Разделы презентаций


Стратегия развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕI. Вводная часть. ……………………………………………………………………….…………..……31.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска ….………..……..31.2. Основные подходы к актуализации Стратегии………………….……………..………….41.3. Структура Стратегии………………………………………………….……………..…………….51.4. Органы управления реализацией Стратегии……………………………………..…………5II. Стратегические ресурсы и проблемы развития Города Томска……….…………………62.1. Интегральная оценка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Приложение
к решению Думы Города Томска
от 25.04.2014 № 988


Приложение
к решению

Думы Города Томска
от 27.06.2006 № 224

Приложениек решению Думы Города Томскаот 25.04.2014 № 988Приложение к решению Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224

Слайд 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Вводная часть. ……………………………………………………………………….…………..……3
1.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска

….………..……..3
1.2. Основные подходы к актуализации Стратегии………………….……………..………….4
1.3. Структура Стратегии………………………………………………….……………..…………….5
1.4. Органы управления

реализацией Стратегии……………………………………..…………5
II. Стратегические ресурсы и проблемы развития Города Томска……….…………………6
2.1. Интегральная оценка социально-экономической ситуации в Городе Томске……..6
2.2.Глобальные вызовы современности………………………………………………..………...9
2.3. SWОT – анализ Города Томска……………………………………………………….………..10
III. Стратегическая цель развития Города Томска….…………………….…………….………11
IV. Стратегические направления развития Города Томска …………..……..………………12
V. Механизм реализации Стратегии………………………………………………………………..16
VI.Мониторинг и оценка реализации Стратегии…………………………..…..………………..17
VII.Сценарные варианты Стратегии……………………………………………………………….18
VIII. Система сбалансированных показателей Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года)….…………………………………..………………………21

ОГЛАВЛЕНИЕI. Вводная часть. ……………………………………………………………………….…………..……31.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска ….………..……..31.2. Основные подходы к актуализации Стратегии………………….……………..………….41.3. Структура

Слайд 3

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска

Действующая

до настоящего времени «Стратегия развития города Томска до 2020 года»

(далее - Стратегия), утвержденная решением Думы города Томска от 27.06.2006 № 224, разрабатывалась в 2004-2005 годы при участии Фонда «Институт экономики города», Фонда «Агентство развития Томской области» и администрации Города Томска. Финансовую поддержку проекту оказали Администрация Томской области, администрация Города Томска, а также Агентство США по международному развитию (USAID). Основные положения Стратегии формулировались семью тематическими экспертными группами, в работе которых приняли участие более 200 томичей - специалисты городской и областной администраций, депутаты Думы Города Томска, руководители городских предприятий и вузов, предприниматели, представители некоммерческих организаций, журналисты.
С 2007 года администрацией Города Томска проводится мониторинг реализации Стратегии, результаты которого размещены на официальном портале администрации Города Томска в разделе «Экономика» (http://www.admin.tomsk.ru/pages/city_1_economika_strat_monitoring).
Опыт реализации первого этапа Стратегии (2006 – 2012 гг.) оказался достаточно результативным и доказал обоснованность сформированных в Стратегии главных векторов городского развития. Об этом свидетельствует рост численности и доходов городского населения, динамично меняющийся облик Города Томска, а также стабильная инвестиционная активность бизнеса. Однако Стратегия не может быть статичным документом и должна корректироваться с учетом достигаемых результатов и возникающих новых общественных потребностей. Изменения во внешней среде должны своевременно отражаться в Стратегии в виде уточнения приоритетных направлений и среднесрочных задач развития Города Томска.
Актуализация Стратегии обусловлена произошедшими в 2006-2013 годы существенными изменениями внешних факторов, определяющих дальнейшее развитие Города Томска, а именно:
На федеральном уровне приняты важнейшие стратегические документы:
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»;
Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 1756-р одобрена «Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок» - проект «ИНО Томск’2020».
Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» определили важнейшие задачи и целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
В 2013 году Министерство экономического развития России разработало Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
На межрегиональном уровне: произошел качественный «прорыв» городов Сибири и Дальнего Востока в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности - формирование крупных агломераций (Красноярская, Иркутская и др). Работа с городскими пространствами в логике агломерирования создала на отдельных территориях платформу для существенного увеличения их финансирования из федерального бюджета, способствовала росту инвестиционных вложений местных и привлеченных в регионы бизнес-структур.
На областном уровне:
Постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 N 204а утверждена «Схема территориального планирования Томской области», планируется разработка Схемы территориального планирования Томской агломерации;
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.10.2012 № 643 утверждена новая редакция Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года);
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.10.2013 N 1531 утверждена «Стратегия развития социальной сферы Томской области до 2022 года». В настоящее время проводится активная работа по формированию и утверждению отраслевых стратегий развития Томской области.
Произошли существенные изменения в системе муниципального управления:
Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» с 2008 года введена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
в рамках происходящего в Российской Федерации реформирования муниципальных финансов с 2006 года в бюджетный процесс внедряются принципы программно-целевого управления бюджетными расходами;
на государственном и муниципальном уровнях началась реализация проекта «Электронное Правительство».
С учетом вышеуказанных и других изменений во внешних и внутренних факторах, а также на основе достигнутых к 2013 году показателей социально-экономического развития Города Томска, администрацией Города Томска проведена работа по актуализации Стратегии.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ1.1. Необходимость актуализации Стратегии развития Города Томска Действующая до настоящего времени «Стратегия развития города Томска

Слайд 4

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.2. Основные подходы к актуализации Стратегии

В связи с

необходимостью аккумуляции имеющихся ресурсов в наиболее приоритетных и социально-значимых сферах

городского развития, в ходе актуализации переструктурированы стратегические направления, уточнены цели и основные задачи социально-экономического развития Города Томска.
Трансформация стратегических направлений в результате их актуализации отражена в схеме:

Стратегические направления развития Города Томска

актуализированные: до актуализации:

Анализ существующих в настоящее время ключевых проблем и конкурентных возможностей Города Томска показал необходимость выделения комплекса задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья горожан, повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи и гражданской активности населения.
На этом основании сформулировано Первое стратегическое направление «Широкие возможности для самореализации горожан». В нем сделан акцент на повышение качества образования, укрепление здоровья горожан, развитие культурно-досуговой сферы. В качестве одного из приоритетов обозначено повышение уровня информированности населения о всех сферах жизни Города Томска и эффективное взаимодействие различных слоев городского сообщества с использованием электронных технологий. Сформированные ранее стратегические направления «Развитие городского сообщества» и «Внешнее позиционирование города» аккумулированы в первом направлении в ранге соответствующих задач.
Динамичный рост городского населения в 2006-2012 годы усилил остроту проблем, связанных с комфортностью проживания горожан, а именно: доступностью жилья и качеством коммунальных услуг, состоянием улично-дорожной сети и транспортного обслуживания. Проблемы в указанных сферах более всего волнуют горожан, а реализация задач по улучшению условий проживания в городском пространстве требует наибольших финансовых вложений. В связи с этим создание «Комфортной городской среды» - это Второе стратегическое направление, приоритетами которого являются: сбалансированное пространственное развитие, городская инфраструктура жизнеобеспечения, доступное и комфортное жилье, улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности.
При актуализации стратегического направления «Экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики - производителя и экспортера инноваций широкого спектра, технико-внедренческой зоны мирового уровня» целевой ориентир смещен на повышение доходов и уровня жизни населения. В связи с чем Третье стратегическое направление актуализированной Стратегии сформулировано как «Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики». Данное направление определено с учетом уникального научно-образовательного и инновационного потенциала Города Томска. Кроме того, оно обеспечивает финансовые возможности реализации других направлений и достижение общей цели Стратегии.
Актуализация Стратегии позволила уточнить целевые векторы и задачи по каждому стратегическому направлению на период до 2020 года и сформировать значения индикаторов достижения стратегической цели с учетом прогноза основных показателей развития Города Томска до 2030 года.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ1.2. Основные подходы к актуализации СтратегииВ связи с необходимостью аккумуляции имеющихся ресурсов в наиболее приоритетных

Слайд 5

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.3. Структура Стратегии

Структурно актуализированная Стратегия состоит из восьми

частей:
I. Вводная часть. В первой части содержатся обоснование, подходы и

задачи актуализации Стратегии.
II. Стратегические ресурсы и проблемы развития Города Томска. Вторая часть представляет собой оценку состояния ключевых показателей социально-экономического развития Города Томска и их сравнительную динамику за истекший период реализации Стратегии. В ней описаны изменения в трендах развития городов, обусловленные влиянием глобализации. На основе интегральной оценки социально-экономической ситуации в муниципальном образовании «Город Томск», складывающейся под влиянием внутренних и внешних факторов, а также с учетом ключевых вызовов современности, сформирована матрица сильных и слабых сторон Города Томска, предоставляющих новые возможности и указывающих на угрозы его развитию.
III. Стратегическая цель развития Города Томска. В третьей части сформулированы перспективное видение, стратегическая цель и приоритетные направления развития Города Томска.
IV. Стратегические направления развития Города Томска. В четвертой части представлено описание стратегических направлений развития Города Томска. Каждое направление имеет целевые векторы реализации, по которым сформированы комплексы задач и ожидаемые результаты, на достижение которых направлена Стратегия.
V. Механизм реализации Стратегии. В пятой части указан комплекс механизмов, обеспечивающих выполнение Стратегии.
VI. Мониторинг и оценка реализации Стратегии. В шестой части описано содержание мониторинга Стратегии и перечислены ключевые индикаторы реализации Стратегии
VII. Сценарные варианты Стратегии. В седьмой части приведены варианты долгосрочного социально-экономического развития Города Томска, определенные в зависимости от результатов эффективности управления изменениями и комплексного воздействия внешних и внутренних ключевых факторов на ход реализации Стратегии.
VIII. Система сбалансированных показателей Стратегии развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года). В заключительной части содержится перечень индикаторов целей и задач Стратегии, представляющий основу для ежегодного мониторинга Стратегии. Указанный перечень является также ориентиром при разработке иных документов стратегического и программно-целевого планирования.

1.4. Органы управления реализацией Стратегии

В состав органов управления реализацией Стратегии входят: Дума Города Томска, Мэр Города Томска и администрация Города Томска. Для решения отдельных задач реализации Стратегии органы управления реализацией Стратегии могут создавать рабочие группы.
Органы управления реализацией Стратегии выполняют следующие функции:
Дума Города Томска утверждает Стратегию и контролирует ее выполнение; рассматривает и утверждает изменения в Стратегию в случае необходимости.
Администрация Города Томска организует планирование и управление реализацией Стратегии в координации с Генеральным планом Города Томска, документами градостроительного планирования, отраслевыми стратегиями и программами развития, обеспечивает рамках имеющихся полномочий реализацию Стратегии и достижение ее целевых показателей.
Мэр Города Томска возглавляет процесс управления реализацией Стратегии, а также выполняет другие функции в рамках установленных полномочий в целях обеспечения реализации Стратегии.
Успешность Стратегии зависит от эффективного взаимодействия трех основных групп, постоянно присутствующих в городской системе:
а) городского сообщества, заинтересованного в создании качественной жизненной среды и развитии экономики;
б) бизнес-сектора, заинтересованного в создании комфортных условий для успешных коммерческих операций;
в) органов власти, заинтересованных в доверии городского сообщества к ее действиям по управлению Городом Томском и увеличении доходов городского бюджета.
В связи с этим органы управления реализацией Стратегии:
предпринимают действия по привлечению всех слоев городского сообщества к осуществлению мероприятий Стратегии;
обеспечивают доступность информации о ходе реализации Стратегии;
в целях привлечения дополнительных источников финансирования организуют участие Города Томска в федеральных программах, проектах и мероприятиях, а также программах, проектах и мероприятиях Томской области, направленных на решение задач, соответствующих задачам Стратегии.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ1.3. Структура СтратегииСтруктурно актуализированная Стратегия состоит из восьми частей:I. Вводная часть. В первой части содержатся

Слайд 6

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Рынок труда и

уровень жизни. Томск имеет емкий и сравнительно устойчивый рынок труда.

Довольно значительные сокращения числа рабочих мест на предприятиях в 2008-2010-х годах не сопровождались резким ростом безработицы и социальной напряженности. Уровень безработицы, достигнувший своего пика в 2009 году - 3,5 тысячи официально зарегистрированных безработных - в дальнейшем нивелирован, преобладающая доля горожан, потерявших работу, нашла себя в новой социально – экономической нише, получив дополнительное образование по востребованным на рынке труда специальностям. Число безработных граждан по состоянию на конец 2012 года составляло 1 456 человек, или 0,6 % от численности экономически активного населения Города Томска.
Всего в экономике Города Томска в 2012 году было занято 262,7 тысячи человек – на 19,2 тысячи больше, чем планировалось к 2020 году. При этом за 2006 – 2012 годы в структуре занятости населения Города Томска произошли определенные изменения.
Структура занятости населения Города Томска:
в 2005 году: в 2012 году:













В частности, доля занятых в промышленном производстве сократилась с 20% до 19%, в торговле – возросла с 17% до 20%. Значительно возросло число занятых в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставлением услуг – с 9% до 15%. В этом Город Томск следует общемировой тенденции, характерной для крупных городов, переходящих к постиндустриальной экономике.
Томск отличается высокими темпами развития малого предпринимательства на фоне большинства городов Сибири и России в целом. По состоянию на начало 2013 года в Городе Томске осуществляли деятельность 13 тысяч малых предприятий, на которых работало 77 тысяч человек. Более 17 тысяч человек являются индивидуальными предпринимателями и обеспечивают занятость 22,3 тысяч наемных работников.
Таким образом, доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Города Томска к 2013 году достигла 44,3% от общего числа экономически активного населения Города Томска, что на 5% выше планируемого к 2020 году значения данного показателя.
Однако, несмотря на относительно высокий уровень развития малого бизнеса, пока не происходит заметного смещения сферы его интересов из торгового сегмента в производственный сектор.

2.1. Интегральная оценка социально-экономической ситуации в Городе Томске

Демография. В 2006-2012 годы в городе сложилась сравнительно благоприятная демографическая ситуация. Стабильное превышение числа родившихся над количеством умерших обусловило естественный прирост населения. Ежегодный миграционный прирост населения в значительной степени был обеспечен устойчивым развитием научно - образовательного комплекса и высоким качеством предоставляемых томскими вузами образовательных услуг. Средняя продолжительность жизни горожан за 2006 – 2012 годы реализации Стратегии увеличилась с 66 лет в 2005 году до 68,5 лет в 2012 году, хотя этот показатель планировалось достичь только в 2015 году.
Таблица 1
Изменение численности и занятости городского населения в 2006-2012 годы
человек

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКАРынок труда и уровень жизни. Томск имеет емкий и сравнительно

Слайд 7

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Уровень жизни. Средняя

заработная плата всего работающего населения Города Томска в 2012 году

составила 20,8 тыс. руб. и в 3,2 раза превысила установленный прожиточный минимум.
На крупных и средних предприятиях Города Томска средняя заработная плата работников возросла в 2,9 раза и достигла 30,4 тыс. руб. Размер средней заработной  платы работников, занятых в сфере малого бизнеса, за 2006 – 2012 годы возрос в 2,2 раза – с 6 тыс. руб. до 13 тыс. руб., и до сих пор существенно (на 57%) уступает уровню оплаты труда на крупных и средних предприятиях Города Томска. Отношение средней заработной платы работников, занятых в малом бизнесе, к ее среднегородскому уровню в 2012 году составило 62,5%, что соответствует запланированному на 2012 год значению показателя.
Таблица 2 

Уровень оплаты труда работников в муниципальном образовании «Город Томск» в 2005-2012 годы

Экономический потенциал Города Томска. Экономический оборот томских организаций и предприятий за 2006 - 2012 годы возрос в 3,2 раза – со 134,2 млрд руб. в 2005 году до 419 млрд руб. в 2012 году. При этом около 60% его общего объема обеспечивают крупные и средние предприятия. Их оборот в 2012 году составил 252,8 млрд руб. и увеличился в сравнении с показателем 2005 года в 2,7 раза. Вместе с тем, растет вклад предприятий сферы малого предпринимательства в экономику Города Томска – за 2006 – 2012 годы их доля в общем экономическом обороте томских предприятий увеличилась с 29,4% до 39,7%.
Основу экономического потенциала Города Томска составляет промышленный сектор: за 2006 - 2012 годы объем промышленного производства на томских предприятиях возрос в 2 раза – с 36,9 млрд руб. до 76 млрд руб.
Другим мощным ресурсом городского развития является томский научно-образовательный комплекс, который включает 6 государственных университетов, 2 из которых имеют статус национальных исследовательских; 6 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и 7 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 76 иных субъектов научной деятельности. Объем финансирования томского научно-образовательного комплекса в 2012 году превысил 25 млрд руб.
Строительный комплекс Города Томска формируют более 2300 организаций. Объем выполняемых крупными и средними организациями строительных работ за 2006-2012 годы вырос в 2,3 раза – с 5,4 млрд руб. до 12,6 млрд руб., а ввод в эксплуатацию жилья увеличился на 54%. Строительная отрасль активно осваивает новые технологии и материалы: монолитно-каркасное домостроение, металлические конструкции, системы по санации зданий, утеплению фасадов, новые кровельные материалы и краски. В Городе Томске появились первые жилищные и социальные объекты с наивысшими классами энергосбережения и энергоэффективности.
В 2006-2012 годы реализован ряд крупных инвестиционных проектов в различных отраслях производственной и социальной сферы, в секторе торговли и услуг. Город Томск является одним из наиболее инвестиционно - привлекательных сибирских городов. За период с 2006 года объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,7 раза – с 12,9 млрд руб. до 34,4 млрд руб. С 2008 года реализуется крупнейший инвестиционный проект в Томской области – государственно-частное партнерство «Солнечная долина» по строительству жилого района на 1 млн кв. метров жилья. Его стоимость в ценах и по первоначальному проекту 2008 года составляет 54 млрд руб. В настоящее время проект расширяется и интегрируется с Томской особой экономической зоной технико-внедренческого типа, концепцией «ИНО Томск’2020».
В ценах 2004 года среднедушевой объем инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 50,3 тыс. руб. и на 6 тыс. руб. превысил плановое значение 2015 года. Однако, несмотря на положительную динамику инвестиций в 2006-2012 годы, темпы их роста уступают средним значениям по Российской Федерации в целом.
Таблица 3
Основные экономические показатели развития Города Томска в 2006-2012 годы


II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКАУровень жизни. Средняя заработная плата всего работающего населения Города Томска

Слайд 8

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Институт местного самоуправления

в России развивается в очень сложных условиях. Происходит «вымывание» финансовых

ресурсов из городов и регионов. В наименее выгодном положении при этом оказываются именно города-доноры, к которым относится и Город Томск.
Складывается ситуация, при которой у органов местного самоуправления остается все меньше финансовых рычагов влияния на социально-экономическое развитие городов, но сохраняются прежний объем полномочий и наибольшая ответственность перед населением за качество проводимой на территории городов социально-экономической политики.
Главные направления деятельности органов местного самоуправления, которые требуют принятия быстрых и качественных управленческих решений в Городе Томске, - это планирование социально-экономического развития, финансовое планирование, градопланировочные работы, развитие рынка жилищно-коммунальных услуг, содержание улично-дорожной сети, «борьба» с ветхим фондом, инвестиционная и инновационная политика.
Рейтинговые позиции Города Томска среди городов СФО. Среди 7 крупных административных центров Сибирского федерального округа Город Томск в 2012 году занимает место в тройке лидеров по уровню средней заработной платы на крупных и средних предприятиях, а также по ряду ключевых экономических показателей в расчете на 1 жителя, а именно: по объему инвестиций, стоимостному объему строительных работ и вводу в эксплуатацию жилья.
Первенство по указанным показателям принадлежит г. Красноярску и г. Иркутску.

Таблица 4

Согласно ежегодно составляемому журналом «Forbes» рейтингу 30 лучших городов для бизнеса в России, Город Томск по итогам 2012 года занял 4 место, улучшив за год свои позиции на 11 пунктов.
Однако, по показателям, характеризующим качество жизни, Город Томск пока находится на средних позициях среди крупнейших городов России.
Таблица 5

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКАИнститут местного самоуправления в России развивается в очень сложных условиях.

Слайд 9

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
2.2.Глобальные вызовы современности

Тренды

развития современных городов определяются не только исторической судьбой, экономическим профилем

или архитектурным обликом, но и способностью получать синергетический эффект от соединения местных устоев с веяниями глобализации и федеральными инициативами.
Наиболее значимым для городского развития внешним фактором сегодня является мировой процесс глобализации, вызывающий следующие изменения в экономике и социальной сфере городов:

1. Человек - главный ориентир мирового развития:
Ориентиры мирового развития смещаются с целей экономического роста на цели развития человека
На смену понятия человека, как «придатка к машине» приходит понятие человека, как определяющего фактора экономического роста
В новом понимании город - это прежде всего сообщество людей, обладающих уникальными человеческими и интеллектуальными качествами
Конкуренция городов превращается в конкуренцию за таланты

2. Новая самоидентификация городов в глобальном мире:
Глобализация требует нового осознания городами своего места в изменяющихся стране и мире
За переосмыслением своего места в современном мире следует переоценка стратегических приоритетов и целей развития
Конкуренция между городами за людей и инвестиции вышла за национальные рамки и стала глобальной
Важную роль играет брендирование и позиционирование города, обеспечивающие его узнаваемость

3. Город - среда для реализации индивидуальных стратегий горожан:
Новые ценности формируют запрос на новое качество городской среды и социальной инфраструктуры
В конкуренции городов на первый план выходят не размеры города и его географическое расположение, а такие критерии, как комфорт, безопасность, культурная среда
Ускоряется миграция населения в более благоприятные для проживания и работы города
Требуется усиление консолидации горожан в решении вопросов улучшения городской среды

4. Глобализация требует широкомасштабного внедрения инноваций:
После вступления России в ВТО больше возможностей имеют города, включенные в систему международной кооперации и торговли
Наиболее динамично развиваются города под брендом «Smart» (разумный), что означает широкое использование информационных технологий для увязки всех инфраструктурных подсистем (дороги, транспорт, энергетика, водоснабжение, связь) и тонкого управления ими в условиях меняющихся потребностей населения и бизнеса
Бизнес размещается в местах концентрации лучшего человеческого потенциала и передовых технологий

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики, повышения мобильности населения и сильной инерционности социально-демографических процессов обостряется глобальная конкуренция за обладание наиболее ценным современным ресурсом – человеческим.
В результате человек превращается в одну из ключевых целевых аудиторий, интересы и потребности которой должны учитываться при формировании пространственной политики городского развития.
Высокая конкуренция за человеческий капитал определяет повышенные требования к уровню жизни и качеству городской среды, которые должны в полной мере удовлетворять образовательные, научно-исследовательские, рекреационные, коммуникационные, информационные и другие потребности населения.
В связи с этим возрастает необходимость создания на городском уровне комфортной городской среды, обеспечивающей удобное проживание томичей и гостей Города Томска, современных условий для начала и ведения бизнеса, эффективной коммуникации в городском и глобальном информационном пространстве.
Необходимо учитывать, что в условиях повышения мобильности трудовых ресурсов население городов становится все более неоднородным. Различные группы населения, формирующие человеческий потенциал города, существенно различаются по уровню доходов, стилю жизни, предъявляют разные требования к организации городской среды, по-разному проявляют себя в общественной жизни.
В стратегической перспективе необходимо создать условия для развития потенциала различных групп населения, их бесконфликтного проживания, интеграции, взаимоподдержки, повышения общего квалификационного и культурного ценза для жителей Города Томска .
II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА2.2.Глобальные вызовы современностиТренды развития современных городов определяются не только исторической

Слайд 10

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
2.3. SWОT –

анализ Города Томска

II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА2.3. SWОT – анализ Города Томска

Слайд 11

III. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
В настоящее время глобальная конкурентоспособность

городов определяется исходя не только из возможности воспроизводить достаточно образованное

и здоровое население, но и из способности «удерживать» данное население на территории (т.е. предоставлять человеку возможность саморазвиваться, получать доступ к основным благам, жить в безопасности и т.д.).
Лицо Города Томска формирует уникальный ландшафт, сочетание столичной архитектуры конца XIX - начала XX века в каменном исполнении и русской северной архитектуры - деревянного зодчества. В то же время развитие Города Томска невозможно без нового строительства, использования передовых технологий. Стратегический вектор развития Города Томска должен наиболее эффективно и гармонично совмещать в себе разнонаправленные тенденции. Город Томск должен динамично развиваться, но бережно сохранять историю и традиции.
Качество городской среды определяется благоустроенностью и дизайном, экологией, доступностью и качеством услуг, инвестиционными возможностями, безопасностью, профессионализмом органов местного самоуправления, системой социальной защиты и др.
Город Томск обладает уникальным сочетанием факторов, которые могут обеспечить развитие в нем инновационной экономики - системного «сращивания» науки и производства, коммерциализации научных разработок.
Главный принцип Стратегии заключается в том, чтобы использовать имеющиеся у Города Томска преимущества в процессе создания гармоничной среды, в которой хочется жить и работать. Комфортный город - это главная гарантия удержания в нем талантливой молодежи и реализации присущего ей креатива.


Стратегическая цель развития Города Томска – устойчивое повышение качества жизни томичей через:
создание комфортных условий жизни в Городе Томске
создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса.
 

Миссия Города Томска:
 
Город Томск в России – ИННОВАЦИОННЫЙ ГОРОД
Город высокой концентрации не только отечественного, но и мирового интеллектуального потенциала.
Город передовой науки, способной конкурировать на мировом рынке за интеллект ученых и деньги инвесторов.
Центр подготовки элитных специалистов для высокотехнологичных предприятий.
Мировой центр экспорта образовательных услуг и притяжения талантливых молодых людей.
Центр инкубации новых технологий.
Город с высокой концентрацией малых и средних предприятий, производящих наукоемкую продукцию.
Центр притяжения стратегических инвесторов.
Фабрика инноваций и «Площадка для экспериментов» в промышленном производстве.
Источник молодых, хорошо подготовленных и амбициозных кадров.

Город Томск в Сибири – СИБИРСКИЕ АФИНЫ
Город высокой культуры.
Город больших возможностей для реализации любых творческих идей.
Обладатель и хранитель уникальной архитектурной среды, представленной образцами деревянного зодчества рубежа XIX-XX веков.

Город Томск в Томской области – БОЛЬШОЙ ГОРОД
Административная, экономическая, инфраструктурная, научно-образовательная и культурная столица Томской области.
Центр Томской агломерации.

Город Томск для томичей – ЛУЧШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ И РАБОТЫ
Благоустроенный город с доступным жильем.
Город с эффективной системой воспитания и образования детей.
Город профессиональных и творческих перспектив.
Экологичный и безопасный Город.
III. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКАВ настоящее время глобальная конкурентоспособность городов определяется исходя не только из возможности

Слайд 12

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Направление I
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАН
Направление III
РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Целевой

вектор 3.1 Благоприятные условия для деловой и социальной инициативы

Направление II
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Целевой вектор 2.1 Сбалансированное пространственное развитие и узнаваемый архитектурный облик


Целевой вектор 1.1 Гармоничное развитие личности



Целевой вектор 1.2 Укрепление здоровья и долголетие


Целевой вектор 1.3 Гражданственность и городской патриотизм

Целевой вектор 2.2 Качественная инфраструктура жизнеобеспечения

Целевой вектор 2.3 Доступное и комфортное жилье

Целевой вектор 2.4 Экологичная и безопасная среда жизнедеятельности

Целевой вектор 3.2
Экономическое развитие Города Томска как центра инновационной экономики

Целевой вектор 3.3
Повышение уровня жизни населения

Целевой вектор 3.4 Эффективное управление муниципальными ресурсами

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКАНаправление I ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГОРОЖАННаправление IIIРОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ

Слайд 13

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Ожидаемые результаты:

Высокий уровень гражданской

ответственности горожан, стремление к осуществлению местного самоуправления на принципах партнерства

и согласования интересов всех групп населения, бизнеса и власти


Патриотическое воспитание молодежи и ее вовлечение в решение общегородских вопросов, наличие условий для полноценной социализации и профессионального развития молодых горожан



Наличие системы общественного согласия, основанной на межконфессиональной и этносоциальной толерантности



Повышение уровня удовлетворенности горожан информационной открытостью органов местного самоуправления, внедрение механизмов «электронной демократии»

Формирование репутации Города Томска в России и зарубежных странах как:
- центра инновационных разработок и технологий;
- города возможностей для получения качественного образования мирового уровня;
уникального исторического города, сочетающего вековые традиции с современными трендами развития городов


Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые результаты:

Система образования, обеспечивающая раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей детей и молодежи, воспитание навыков саморазвития, способствующих достижению индивидуального успеха в последующей трудовой деятельности

Наличие условий и возможностей для личностного культурного и духовного роста горожан, реализации инициатив в культурно-досуговой сфере

Ключевые задачи:

Ожидаемые результаты:

Увеличение средней продолжительности жизни посредством распространения здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом


Снижение уровня заболеваемости населения за счет массовой своевременной профилактики здоровья всех возрастных групп горожан

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА Ожидаемые результаты:Высокий уровень гражданской ответственности горожан, стремление к осуществлению местного самоуправления

Слайд 14

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА
Ожидаемые результаты:

Современная инженерная инфраструктура,

обеспечивающая градостроительное развитие и бесперебойное предоставление населению Города Томска коммунальных

услуг в соответствии с установленными стандартами

Наличие улично-дорожной сети с качественным дорожным покрытием и освещением, обеспечивающая безопасность движения и рациональное распределение транспортных потоков

Развитая система общественного пассажирского транспорта, обеспечивающая доставку пассажиров по оптимальному маршруту в кратчайшие сроки


Ожидаемые результаты:

Повышение обеспеченности горожан жильем за счет разнообразия форм жилой застройки, отвечающей предпочтениям и платежеспособному спросу различных групп населения

Отсутствие аварийного и значительное сокращение ветхого жилищного фонда

Удовлетворяющее жителей состояние и содержание многоквартирных жилых домов



Ожидаемые результаты:

Эффективно функционирующая система озеленения городской территории, ее содержания и благоустройства

Современная система утилизации отходов, эффективная защита горожан от чрезвычайных ситуаций антропогенного, техногенного и естественного происхождения

Низкий уровень криминогенности, минимизация ущерба жизни, здоровью и собственности горожан, повышение их уверенности в защищенности своих личных и имущественных интересов


Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые результаты:

Новая градостроительная политика, обеспечивающая эффективное использование территориальных ресурсов и формирование рациональной планировочной структуры Города Томска, а также Томской агломерации, как единого социально-экономического пространства

Формирование уникального облика Города Томска, в котором гармонично сочетаются природный каркас и городская архитектура, что обеспечивает его привлекательность как для томичей, так и для гостей Города Томска

Сохранение расположенных в центральной части исторических кварталов, отличающихся своеобразием архитектуры, а также планировкой, ориентированной на пешеходную доступность

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА Ожидаемые результаты:Современная инженерная инфраструктура, обеспечивающая градостроительное развитие и бесперебойное предоставление населению

Слайд 15 Ожидаемые результаты:

Соответствующая мировым стандартам научно-образовательная инфраструктура, обеспечивающая привлекательные условия

для жизни и работы преподавателей и студентов

Увеличение вклада науки в

развитие экономики Города Томска, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере производства товаров и услуг, повышение конкурентоспособности производимого продукта

Модернизированные и высокопроизводительные основные фонды организаций, обеспечивающие производство инновационной продукции



Ожидаемые результаты:

Гибкий и сбалансированный рынок труда, гарантирующий эффективную занятость горожан и устойчивые темпы экономического роста

Среднедушевые доходы, обеспечивающие горожанам достаточный для полноценной жизни объем потребления материальных, культурных и духовных благ

Доступность и многообразие социальных услуг для малообеспеченных и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке


Ожидаемые результаты:

Оптимальный состав и структура муниципального имущества, обеспечивающие эффективную реализацию полномочий органов местного самоуправления

Прозрачный бюджетный процесс, основанный на прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии полномочиями органов местного самоуправления и приоритетами развития Города Томска

Удовлетворяющая жителей система управления Городом Томском, сочетающая координацию стратегических процессов с эффективным решением текущих задач на основе сотрудничества власти, бизнеса и общества.

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ключевые задачи:

Ожидаемые результаты:

Благоприятный инвестиционный климат для привлечения внутренних и внешних капиталовложений в экономику Города Томска

Комфортные условия для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг

Максимальная реализация предпринимательского потенциала жителей Города Томска, повышение вклада малого и среднего бизнеса в формирование конкурентной среды и обеспечение занятости горожан



IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА

Ожидаемые результаты:Соответствующая мировым стандартам научно-образовательная инфраструктура, обеспечивающая привлекательные условия для жизни и работы преподавателей и студентовУвеличение

Слайд 16Стратегия развития
Города Томска до 2020 года
(с прогнозом до

2030 года)
Генеральный план
Города Томска
Механизм реализации Стратегии
Планы по реализации Стратегии

на периоды:
2014 - 2016 годов (1 этап); 2017 - 2020 годов (2 этап); 2021 - 2030 годов (3 этап)

Муниципальные
и ведомственные программы

Инвестиционные проекты

Организационные мероприятия

Система мониторинга и механизм контроля реализации Стратегии



V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Документы территориального планирования

Участие в федеральных и областных программах и проектах

Реализация Стратегии обеспечивается комплексом механизмов, которые можно сгруппировать по сферам их регулирования:
















Основой организационного механизма реализации Стратегии будет выступать система программно-плановых документов по управлению развитием Города Томска, а также документы стратегического и программно-целевого планирования федерального и областного уровней, которые комплексно связаны со Стратегией.
Органы местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» организуют и обеспечивают в процессе муниципального управления развитием города взаимосвязь документов стратегического и программно-целевого планирования по следующей схеме:

Ежегодный
отчет Мэра
Города Томска

Сводный доклад об оценке эффективности деятельности администрации Города Томска

Годовой отчет о
результатах
реализации Стратегии

Оценка эффективности реализации муниципальных программ

Стратегия развития Города Томска до 2020 года (с прогнозом до 2030 года)Генеральный план Города ТомскаМеханизм реализации СтратегииПланы

Слайд 17среднедушевых доходов населения (тыс. руб.):

с до

средней обеспеченности населения жильем (кв. м на 1 человека): с до

обеспеченности потребности детей в возрасте
от 3 до 7 лет местами в детских садах, (%): с до

объема инвестиций в основной капитал
в расчете на душу населения (тыс. руб.): с до

численности постоянного городского населения (тысяч человек): с до

средней продолжительности жизни томичей (лет): с до



VI. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Система мониторинга и контроля является инструментом управления реализацией Стратегии и обеспечивает:
анализ динамики социально-экономических процессов, происходящих во внутренней и внешней среде
оценку эффективности проводимых мероприятий и степени достижения ожидаемых результатов
комплексный анализ степени удовлетворенности томичей качеством жизни, а бизнеса - условиями ведения предпринимательской деятельности в Городе Томске.
своевременную корректировку и актуализацию Стратегии в связи с полученными результатами, изменением внешних условий реализации Стратегии, восприятия мероприятий Стратегии населением, бизнес-сообществом, городскими и федеральными властями, экспертным сообществом.
Мониторинг включает не только сбор и анализ показателей официальной и ведомственной статистики, но и проведение регулярных социологических исследований.
Важной частью мониторинга является оценка бюджетной эффективности мероприятий Стратегии. По ее результатам должны приниматься решения об изменении объема и структуры бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию отдельных программ и проектов.
Условием объективности оценки реализации Стратегии является повышение уровня открытости и публичной подотчетности органов управления Стратегией, в том числе, путем размещения в сети «Интернет» результатов мониторинга достижения стратегических целей и оценок эффективности работы органов местного самоуправления.
По итогам мониторинга органами управления Стратегией принимаются решения по корректировке выполнения плановых мероприятий с целью повышения их эффективности с точки зрения достижения долгосрочных стратегических целей развития Города Томска.
Основой для ежегодного мониторинга реализации Стратегии является Система сбалансированных показателей Стратегии, состоящая из 61 показателя, 6 из которых являются индикаторами достижения стратегической цели и предусматривают увеличение до 2030 года:


2012 год 2030 год

14,5

100

83,7

68,5

140

565

21,8

36

30

76

60,8

737,8

среднедушевых доходов населения (тыс. руб.):

Слайд 18Перспективы реализации Стратегии напрямую зависят от:
степени использования и развития имеющегося

у Города Томска социально-экономического потенциала
развития имеющихся и создания новых конкурентных

преимуществ
интенсивности инновационных процессов в экономике и социальной сфере
динамики производительности труда и эффективности поддержки предпринимательства

В зависимости от качественного состояния этих факторов выделено два сценария социально-экономического развития Города Томска в долгосрочной перспективе: эволюционный и инновационный.



VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ

Перспективы реализации Стратегии напрямую зависят от:степени использования и развития имеющегося у Города Томска социально-экономического потенциаларазвития имеющихся и

Слайд 19

VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ

VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ

Слайд 20

VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИ
Таким образом, оба сценария предусматривают улучшение качества

жизни населения и условий для ведения в Городе Томске бизнеса.

В то же время, в рамках инновационного сценария предполагается ускоренное создание качественно новых характеристик городской среды.
Значения целевых показателей и индикаторов достижения стратегических целей сформированы в условиях инновационного сценария.
VII. СЦЕНАРНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРАТЕГИИТаким образом, оба сценария предусматривают улучшение качества жизни населения и условий для ведения в

Слайд 21
VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020

ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020 ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

Слайд 22
VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020

ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020 ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

Слайд 23
VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020

ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

VIII. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДО 2020 ГОДА (с прогнозом до 2030 года)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика