Разделы презентаций


Своеобразие творческого пути М.Ю. Лермонтова - Основные темы и мотивы лирики

Содержание

Своеобразие творческого пути поэтаЛирическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России исторический период. Это было время правительственной реакции, наступившей после разгрома декабристов.Поэзия Лермонтова была выражением идейной жизни 30-х годов. «По

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Михаил Юрьевич Лермонтов
Своеобразие творческого пути поэта.
Основные темы и мотивы лирики.

Михаил Юрьевич  ЛермонтовСвоеобразие творческого пути поэта.Основные темы и мотивы лирики.

Слайд 2 Своеобразие творческого пути поэта
Лирическое мышление Лермонтова формировалось в сложный

для России исторический период. Это было время правительственной реакции, наступившей

после разгрома декабристов.
Поэзия Лермонтова была выражением идейной жизни 30-х годов.
«По этому признаку, - говорил Белинский,- мы узнаём в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
Своеобразие творческого пути поэтаЛирическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России исторический период. Это было время

Слайд 3 Периодизация творчества
Период ученичества

(1828-1832гг)

Период становления поэта, обретение собственного «я»

(1833-1836гг.)

Период зрелой лирики
(1837 – 1841гг.)
Периодизация творчества Период ученичества        (1828-1832гг)Период становления поэта, обретение собственного

Слайд 4 Ранняя лирика поэта
Ранний Лермонтов – романтик. Его юношеская лирика-это

поэтический дневник человека, углублённого в познание самого себя, противопоставляющего свою

личность обществу, окружающей его действительности. В лирических раздумьях Лермонтов пытается выяснить свои силы, стремления. Герой этих стихотворений- борец за свободу, человек великих страстей и исканий.
Ранняя лирика поэтаРанний Лермонтов – романтик. Его юношеская лирика-это поэтический дневник человека, углублённого в познание самого

Слайд 5Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как

тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать

(«1831 – го июня 11 дня»)
И загорелся страшный бой;
И знамя вольности как дух
Идёт пред гордою толпой.
«Париж, 30 июля 1830г»
Мне нужно действовать, я каждый деньБессмертным сделать бы желал, как теньВеликого героя, и понятьЯ не могу, что

Слайд 6Лирика второго периода (1833-1836)
Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра

эмоционального настроя лирических произведений.
Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия

и чувств лирического героя.
Лирика носит романтический характер, хотя видны реалистические элементы в отдельных произведениях.
Лирика второго периода  (1833-1836)Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений.Поэт стремится уйти

Слайд 7Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум

избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без

страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
Я жить хочу! Хочу печалиЛюбви и счастию назло;Они мой ум избаловалиИ слишком сгладили чело.Пора, пора насмешкам светаПрогнать

Слайд 8Период зрелой лирики (1837-1841)
Время высшего расцвета творчества Лермонтова.
Поэтические образы приобретают поэтическую

обобщённость.
Уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность.
Поиски решения нравственных

вопросов о судьбах народа, нации, человечества.

Период зрелой лирики (1837-1841)Время высшего расцвета творчества Лермонтова.Поэтические образы приобретают поэтическую обобщённость.Уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь

Слайд 9Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Слайд 10Тема одиночества
Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил её как глубоко

личную трагедию, испытывая неудовлетворённость собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но

при всём этом в стихах нет безнадёжности и равнодуший к жизни.
Тема одиночестваТема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил её как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость собой, судьбой, политической

Слайд 11«Утёс»(1841), «На севере диком…»(1841), «Листок» (1841)
В этих стихах мотив одиночества

выражается или в неразделённой любви или в непрочности человеческих связей.

Ночевала

тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.


На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

«Утёс»(1841), «На севере диком…»(1841), «Листок» (1841)В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделённой любви или в

Слайд 12«И скучно и грустно…» (1840)
И скучно и

грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят- все лучшие годы!
Любить…но кого же? На время – не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа. И радость, и муки, и всё там ничтожно.
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка, И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка…


Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний: «что пользы напрасно и вечно желать?..»

«И скучно и грустно…» (1840)   И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту

Слайд 13«Как часто пёстрою толпою окружён…»(1840)
Как часто, пёстрою толпою окружён,
Когда передо

мной, как будто бы сквозь сон,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают

образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…

Герою скучно на балу среди «пёстрой толпы», «дикого шёпота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этому бездушному царству масок.

«Как часто пёстрою толпою окружён…»(1840)Как часто, пёстрою толпою окружён,Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,При диком

Слайд 14
Выхожу один я на дорогу; /Сквозь туман кремнистый путь блестит;

/ Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, / И звезда с

звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно! / Спит земля в сиянье голубом…/ Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?

«Выхожу один я на дорогу…» (1841)


Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед Вселенной. Отчётливо звучат мотивы одинокого странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаянья.

Выхожу один я на дорогу; /Сквозь туман кремнистый путь блестит; / Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, /

Слайд 15Баллада «Воздушный корабль» (1840)
Поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный

образ романтического героя, трагедия которого в том, что он не

находит себе места в мире людей. Наполеон противопоставлен всему миру (ему нет покоя даже после смерти). Воздушный корабль в стихотворении – яркий символ одиночества.
Баллада «Воздушный корабль» (1840)Поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный образ романтического героя, трагедия которого в том,

Слайд 16Тема исторического прошлого родины
«Поле Бородина»
«Бородино»

Отклик на события 1812г. Тема исторического

прошлого и судьба поколения 30-х годов. Перед нами как бы

диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.
Тема исторического прошлого родины«Поле Бородина»«Бородино»Отклик на события 1812г. Тема исторического прошлого и судьба поколения 30-х годов. Перед

Слайд 17Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой,


Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия,


Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;

Тема родины.

Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.

Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого

Слайд 18Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи

тень;
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок

спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Это стихотворение воспринимается как своеобразное завещание поэта. «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». Эта любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт пытался собрать всё, что ему дорого в родной стране: «чету белеющих берёз», «пляску с топаньем и свистом». Он откликается душой на всё, что его окружает в народной жизни.

Просёлочным путём люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая ночи тень;Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни

Слайд 19«Прощай, немытая Россия…»(1841),
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы,

мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь

от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
«Прощай, немытая Россия…»(1841),  Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Быть

Слайд 20Пейзажная лирика
Люблю я цепи синих гор,
Когда, как

южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает

из-за них луна,
Царица лучших дум певца
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится, будто царь земной.


Пейзажная лирика Люблю я цепи синих гор,  Когда, как южный метеор,  Ярка без света и

Слайд 21Тема назначения поэта и судьбы его творчества
Твой стих,

как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей

благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

«Смерть поэта» (1837) «Кинжал» (1837) «Поэт» ( 1838) «Пророк»(1841) «Журналист, Читатель и Писатель» (1841)

Тема назначения поэта и  судьбы его творчества  Твой стих, как божий дух, носился над толпой

Слайд 22«1831-го июня 11 дня»
Для Лермонтова творчество – «всёсжигающий костёр», он

называет «страшной» «жажду песнопений», т.к. видит разъединение людей и не

верит, что будет услышан. Он говорит, что душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно её открыть.
«1831-го июня 11 дня»Для Лермонтова творчество – «всёсжигающий костёр», он называет «страшной» «жажду песнопений», т.к. видит разъединение

Слайд 23«Поэт» (1838)
Поэт сравнивается с кинжалом: он твёрд и несгибаем в

служении своим идеалам. Лермонтов мечтает, чтобы «стих, как божий дух,

носился над толпой/И отзыв мыслей благородных,/Звучал, как колокол на башне вечевой/Во дни торжеств и бед народных»
«Поэт» (1838)Поэт сравнивается с кинжалом: он твёрд и несгибаем в служении своим идеалам. Лермонтов мечтает, чтобы «стих,

Слайд 24«Пророк» (1841)
Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца

творческого пути создаёт облик народного поэта-пророка, патриота, воспламенеяющего людей на

борьбу за свои человеческие права и свободу. В условиях деспотического произвола он посвящает свою лиру обличению социальной пассивности. Поэт-пророк видит то, что не может увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признаётся толпой. Пророк, гонимый и презираемый толпой, уходит в пустыню, остаётся в одиночестве, но он знает счастье.
«Пророк» (1841)Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца творческого пути создаёт облик народного поэта-пророка, патриота,

Слайд 25«Смерть поэта» (1837)
Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина. Лермонтов бросает

вызов и упрёк обществу, т.к. считает, что «восстал он против

мнений света». Он убеждён, что поэт обречён на одиночество, но не может его вынести, а когда бросается в чуждый ему мир, гибнет.
«Смерть поэта» (1837)Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина. Лермонтов бросает вызов и упрёк обществу, т.к. считает, что

Слайд 26Тема судьбы молодого поколения
Стихотворение «Дума» (1838).
Главная тема –

общественное поведение человека.
Призыв к нравственному обновлению, к пробуждению от

духовной спячки.
Тема судьбы молодого поколенияСтихотворение  «Дума» (1838).Главная тема –  общественное поведение человека. Призыв к нравственному обновлению,

Слайд 27Тема любви, дружбы
Мне грустно, потому что я

тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Тема любви, дружбы   Мне грустно, потому что я тебя люблю,   И знаю: молодость

Слайд 28Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы

твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда

порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
1841.

Для поэта любовь – прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.

Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ

Слайд 29Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу

вздыхателей немых.
И стан её не стан богини,
И грудь волною не

встаёт,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признаёт.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан её не стан богини,И

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика