Слайд 1Структура научного познания
КСЕ
Iкурс
Слайд 2Структура научного познания
Уровни
научного
познания
Формы
научного
познания
Слайд 3Формы научного познания (раскрывают движение и развитие знания в ходе
изучения объекта)
Научные факты
Формулирование проблемы
Научная гипотеза
Теория и ее элементы: принципы и
законы
Слайд 4Научные факты – отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е.
его описание с помощью языка науки (обозначение, термины)
Их свойство –
достоверность (его экспериментальное воспроизведение)
Они составляют эмпирический, опытный фундамент науки
Слайд 5Проблема
«Знание о незнании», форма знания, когда обнаруженные факты не удается
объяснить существующими знаниями
Поиск, формулирование и решение проблем – основная черта
научной деятельности
Она отделяет одну науку от другой, задают характер научной деятельности
Слайд 6Гипотеза
Знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов
Она
носит вероятностный, а не достоверный характер, поэтому требует обоснования и
проверки на практике
Для выдвижения гипотезы необходимы интуиция и талант ученых
Слайд 7Теория
Главная задача теории – описать, систе-
матизировать и объяснить всё множество
эмпирических фактов
Система истинного, уже доказанного знания о сущности явлений, которая
всесторонне раскрывает структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей
Выполняет две функции – объяснение и предсказание, научное предвидение
Слайд 8Теория состоит из
Принципов
– общих и важных фундаментальных положениях
теории. Содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов
Закономерностей
–
устойчивых повторяющихся связей между предметами и явлениями (Закон – отражение объективных закономерностей в нашем сознании)
Слайд 9Гипотетико-дедуктивный метод построен на четырёх звеньях
Бесспорные факты (повторяющиеся и подтверждающиеся)
Гипотеза
(рабочая или первоначальная)
Гипотеза – снимает противоречие и позволяет предсказать получение
новых фактов.
При подтверждении она становится теорией
Теория - высшая форма научного знания, совокупность обобщенных положений, образующих какую либо науку или ее раздел
Слайд 10Методология
- учение о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности
Слово «методология» происходит от греческих слов «методос» (путь познания) –
метод и «логос» - учение, это означает учение о методах.
Слайд 11Метод – способ достижения какой-либо цели, включающий совокупность приемов практической
или теоретической деятельности.
Он вооружает человека наиболее рациональными способами проведения исследований,
оптимизируя его деятельность
Слайд 12Классификация методов
Всеобщие
(общефилософские)
– связывают
воедино все
стороны
процесса
познания
Общенаучные
–
применяемые
во всех
науках на разных
этапах
познавательной
деятельности (методы
теоретического
и эмпирического
уровней познания)
Частные
(специальные)
– специфические
для отдельных
разделов
и отраслей науки
Слайд 13Всеобщие методы
Метафизический (существовал в науке до конца 19 века) -
статический
Диалектический (господствует с 20 века по настоящее время) - эволюционный
Слайд 14Специальные методы
Метод в кольцевания птиц в зоологии
Метод рентгеноструктурного анализа в
кристаллографии
Метод балльной оценки учащихся в педагогике и др.
Слайд 15Общенаучные методы
Естественно-научное познание мира протекает на двух дополняющих друг друга
уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического уровня
познания, теоретического уровня познания и универсальные, действующие как на эмпирическом , так и на теоретическом уровнях.
Слайд 16Уровни научного познания
Эмпирический уровень (опыт) – накопление и описание разнообразных
фактов, наблюдаемых в природе
Теоретический уровень –(мысленное созерцание, умозрение) – объяснение
и обобщение накопленных фактов, созданием новых теорий и открытием новых законов. Создается научная картина мира.
Слайд 17Общенаучные эмпирические методы научного познания
Наблюдение - целенаправленный строгий
процесс восприятия предметов действительности, к. не должны быть изменены.
Описание –
фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения
Слайд 18Измерение – определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств
объекта исследования с помощью специальных технических устройств.
Эксперимент – это целенаправленное
и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных стон, связей и отношений.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от тех свойств , связей и отношений изучаемого объекта, к. представляются несущественными для данной теории. Результат – абстракции (точка, прямая, множество)
Идеализация – мысленное выделение важного для теории существенного свойства, стороны объекта и конструирование объекта, наделенного этим свойством. (абсолютно черное тело, идеальный газ, атом)
Слайд 19Формализация – использование математической символики вместо реальных объектов
Индукция – способ
рассуждения, в к. общий вывод строится на основе частных посылок
Дедукция
– способ рассуждения, при к. получение частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к частному.
Слайд 20Универсальные методы научного познания
Аналогия – прием познания, при к. на
основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве
и в других признаках (в основе лежит сравнение)
Моделирование – изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал.
Различают предметное, мысленное, знаковое, компьютерное моделирование.
Слайд 21Анализ – мысленное расчленение целостного предмета на составные части в
целях их всестороннего изучения
Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета
в единое целое, систему.
Классификация – метод научного познания, к. Позволяет объединить в один класс объекты, -максимально сходные друг с другом в существенные признаки (выражается в виде текстов, схем и таблиц)
Обобщение – прием мышления, в результате к. устанавливаются общие свойства и признаки объектов
Слайд 22Художник
Карл Шпицвег «Искусство и наука».