Слайд 1ТЕМА 2
МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА
КОМПАНИИ КАК СИСТЕМА ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Слайд 2МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА
Маркетинговая среда организации - активные субъекты и факторы,
влияющие на
маркетинговые возможности и решения
Посредники
Контактные аудитории
Слайд 7ВАРИАНТЫ КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ
КУЛЬТУРА
территори-альная
среды обитания
возрастная
профессио-нальная
имущественная
гендерная
религиозных конфессий
политических партий
времяпрепро-вождения
общности жизненного пути
государственная
этническая
Слайд 10ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Слайд 11ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Циклы Дж. Китчина (2-4 года)
Причина – запаздывание информации, которая
влияет на принятие фирмами решений об изменении загрузки производственных мощностей
Циклы
К. Жюгляра (7-12 лет)
Причина - колебания в объемах инвестиций в основной капитал
Циклы С. Кузнеца (18-25 лет)
Причина – масштабные инвестиции в строительство в связи с ростом иммиграции и увеличением рождаемости, вызванным увеличением ВНП или товарной массы
Циклы Н.Д. Кондратьева (50-60 лет)
Причина – радикальные изменения в технологической базе общественного производства
Слайд 12ЦИКЛЫ КОНДРАТЬЕВА, КУЗНЕЦА И КИТЧИНА
Слайд 13ЦИКЛЫ КОНДРАТЬЕВА, КУЗНЕЦА И КИТЧИНА
Слайд 15ТЕХНОЛОГИИ И ЦИКЛЫ КОНДРАТЬЕВА
1-й цикл - с 1779 до 1841-43
гг. (фаза роста - до 1814 г.; снижение - с
1814 до 1841-43 гг.). Текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля
2-й цикл - с 1844-51 до 1890-96 гг. (фаза роста - до 1870-75 гг.; снижение - с 1870-75 до 1891-96 гг.). Угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель
3-й цикл - с 1891-96 до 1929-33 гг. (фаза роста - до 1914 г., снижение - до 1929 г.) Тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей.
Слайд 19КЛИМАТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Средние температуры
воздуха в январе
Слайд 20КЛИМАТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Минимальные температуры воздуха в апреле
Слайд 23СТОИМОСТЬ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ (ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ)
Слайд 25СТОИМОСТЬ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ (БЕНЗИН)
Слайд 26СТОИМОСТЬ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Слайд 27ДОЛЯ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПИТАНИЕ
Слайд 28СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА
Слайд 29СТАВКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СТРАНАХ МИРА
Слайд 34ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (КЛИЕНТОВ)
Слайд 35СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
Слайд 36ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Зависимость потребности от получаемой полезности:
чем больше
потребление некоторого блага, тем меньше приращение его полезности для потребителя,
получаемой от единичного приращения его потребления.
Закон возвышения потребностей:
каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне.
Закон взаимного страхования поколений:
каждое поколение первоначально удовлетворяет свои потребности за счёт старшего (родительского) поколения; это происходит до определённого момента, когда новое поколение само начинает отдавать долги старшему и берет на обеспечение следующее новое поколение.
Слайд 37ЗАВИСИМОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОТ ВОЗРАСТА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Слайд 38РАЦИОНАЛЬНЫЙ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС
СПРОС
Рациональный
Иррациональный
Эффект присоединения к большинству
Обусловленный внешними воздействиями
на полезность товара
Эффект сноба
Спекулятивный
Эффект Веблена
Импульсивный
Эффект Джиффена
Слайд 39КЛАССИФИКАЦИЯ СПРОСА
СПРОС
Негативный
Отсутствующий
Потенциальный
Полноценный
Чрезмерный
ПО ИСТОЧНИКАМ ФОРМИРОВАНИЯ
Формирующийся
Сложившийся
Нерегулярный
Отложенный
Панический
ПО СОСТОЯНИЮ
РЫНКА
ПО ЧИСЛУ ОБЪЕКТОВ СПРОСА
Макроспрос
Микроспрос
Слайд 40ЗАКОН СПРОСА
Для большинства массовых товаров
Для престижных товаров
Слайд 41ПАРАДОКС ВЕБЛЕНА (ЭФФЕКТ БОГАТСТВА)
Увеличение спроса на товар престижного потребления в
силу того, что он имеет более высокую по сравнению со
своими аналогами цену, с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство.
Термин «демонстративное потребление» (престижное, показное, статусное потребление) был введён экономистом и социологом Торстейном Вебленом в его книге «Теория праздного класса» для описания особенностей поведения нуворишей — класса, выделившегося в XIX веке в результате аккумулирования капитала во время промышленной революции.
Торстейн Веблен
Слайд 42ПАРАДОКС ДЖИФФЕНА (ЭФФЕКТ БЕДНОСТИ)
Рост спроса на какой-либо конкретный товар при
увеличении цены на этот товар и снижение спроса при уменьшении
цены.
Роберт Джиффен
Этот явление впервые было описано в XIX веке, когда население Ирландии ответило на рост цен на картофель увеличением спроса на него. Эффект Джиффена распространяется на товары первой необходимости, которые называются товарами Джиффена.
В неблагоприятных экономических условиях люди скупают такие товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, а также сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, отказываются от мяса и фруктов, чтобы приобретать больше хлеба и макарон.
Слайд 43ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Q1 - Q2
Q1 +
Q2
P1 - P2
P1 + P2
:
Э =
P1 - исходное
значение параметра
P2 - новое значение
Q1 – исходная величина спроса
Q2 – новая величина спроса
Слайд 44ЗАВИСИМОСТЬ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА
ОТ УРОВНЯ
ДОХОДА
Слайд 45ЗАВИСИМОСТЬ СТРУКТУРЫ СПРОСА ОТ УРОВНЯ ДОХОДА
Закон Энгеля:
чем
выше уровень дохода семьи, тем больше доля непродовольственных товаров и
меньше доля продовольствия в общем объёме потребления.
Закон Швабе:
с ростом доходов семьи ее расходы на жильё растут абсолютно, но снижаются относительно.
Закон Парето:
20% покупателей обеспечивают около 80% всего товарооборота фирмы.
Закон Шердена:
20% (наиболее выгодных) покупателей приносят 80% прибыли фирмы, 50% которой теряется при обслуживании 30% (наименее выгодных) клиентов.
Слайд 46ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:
ЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ, СТИЛЬ ЖИЗНИ,
ТИП ЛИЧНОСТИ, МОТИВАЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ОБУЧЕНИЕ (ЗАПОМИНАНИЕ), ОТНОШЕНИЕ
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:
КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ, РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ, СЕМЬЯ,
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Слайд 47ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ И СТИЛЬ
ЖИЗНИ,
ТИП ЛИЧНОСТИ,
МОТИВАЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ, ОТНОШЕНИЕ
Слайд 48КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ VALS (VALUE AND LIFESTYLE)
Слайд 49ПСИХОТИПЫ VALS, ОСНОВАННЫЕ НА СТРЕМЛЕНИИ К ДОСТИЖЕНИЯМ
Мыслители (Thinkers)
Обычно этим людям
свойственна зрелость суждений, спокойствие, умение держать себя в руках. Для
них особую ценность представляют знания, логика, порядок, ответственность. Эти люди не ограничиваются высшим образованием, а стремятся к знаниям всю жизнь, обычно они знают о последних мировых событиях и тенденциях. В процессе выбора товара постараются найти наибольшее количество информации, чтобы принять обоснованное и взвешенное решение. Уровень дохода не оказывает значительное влияние на выбор, однако мыслители предпочтут потратить время и найти наилучшее соотношение цена-качество, для них важна как функциональность модели, так и ее стоимость.
Эти люди открыты новым явлениям и веяниям, они относительно лояльны к существующим общественным институтам и нормам морали.
Последователи (Believers)
Эти люди более консервативны, чем мыслители. Они предпочитают следовать устоявшимся нормам поведения. Этим людям важно соблюдать установленные правила, часто они активно транслируют традиционные ценности и придерживаются устоев. Их интересы лежат в семейной сфере, а также в сфере интересов тех социальных объединений, к которым они принадлежат.
Их поведение как потребителей очень предсказуемо, они предпочитают проверенные марки и известные бренды, редко пробуя новинки рынка. Они легко поддерживают местных производителей, и часто демонстрируют высокую потребительскую лояльность/
Слайд 50ПСИХОТИПЫ VALS, ОСНОВАННЫЕ НА СТРЕМЛЕНИИ К ИДЕАЛАМ
Добивающиеся (Achievers)
Эти люди целеориентирован,
у них есть собственный свод правил, которым они неотступно следуют.
Их приоритетами являются карьерный рост, успех в обществе и создание семьи. Карьера, статус и семья – три слона на которых базируется данный психотип.
Такие личности предпочтают стабильность, предсказуемость, размеренность жизни, они уважают авторитет и часто имеют консервативные политические взгляды.
В покупках они активны, часто стремятся удовлетворить сразу несколько своих желаний. Для них важно внешнее выражение успеха, поэтому они предпочитают создавать свой имидж при помощи престижных товаров. У них достаточно насыщенная жизнь, поэтому, чтобы выдерживать темп, они нуждаются в товарах, позволяющих экономить время.
Старающиеся (Strivers)
Для этих людей важно не отстать от моды и быть «всегда в тренде». Часто они ограничены в финансах, поэтому они считают деньги измерителем успеха. Часто подражают людям с более высоким достатком
Эти люди активные потребители, для них это способ самоутверждения и поднятия самооценки. Импульсивность в покупках вещей, демонстрирующих статус обладателя, и стесненность в средствах приводят к экономии на товарах, не являющихся доказательством социального статуса.
Слайд 51ПСИХОТИПЫ VALS, ОСНОВАННЫЕ НА СТРЕМЛЕНИИ К САМОВЫРАЖЕНИЮ
Экспериментаторы (Experiencers).
Обычно это молодые
люди, легко увлекающиеся, но и быстро теряющие интерес. Они в
поиске разнообразия и новых впечатлений. Активны, склонны к риску, общительны.
Экспериментаторы активно тратят свои доходы на развлечения, социальную активность, модные товары, путешествия.
Творцы (Makers)
Люди этого психотипа практичны и последовательны, они заинтересованы в постоянном улучшении своей жизни, накоплении материальных благ. Эти люди творческие и самодостаточные, в сферу их интересов попадают семья, физический отдых, работа.
Эти люди не слишком любят новые идеи, уважительно относятся к власти, но не переносят вмешательства в частную жизнь. Предпочитают практичные товары, не стремятся к роскоши.
Слайд 52ПСИХОТИПЫ VALS ВНЕ ГРУПП МОТИВАЦИИ
Инноваторы (Innovators)
Эти люди успешны, у них
высокая уверенность в себе, большое количество ресурсов. Они могут проявлять
черты всех трех групп мотиваций. Они не боятся нового, являются активными потребителями, обладают хорошим вкусом.
Имидж для них является выражением личностных качеств, а не свидетельством статуса. Они ценят положительный опыт, но всегда стремятся к развитию.
Выживающие (Survivors)
Эти люди напротив, имеют мало ресурсов. Они не чувствуют себя комфортно, предпочитают однонаправленный стиль жизни. Для них очень важна безопасность. Они ориентируются на потребности, а не желания и не проявляют признаков ни одной из трех мотиваций.
Ориентируются на низкую цену и доверяют известным брендам, что снижает вероятность неверного выбора.
Слайд 53КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ «ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
ЛИЧНОСТИ» (КОМПАНИЯ WORKLINE RESEARCH)
Слайд 54КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКОГО ИНДЕКСА ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП (R-TGI -
RUSSIAN TARGET GROUP INDEX)
Новаторы (Innovator) - обладают прогрессивными взлядами, современным мышлением, высокой потребительской и покупательской активностью, они хотят и могут покупать новые продукты, товары и услуги, как правило делают это раньше других.
Благополучные (Successful) - тип близкий к "новаторам", но более разумно и серьезно относящийся к финансовым вопросам. Можно сказать, что "благополучные" - это повзрослевшие "новаторы", довольные своим положением, достигнутым благополучием и достаточно высоким уровнем жизни.
Оптимисты (Optimist) - энергичные, легкие в общении, стремятся произвести впечатление веселого, удачливого человека.
Рассудительные (Reasonable) - люди, которым надо во всем разобраться, все взвесить, прежде чем принять решение, они осторожны в финансовых вопросах, склонны скорее экономить, чем импульсивно тратить деньги; хотят быть уверены, что купленный товар стоит тех денег, которые за него платят; склонны покупать менее дорогие, а также российские товары, лояльны к выбранной марке.
Ориентированные на фирменные, качественные товары (High quality, Brand-name oriented) - главное для них при выборе товара - его качество, при этом они знают, что товары известных фирм отличаются высоким качеством и стоят дороже, готовы переплатить, но купить товар известной фирмы.
Слайд 55КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКОГО ИНДЕКСА ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП (R-TGI -
RUSSIAN TARGET GROUP INDEX)
Западник (West oriented) - ориентирован на западный образ жизни, престижные магазины, импортные, фирменные товары, западную музыку.
Молодой (Young) - к этому типу принадлежат активные, общительные люди, которые проявляют живой интерес ко всему новому, необычному, веселые, часто безрассудные.
Фаталист (Fatalist) - пассивно относится к своему положению, своей судьбе, болезненно воспринимает критику и замечания в свой адрес, нередко негативно относится к происходящим переменам, консервативен, присуще повышенное состояние тревожности.
Мужской (Masculine) - отражает не принадлежность к мужскому полу - женщины также могут относиться к этому типу, если они обладают сильными патриархальными взглядами на роль мужчины в обществе, традиционно «мужскими» интересами и предпочтениями (более лояльны к алкоголю, интересуются техникой, поддерживают привилегии мужчины в обществе).
Не вписавшиеся в рыночные условия - аутсайдеры ( Not accustomed to market economy) - те, кто не нашел свое место при изменившихся обстоятельствах, они не принимают перемен, так как не видят возможности улучшения своего положения в будущем, пассивны, имеют низкий уровень жизни, ориентированы на дешевые товары, покупку только самого необходимого.
Слайд 56ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Типы личности по темпераменту
Типы личности по степени открытости
к коммуникации
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Экстраверт
Интраверт
Амбаверт
Слайд 57ПОЧЕМУ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ПОКУПКИ?
(ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ)
Исполнение своей роли
Развлечение
Снятие стресса
Изучение новых тенденций
Физическая активность
Сенсорная стимуляция
Слайд 58ПОЧЕМУ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ПОКУПКИ?
(СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ)
Социальный опыт за пределами дома
Общение
«по интересам»
Общение с представителями
эталонной группы
Статус и авторитет
Удовольствие от
возможности поторговаться
Слайд 59ПОТРЕБНОСТИ В ПИРАМИДЕ А. МАСЛОУ
Слайд 60МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГЕРЦБЕРГА В МАРКЕТИНГЕ
Слайд 61ТЕОРИЯ УОТСОНА (S-R ТЕОРИЯ)
Поведение потребителя — лишь реакция
на внешние стимулы, поэтому необходимо направлять на потребителя максимальный поток
рекламных стимулов.
Реакцией на это будет потребление тех товаров, которые более широко и интенсивно рекламируются.
Слайд 62ТЕОРИЯ СКИНЕРА
Если последствия избранного человеком поведения
благоприятны (неблагоприятны) для человека,
то
вероятность его повторения в будущем усиливается
(ослабляется).
Использование теории в маркетинге:
товарное подкрепление с покупкой (товар куплен и
понравился);
товарное подкрепление без покупки (бесплатные
образцы во время проведения компаний по
продвижению);
нетоварное подкрепление (небольшие подарки,
сувениры, скидки постоянным клиентам и т. п.).
Слайд 63РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ВРЕМЕНИ ВОСПРИЯТИЯ ТОВАРА - НОВИНКИ
Слайд 64ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ
Дифференциальный порог чувствительности
Правила восприятия
зрительных стимулов
Эффект неокруглённых значений
Голографический эффект
Эффект интерференции
Эффект несоответствующего намека
Слайд 65ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Дифференциальный порог чувствительности – минимальное изменение в интенсивности
раздражителя, которое приводит к изменению ощущений
Для зрения — 1/100
Для
слуха — 1/10
Для осязания — 1/30
Для ценовой скидки — 15 %
Для характеристик конкурирующих товаров — 20 %
Слайд 66ПРАВИЛА ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ
Оптимальное соотношение сторон визуального рекламного сообщения близко
к 1,618
Идеальное расположение стимулов сообщения:
левое поле сообщения - для образов
и эмоций,
правое поле - для логической информации
Сканирование изображения глазом
происходит слева направо и сверху вниз
Закон Пипера - порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает один угловой градус
Закон Эммерта - видимая величина зрительного ощущения, остающегося сразу после прекращения действия раздражителя, прямо зависит от отдаленности от экрана, на который этот образ проецируется
Слайд 67ПРОЧИЕ ЭФФЕКТЫ, ВЛИЯЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ
Голографический эффект - расширение марочного названия
на другие товары, выпускаемые предприятием
Эффект интерференции - возникновение у человека
неверной ассоциации в силу схожести названий марок товаров
Эффект несоответствующего намека – использование неблагозвучных или имеющих двойной смысл слов (словосочетаний) для наименования товаров
Слайд 68ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Эффект позиции
в серии
Эффект «первых трёх»
Эффект интерференции
Эффект Ресторфа
Эффект Зейгарник
Эффект Йоста
Эффект
Рибо
Слайд 69ЭФФЕКТ ПОЗИЦИИ В СЕРИИ
Наиболее легко запоминается информация в начале
и в конце блока информации, например, рекламы. Для «средней» позиции
рекламы требуется большее количество репетиций.
Слайд 70ЭФФЕКТ «ПЕРВЫХ ТРЁХ»
Вышедшая первой на рынок торговая марка в своей
товарной категории лидирует в течении первых трех лет
Слайд 71ПРОАКТИВНАЯ И РЕТРОАКТИВНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
Ретроактивная интерференция: новый материал, представленный после того
как старый материал был выучен, мешает воспроизведению старого материала.
Проактивная
интерференция: материал, изученный ранее нового материала, мешает изучению нового материала.
Практическая значимость эффекта интерференции в маркетинге: реклама конкурирующих марок, а также других продуктов, предлагаемых одним производителем, могут тормозить способность потребителей помнить информацию о марках. Эффекты интерференции возникают только относительно незнакомых марок.
Слайд 72ЭФФЕКТ РЕСТОРФА
Уникальная вещь в серии относительно однородных вещей вспоминается намного
легче, потому что эффекты проактивной и ретроактивной интерференции минимизированы.
Практическое
значение эффекта Ресторфа: одна из главных целей рекламиста состоит в том, чтобы сделать хорошо заметной рекламу для потребителей с помощью таких стимулирующих инструментов как: новизна, контраст, цвет, сюрприз, движение и размер.
Слайд 73ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
Информация из задачи, которая была прервана, воспроизводится лучше, чем
из задачи, которая была завершена.
Практическое значение эффекта Зейгарник:
высокая эффективность использования
для рекламирования товаров многосерийных сериалов
Слайд 74ЭФФЕКТ ЙОСТА
При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации старая
информация забывается медленнее и при доучивании требует
меньшего числа повторений
Практическое
значение эффекта Йоста:
использование ретро-брендов
Слайд 75ЭФФЕКТ РИБО
Потеря памяти подвержена закономерности: сначала забываются недавние события, затем
более давние события и т.д., вплоть до инстинктивной памяти. Восстановление
памяти происходит в обратной последовательности.
Практическое значение эффекта Рибо: вложения в формирование бренда могут давать отдачу и через десятки лет.
Слайд 76КОМПЕНСАТОРНЫЕ МОДЕЛИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТОВАРУ
Модель с идеальной точкой
— отношение потребителя к товару;
— относительная важность для потребителя
i-го атрибута товара;
— оценка потребителем i-го атрибута товара;
— «идеальное» значение i-го атрибута с точки зрения потребителя.
Слайд 77ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ
С ИДЕАЛЬНОЙ ТОЧКОЙ
Слайд 78ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, РЕФЕРЕНТНЫЕ
ГРУППЫ, СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Слайд 79 ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Экономические
(профессия, доход, благосостояние)
Аспекты
взаимодействия
(личный престиж, круг общения, общественные связи)
Политические
(власть, классовое сознание, мобильность)
Слайд 81РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИИ
Слайд 82ВИДЫ И ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ
РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
ВИДЫ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ
РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
Членская группа
Группа устремления
Нежелательная группа
Информацион-ное
Нормативное
Идентификаци-онное
Слайд 83ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Разведенные
люди среднего
возраста
без детей
Разведенные
молодые люди
без детей
Супруги
среднего
возраста
без детей
Моло-дые
Холос-тяки
и неза-
мужние
Молодожены
без детей
Молодожены
с детьми
Супруги
среднего
возраста
с детьми
Супруги среднего
возраста, не
имеющие на
своем попечении
детей, так как те
живут отдельно
Пожилые
супруги
Пожилые
одиночки
Разведенные
молодые
люди
с детьми
Разведенные
люди
среднего
возраста с детьми
Разведенные
люди среднего
возраста,
не имеющие
на своем
попечении детей
Обычное развитие
Обратное развитие
Традиционное развитие
семьи
Слайд 84ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
1) Холостая жизнь - молодые одинокие люди,
живущие
отдельно от родителей.
2) Новобрачные - молодые, детей нет.
3) Семья с
детьми, младшему ребенку меньше 6 лет,
один из супругов не работает.
4) Семья с детьми, младшему ребенку 6 и более лет,
оба супруга работают.
5) Пожилые супруги, живущие с детьми.
6) Пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи
работает.
7) Пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи
на пенсии.
8) Вдовец (вдова) работает.
9) Вдовец (вдова) на пенсии.
Слайд 85 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В РАМКАХ СЕМЬИ
Слайд 86РОЛИ В ПОВЕДЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Роль инициатора
Роль фактора
Роль
покупателя
Роль пользователя
Слайд 88ВЗАИМОСВЯЗЬ МАРКЕТИНГА
И КОНКУРЕНЦИИ
Создание конкурентного преимущества
Активизация маркетинговой деятельности
Конкурентная ситуация на
рынке
Усиление конкуренции
Слайд 89Развитие Internet и электронной коммерции
Растущая глобализация отрасли
Изменения долгосрочных экономических тенденций
отрасли
Изменения в составе потребителей, появление новых способов использования товаров (услуг)
Внедрение
новых товаров (услуг)
Развитие технологий
Маркетинговые инновации
Уход (приход) с (на) рынок крупных компаний
Рост (снижение) спроса на персонализированные или стандартные товары (услуги)
Изменения в законодательстве и государственной политике
Изменение общественных ценностей и образа жизни
Снижение неопределенности и риска для бизнеса
ВАЖНЕЙШИЕ
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 90МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ КОНКУРЕНТНЫХ СИТУАЦИЙ НА РЫНКЕ
Слайд 91ВИДЫ КОНКУРЕНТОВ ПО КРИТЕРИЮ
ТОВАР / ПОТРЕБИТЕЛЬ
Слайд 92ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОВ
Слайд 93ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОВ
Слайд 94ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОВ
Слайд 95ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОВ
Слайд 96ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОВ
Слайд 97Конкурентное преимущество — те характеристики и свойства товара или марки,
а также специфичные формы организации бизнеса, которые обеспечивают предприятию определенное
превосходство над своими конкурентами.
Конкурентоспособность компании – наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность товара – способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров.
Рыночная сила компании – ее способность заставить рынок принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
Слайд 98Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве (лидерстве) предприятия в издержках
производства и управления.
Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах
товара, которые образуют ценность для покупателя с точки зрения уровня качества, дизайна, особых характеристик и т.п.
Компетенция организации — это межфункциональная интеграция и координация способностей организации.
Способности организации - это умение корпорации эффективно использовать свои материальные и нематериальные ресурсы.
Ключевые компетенции — это то, что корпорация может делать особенно хорошо.
Отличительные компетенции - ключевые компетенции компании, лучшие, чем у конкурентов.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Слайд 99ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
ВНУТРЕННЕЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
(минимизация себестоимости)
ВНЕШНЕЕ КОНКУРЕНТНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
(максимизация полезности)
Внедрение маркетингового системного, процессного и программно-целевого подходов к
управлению
Оптимизация, документирование и автоматизация внутренних бизнес-процессов
Анализ и прогнозирование спроса
Мониторинг и анализ ожиданий и предпочтений потребителей
Мониторинг и анализ степени удовлетворенности потребителей
Формирование спроса и стимулирование сбыта
Оптимизация организационной структуры управления
Контроллинг, система внутреннего контроля
Программы повышения лояльности потребителей
Оптимизация управления запасами
Оптимизация взаимоотношений
с поставщиками и дистрибьюторами
Оптимизация HR
Управление жизненным циклом товара
Брендинг
Услуги
Слайд 100КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НЕКОТОРЫХ КОМПАНИЙ
Слайд 101Продолжительность жизни отличительных компетенций - скорость, с которой базовые ресурсы,
способности или ключевые компетенции компании обесцениваются или устаревают.
Возможность имитации
отличительных компетенций - степень сложности для конкурентов копирования базовых ресурсов, способностей или ключевых компетенций компании.
Прозрачность отличительной компетенции - степень сложности для конкурентов отыскания зависимости между ресурсами и способностями, обеспечивающими успешность стратегии фирмы.
Воспроизводимость отличительной компетенции - степень сложности для конкурентов использования дублированных ресурсов и способностей так, чтобы повторить успех другой фирмы.
ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
Слайд 103ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭФФЕКТА «КРИВОЙ ОПЫТА»
Эффект обучения
Специализация
Совершенствование производственного
процесса
Эффект масштаба
Организационные усовершенствования
Инновации
Сокращенные расходы на фонды
Сокращенные расходы на вводимые ресурсы
Слайд 104
«Новая конкуренция – конкуренция между тем, что компании добавляют к
производимому продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультации покупателей, финансирования,
организации доставки, складирования и других значительных конкурентных преимуществ»
(Т. Левитт)
РОЛЬ ВНЕШНЕГО КОНУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 105МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ
М.ПОРТЕРА
КОМПАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛИ
СУЩЕСТВУЮЩИЕ КОНКУРЕНТЫ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
ТОВАРЫ-ЗАМЕНИТЕЛИ
ПОСТАВЩИКИ
КОНКУРЕНТНЫЕ СИЛЫ
Слайд 107ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗИРУЕМАЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОСТАВЩИКОВ/ПОСРЕДНИКОВ
Является ли данное предприятие вашим постоянным
поставщиком?
Заключались ли с данным поставщиком ныне действующие или уже потерявшие
силу
договоры о сотрудничестве?
Известен ли поставщик, а также поставляемая им продукция?
Удовлетворяет ли поставщик официальным требованиям?
Способен ли поставщик удовлетворить требования по уровню качества, предъявляемые к
нему и к поставляемой им продукции?
В состоянии ли поставщик подготовить и поставить требуемую продукцию (например, в
отношении технических требований к продуктам)?
Способен ли поставщик удовлетворить требования по срокам поставки?
Достаточен ли уровень квалификации персонала поставщика?
Положительная ли информация о кредитоспособности поставщика?
Осуществляет ли поставщик хранение продукции, предлагает ли транспортные услуги,
может ли он варьировать различными условиями поставок?
Каков контингент основных заказчиков поставщика?
Не ориентирован ли бизнес поставщика на небольшой круг основных заказчиков?
Соответствует ли миссия и политика бизнеса поставщика целям вашего предприятия?
Располагает ли поставщик необходимыми для его эффективной деятельности
помещениями, ресурсами, распределительными складами и запасами?
Располагает ли поставщик необходимым производственным оборудованием?
Располагает ли поставщик требуемыми мощностями?
Слайд 108ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗИРУЕМАЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОСТАВЩИКОВ/ПОСРЕДНИКОВ (продолжение)
Эффективна ли система управления производством
у поставщика?
Ведутся ли на должном уровне логистические операции поставщика?
Не связаны
ли с выбором данного поставщика различные обстоятельства (родственные связи и взятки)?
Какова репутация поставщика на рынке?
Кто на предприятии-поставщике входит в число руководителей?
Какую долю во всем объеме производства поставщика занимает продукция, закупаемая вашим предприятием?
Каковы планы поставщика по расширению или изменению видов деятельности?
Каковы размеры рынка или территории сбыта поставщика в настоящее время?
Сколько и каких видов продукции поставщик реализует на рынке в настоящее время?
Существует ли у вас с поставщиком конфликт интересов и в чем он состоит?
Изменит ли поставщик ассортимент своей продукции, чтобы приспособиться к требуемой номенклатуре вашей продукции?
Каким должен быть объем реализованной продукции, чтобы вызвать интерес у вас и у поставщика?
Какими складскими помещениями располагает поставщик, какие методы учета запасов он использует, осуществляется ли охрана и страхование хранящейся продукции?
Какими информационными системами и коммуникационным оборудованием располагает поставщик и совместимы ли они с вашими?
Кто входит в число постоянных клиентов поставщика, каковы их возможности?
Может ли поставщик помочь вам в изучении рынка?
Какую рекламную деятельность ведет поставщик по своей продукции?
Слайд 109ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПОСТАВЩИКА/ПОСРЕДНИКА
Опыт работы
Качество поставляемой продукции
Качество обслуживания потребителей
Надежность
поставок, в том числе соблюдение графика поставок
Возможности и способности удовлетворять требованиям потребителей
Географическое расположение поставщика
Финансовая
стабильность и финансовые условия (например, возможность предоставления
ценовых скидок)
Конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции
Соответствие поставок логистической стратегии предприятия
Уровень затрат на доставку и хранение поставляемой продукции (близость к подразделениям
предприятия, исключение промежуточного складирования)
Возможность длительного партнерства в бизнесе
Степень заинтересованности (объем заказов подобного рода, отраслевая специализация)
Цена поставляемой продукции
Готовность к поставке
Гибкость поставки
Информационная готовность
Имидж поставщика
Отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой
информации
Упаковка продукции
Сопутствующие услуги в виде инструкций
Возможность возврата некондиционной продукции.
Слайд 110ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗИРУЕМАЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Финансовое положение и кредитная история транспортного
предприятия (анализируется с помощью годовых отчетов и коммерческих рекомендаций);
условия перевозки
грузов
Состояние транспортных средств
Безопасность перевозок и наличие соответствующих письменных инструкций
Степень компетенции менеджеров и контролеров по обеспечению безопасности перевозок и дорожного движения, а также уровень их полномочий
Сохранность данных, особенно при передаче сведений заказчику о предстоящей перевозке груза
Статистические данные и показатели перевозчика по хищениям и повреждениям перевозимых им грузов
Степень подготовленности менеджеров
Уровень текучести кадров предприятия
Процедуры набора персонала (ведется ли работа с претендентами на занятие вакантных должностей, запрашиваются ли характеристики с предыдущего места работы)
Общее состояние дисциплины, отношение к нарушениям
Наличие у транспортного предприятия стандартов обслуживания потребителя, сертификата соответствия международному стандарту ИСО 9001, а также программ качества обслуживания.
Место, занимаемое в рейтинге перевозчиков
Перечень предоставляемых услуг
Соблюдение графика доставки
Стоимость обслуживания (транспортных услуг)
Возможность совместной перевозки различных видов продукции
Слайд 112ВНУТРЕННЯЯ МИКРОСРЕДА
Организационная культура
Организационная структура
Слайд 115 СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Слайд 116
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ
Слайд 117
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ
Слайд 118
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ
Слайд 119
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ
Слайд 120ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГА СОВМЕСТНО С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
КОМПАНИИ
Слайд 121ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАРКЕТИНГА СОВМЕСТНО С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
КОМПАНИИ
Слайд 122 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МАРКЕТОЛОГОВ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (1)
Слайд 123 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МАРКЕТОЛОГОВ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (2)
Слайд 124 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МАРКЕТОЛОГОВ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (3)
Слайд 125ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТОРАХ МАРКЕТИНОВОЙ СРЕДЫ
Слайд 126ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ
В SWOT-АНАЛИЗЕ
Слайд 127 SWOT–МАТРИЦА: ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ (СИТУАЦИИ)
Слайд 128 SWOT–МАТРИЦА: РАНЖИРОВАНИЕ СОЧЕТАНИЙ