ветхого жилищного фонда
Удовлетворяющее жителей состояние и содержание многоквартирных жилых домов
Ожидаемые результаты:
Эффективно функционирующая система озеленения городской территории, ее содержания и благоустройства
Современная система утилизации отходов, эффективная защита горожан от чрезвычайных ситуаций антропогенного, техногенного и естественного происхождения
Низкий уровень криминогенности, минимизация ущерба жизни, здоровью и собственности горожан, повышение их уверенности в защищенности своих личных и имущественных интересов
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ожидаемые результаты:
Новая градостроительная политика, обеспечивающая эффективное использование территориальных ресурсов и формирование рациональной планировочной структуры Города Томска, а также Томской агломерации, как единого социально-экономического пространства
Формирование уникального облика Города Томска, в котором гармонично сочетаются природный каркас и городская архитектура, что обеспечивает его привлекательность как для томичей, так и для гостей Города Томска
Сохранение расположенных в центральной части исторических кварталов, отличающихся своеобразием архитектуры, а также планировкой, ориентированной на пешеходную доступность
Ожидаемые результаты:
Гибкий и сбалансированный рынок труда, гарантирующий эффективную занятость горожан и устойчивые темпы экономического роста
Среднедушевые доходы, обеспечивающие горожанам достаточный для полноценной жизни объем потребления материальных, культурных и духовных благ
Доступность и многообразие социальных услуг для малообеспеченных и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке
Ожидаемые результаты:
Оптимальный состав и структура муниципального имущества, обеспечивающие эффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления
Прозрачный бюджетный процесс, основанный на прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии полномочиями органов местного самоуправления и приоритетами развития Города Томска
Удовлетворяющая жителей система управления Городом Томском, сочетающая координацию стратегических процессов с эффективным решением текущих задач на основе сотрудничества власти, бизнеса и общества.
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ключевые задачи:
Ожидаемые результаты:
Благоприятный инвестиционный климат для привлечения внутренних и внешних капиталовложений в экономику Города Томска
Комфортные условия для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг
Максимальная реализация предпринимательского потенциала жителей Города Томска, повышение вклада малого и среднего бизнеса в формирование конкурентной среды и обеспечение занятости горожан
IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальные
и ведомственные программы
Инвестиционные проекты
Организационные мероприятия
Система мониторинга и механизм контроля реализации Стратегии
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Документы территориального планирования
Участие в федеральных и областных программах и проектах
Реализация Стратегии обеспечивается комплексом механизмов, которые можно сгруппировать по сферам их регулирования:
Основой организационного механизма реализации Стратегии будет выступать система программно-плановых документов по управлению развитием Города Томска, а также документы стратегического и программно-целевого планирования федерального и областного уровней, которые комплексно связаны со Стратегией.
Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» организуют и обеспечивают в процессе муниципального управления развитием города взаимосвязь документов стратегического и программно-целевого планирования по следующей схеме:
Ежегодный
отчет Мэра
Города Томска
Сводный доклад об оценке эффективности деятельности администрации Города Томска
Годовой отчет о
результатах
реализации Стратегии
Оценка эффективности реализации муниципальных программ
средней обеспеченности населения жильем (кв. м на 1 человека): с до
обеспеченности потребности детей в возрасте
от 3 до 7 лет местами в детских садах, (%): с до
объема инвестиций в основной капитал
в расчете на душу населения (тыс. руб.): с до
численности постоянного городского населения (тысяч человек): с до
средней продолжительности жизни томичей (лет): с до
VI. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Система мониторинга и контроля является инструментом управления реализацией Стратегии и обеспечивает:
анализ динамики социально-экономических процессов, происходящих во внутренней и внешней среде
оценку эффективности проводимых мероприятий и степени достижения ожидаемых результатов
комплексный анализ степени удовлетворенности томичей качеством жизни, а бизнеса - условиями ведения предпринимательской деятельности в Городе Томске.
своевременную корректировку и актуализацию Стратегии в связи с полученными результатами, изменением внешних условий реализации Стратегии, восприятия мероприятий Стратегии населением, бизнес-сообществом, городскими и федеральными властями, экспертным сообществом.
Мониторинг включает не только сбор и анализ показателей официальной и ведомственной статистики, но и проведение регулярных социологических исследований.
Важной частью мониторинга является оценка бюджетной эффективности мероприятий Стратегии. По ее результатам должны приниматься решения об изменении объема и структуры бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию отдельных программ и проектов.
Условием объективности оценки реализации Стратегии является повышение уровня открытости и публичной подотчетности органов управления Стратегией, в том числе, путем размещения в сети «Интернет» результатов мониторинга достижения стратегических целей и оценок эффективности работы органов местного самоуправления.
По итогам мониторинга органами управления Стратегией принимаются решения по корректировке выполнения плановых мероприятий с целью повышения их эффективности с точки зрения достижения долгосрочных стратегических целей развития Города Томска.
Основой для ежегодного мониторинга реализации Стратегии является Система сбалансированных показателей Стратегии, состоящая из 61 показателя, 6 из которых являются индикаторами достижения стратегической цели и предусматривают увеличение до 2030 года:
2012 год 2030 год
14,5
100
83,7
68,5
140
565
21,8
36
30
76
60,8
737,8
VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть