Слайд 2Индивид – человек как биологическое существо, представитель вида Homo Sapiens
и носитель определенного генетического кода.
Слайд 3Личность («личина» - маска, социальный образ) –
1)Человек как биологическое
и социальное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями и волей.
2)Активный
субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.
3)Человек, способный управлять своим поведением и психическим развитием, со сформированной иерархией мотивов.
Слайд 4Индивидуальность – неповторимое и уникальное сочетание психологических особенностей.
Слайд 5Социализация – процесс становления личности
Стадии:
-Адаптация. От рождения до подросткового возраста.
Ребенок приспосабливается к социальной среде, подражает старшим, но восприятие социального
опыта неизбирательно и некритично.
-Индивидуализация. У молодого человека формируется собственное отношение к социальным нормам. Избирательность, критичность. Возникает потребность проявить свои возможности, быть отличным от других. (До 22-25 лет).
-Интеграция. Желание найти свое место в обществе, получить желаемый социальный статус. «Все как у людей».
-Трудовая стадия пересекается со стадией интеграции. (Зрелый возраст).
-Послетрудовая стадия. Пожилой возраст. Вершина развития мудрости и накопления опыта, передача его новым поколениям.
Слайд 6Структура личности в деятельностной теории
1.Индивидуально-типологические свойства:
-биопсихические (пол, возраст, задатки, темперамент);
Почему?
-психологические (характер, способности, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы). Каким образом?
2.Направленность
личности (потребности, мотивы, цели, желания, установки, интересы, убеждения, мировоззрение). Для чего?
3.Жизненный опыт (знания, умения, навыки, привычки, индивидуальный стиль деятельности).
Слайд 8Темперамент – это генетически предопределенное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности,
индивидуальный тип и ритм психической деятельности, связанные с типами НС.
Слайд 9-Универсален и проявляется во всех сферах деятельности.
-Проявляется в раннем детстве.
-Наследуется.
-Устойчив
в течение жизни.
-Существенно влияет на формирование характера и поведение.
-Является физиологической
основой характера.
Слайд 10Взаимосвязь с типом НС
(И.П. Павлов):
-Сила НС – высокая работоспособность,
инициатива, выносливость, сдержанность/повышенная утомляемость, боязливость, внушаемость, плаксивость.
-Уравновешенность НС – устойчивость
настроения, терпение/раздражительность, нетерпеливость, нарушение сна.
-Подвижность нервных процессов – быстрота привыкания к новой ситуации, быстрота мысли, реакции, речи и моторики.
Слайд 11-Холерик – безудержный – сильный – неуравновешенный – подвижный.
-Сангвиник –
живой – сильный – уравновешенный – подвижный.
-Флегматик – спокойный –
сильный – уравновешенный – инертный.
-Меланхолик – слабый – неуравновешенный – подвижный/инертный.
Слайд 12Сферы проявления темперамента:
-Двигательная сфера – темп, быстрота, общее количество движений.
-Общая
активность – интенсивность и объем взаимодействия с физическим и социальным
миром.
-Эмоциональность – сила и выраженность эмоций.
Слайд 13Свойства темперамента:
-Сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила воздействия необходима
для возникновения реакции, и какова скорость этой реакции.
-Реактивность – степень
непроизвольности реакции на воздействие (критическое замечание, обидное слово).
-Активность – насколько интенсивно человек воздействует на мир, преодолевает препятствия (настойчивость, целенаправленность).
-Пластичность и ригидность – насколько легко и гибко человек приспосабливается к среде или насколько инертно и негибко его поведение.
-Темп реакции – скорость реакций, речи, жестов, быстрота ума.
-Экстраверсия и интроверсия – от чего преимущественно зависит реакция. Если от внешних впечатлений в данный момент – экстраверт, если от мыслей и представлений, связанных с внутренним миром, с прошлым или будущим – интроверт.
Слайд 14Типы темперамента:
-Холерик – преобладает возбуждение над торможением, реагирует очень быстро,
часто необдуманно, не успевает сдержаться, нетерпеливый, резкий, вспыльчивый. Цикличность в
смене активность (работает с полной отдачей, но недолго).
-Сангвиник – быстро и обдуманно реагирует, жизнерадостный, стрессоустойчивый, изменчивость и поверхностность чувств, отношений и интересов, хорошая адаптация к новым условиям, общительность, оптимизм.
-Флегматик – медленный, молчаливый, внешне малоэмоционален, высокая работоспособность, не умеет быстро реагировать в неожиданной ситуации, не любит менять привычки, уклад жизни и круг общения, спокойный со стабильным ровным настроением.
-Меланхолик – повышенная чувствительность, низкая стрессоустойчивость, высокая работоспособность и общительность в спокойной и доброжелательной обстановке, быстро устает, настроение изменчиво, ранимый, обидчивый, часто грустит и неуверен в себе, деликатный и тонко чувствует людей и мир вокруг.
Слайд 15Учёт темперамента в деятельности:
Слайд 20Характер – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей человека, которые определяют типичные
способы поведения (с греческого «печать», «чеканка»).
Слайд 21Черты характера:
-Эмоциональные (жизнерадостность, впечатлительность).
-Волевые (решительность, выдержка, дисциплинированность).
-Интеллектуальные (сообразительность, находчивость, любознательность).
Слайд 22- По отношению к другим (общительность, чуткость, отзывчивость, уважительность, грубость,
замкнутость).
-По отношению к себе (чувство собственного достоинства, гордость, скромность, наглость,
обидчивость, эгоизм).
-По отношению к делу (трудолюбие, ответственность, пассивность).
-По отношению к вещам (аккуратность, щедрость, небрежность, скупость).
Слайд 23Акцентуации характера
Это крайний вариант нормы, усиление и преувеличенное развитие одних
черт характера в ущерб другим, что приводит к однотипным реакциям,
поведению и конфликтам.
Слайд 24Типы акцентуаций характера:
-Гипертимический тип. Постоянно повышенный фон настроения, жажда деятельности,
высокая активность, предприимчивость, самостоятельность, стремление к лидерству, рискам, отсутствует самокритичность.
Слайд 26-Дистимический тип. Постоянно сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни,
замкнутость.
Слайд 27-Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Слайд 29-Эмотивный тип. Чрезмерная чувствительность и впечатлительность, глубокие переживания, ранимость.
Слайд 30-Демонстративный тип. Выраженное стремление быть в центре внимания.
Слайд 32-Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, раздражительность, угрюмость, занудливость, льстивость и услужливость,
конфликтность.
Слайд 34-Застревающий тип. «Застревание» на мыслях, переживаниях, помнит обиды, конфликтен, несговорчив.
Слайд 35-Педантичный тип. Формализм, излишняя аккуратность.
Слайд 37-Тревожный тип. Склонность к страхам, повышенная робость, пугливость, тревожность, неуверенность,
опасения за себя и близких.
Слайд 39-Экзальтированный тип. Большой диапазон эмоциональных состояний, легко приходят в восторг
и полное отчаяние, очень переменчивое настроение, яркие эмоции.
Слайд 40Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые выражают готовность к овладению
определенными видами деятельности, легкость и быстрота обучения, успешное осуществление деятельности.
Слайд 41Виды способностей:
-Элементарные и сложные (элементарные – успешность в одном виде
деятельности).
-Частные и общие (частные – специфические уникальные способности).
Слайд 42-Элементарные/частные – музыкальный слух, двигательная память.
-Сложные/частные – профессиональные способности (комплексные
и в одном виде деятельности). Художественные.
-Сложные/общие – успешность в целой
сфере или направлении деятельности (способность к лидерству, к творчеству).
-Общие/элементарные (особенности восприятия, мышления, интеллекта, моторики и т.д.).
Слайд 43
-Теоретические и практические.
-Учебные.
-Творческие.
-Коммуникативные.
-Предметно-деятельностные.
Слайд 44По уровню сформированности:
-Задатки – природная основа способностей.
-Склонности – ранний, первый
признак зарождения способностей.
-Одаренность – благоприятное сочетание задатков для определенной деятельности
(учебной, спортивной, творческой).
-Способности.
-Талант – комплекс высокоразвитых способностей, возможность выдающихся достижений в определенной деятельности.
-Гениальность – высшая степень развития таланта, разработка новых отраслей науки, искусства, практической деятельности.
Слайд 45«Я» («Я-концепция», «Образ Я», самосознание) – образ себя, теория себя,
компонент личности, который содержит образы и представления о своих качествах
в настоящем и будущем, сложившиеся в результате самонаблюдения и самооценки.
-Я-реальное.
-Я-идеальное.
Слайд 46Я-концепция как целостное представление о себе состоит из компонентов:
-Познавательный –
представление о себе (Кто я? Какой я) – знание себя.
-Поведенческий
– отношение к себе.
-Эмоциональный – оценивание себя.
Слайд 47Самооценка = УД (уровень достижений ) / УП (уровень притязаний)
Слайд 48Психологические защиты личности – механизмы, часто бессознательные, которые служат устранению
или сведению к минимуму негативных, травмирующих переживаний, связанными с внутренними
и внешними конфликтами, состоянием тревоги или дискомфорта.
Слайд 49Психологические защиты личности
- Отрицание – нежелание признавать факты.
- Вытеснение (проявляется
в оговорках, ошибочных действиях, шутках).
- Проекция.
- Регрессия – переход
на более простой уровень функционирования (уход от неприятного, уход от ответственности, уход в болезнь).
Слайд 50Психологические защиты личности
- Обесценивание (ирония). Человек низко оценивающий себя, принижает
людей и мир вокруг.
- Защитное фантазирование.
- Перенесенная агрессия (на других,
на свое тело).
- Механизм разрядки (громкий смех как выражение тревоги, страха, напряжения, усталости).
- Замыкание в себе.
- Сублимация.
Слайд 51Психологические защиты личности
- Идентификация с агрессором – подвергаясь агрессии, человек
защищает себя и свою самооценку, отождествляя себя с агрессором. Создается
иллюзия, что он также силён, и может его не бояться (дочь выговаривает кукле как мать; мальчик, которого обижают в школе, во дворе копирует своих обидчиков; подчиненный ведет себя как агрессивный начальник т.д.).
- Самоограничение – отказ от деятельности в ситуации, когда происходит снижении самооценки в результате того, что собственные достижения менее значимы по сравнению с достижениями других. Выбирается роль наблюдателя, который ничего не делает, а значит его результаты не будут сравниваться с другими.
- Изоляция – отделение травмы (капсулирование), нарушение целостности личности (отделение когнитивного аспекта от эмоций, и вытеснение эмоционального компонента травмы).
Слайд 52Психологические защиты личности
- Интеллектуализация – интерпретация событий с использованием абстрактных
научных терминов. Отделение аффекта от интеллекта.
-Конверсия – перевод вытесненного в
физические проявления (психосоматика, навязчивые состояния, мытье рук как аналог морального загрязнения).
- Интроекция – присвоение установок, чувств другого человека без критического осмысления (говорит не от себя, а от лица группы).
Слайд 53Психологические защиты личности
- Поворот против себя (обратное чувство – злюсь
на себя, что меня обманули).
- Аннулирование. Магическое уничтожение (постучать
по дереву).
- Разрушительность – разрушение внешнего мира с целью избавиться от негативных переживаний.
- Конформизм – стирание различий между собой и социумом. Человек перестает быть собой, становится общепринятым или таким, каким его хотят видеть.
Слайд 54Деятельность
Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в котором он
достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате потребностей и мотивов.
Слайд 55Структура деятельности:
-Мотив – то, что побуждает к деятельности.
-Цель – то,
на что направлена деятельность.
-Действия – элемент деятельности, направленный на достижение
промежуточных целей.
Слайд 56Виды деятельности:
-Трудовая – процесс активного изменения объектов природной, материальной, духовной
жизни общества в целях удовлетворения потребностей и создания ценностей.
-Учебная –
процесс усвоения ЗУН, опыта.
-Игра – процесс, в котором закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей, овладение общественным опытом, а также всестороннее развитие.
-Общение.
Слайд 57Ведущая деятельность (в результате которой формируются и развиваются психические новообразования
на каждой из стадий развития):
-Младенчество – непосредственное эмоциональное общение со
взрослым.
-Раннее детство – предметно-манипулятивная.
-Дошкольное детство – игра.
-Младший школьный возраст – учебная.
-Подростковый возраст – общение.
-Юность – учебно-профессиональная.
-Зрелость – труд.
Слайд 58Направленность личности – система устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов, склонностей,
убеждений, мировоззрения, то есть свойств, определяющих поведение.
Слайд 59Уровень притязаний – стремление к достижению цели той степени сложности,
на которую человек считает себя способным.
Для разных людей одно и
то же достижение может быть успехом и неудачей. После успеха уровень притязаний повышается, после неудачи – снижается.
Слайд 60Потребность – нужда, побуждение к деятельности.
Слайд 62Мотивационная сфера личности.
Мотив – побуждение к совершению действий, порожденное потребностями.
Мотивы:
-Внутренние
и внешние.
-Отрицательный и положительный.
-Избегание неудач (заниженные либо слишком завышенные цели)
и Достижение (средние по трудности цели или слегка завышенные).