Слайд 1Тема беседы-тренинга: «Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ».
Цель: повысить информированность учеников
о трудностях, которые могут возникнуть на разных этапах ЕГЭ, стратегии
их преодоления.
Слайд 2Упражнение «Расшифровка»
Цель упражнения: снижение общей тревоги перед обсуждением темы.
Инструкция:
«Перед вами 3 буквы -ЕГЭ.
Они могут иметь хорошо известную
нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что – то совсем другое.
Давайте попробуем расшифровать каждую букву по – своему».
Слайд 3Психологическая готовность к ЕГЭ рассматривается как сформированность трех компонентов:
личностный
(умение справиться с тревогой),
познавательный (способность к самоорганизации)
процессуальный (знания
о процедуре проведения ЕГЭ).
Данные компоненты обеспечивают успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.
Слайд 4Схема «Группы трудностей».
Группы трудностей
Когнитивные
Личностные
Процессуальные
Слайд 5Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации,
со спецификой работы с тестовыми заданиями.
Работа с тестовыми заданиями:
тестирование предполагает формирование особых навыков:
- умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных,
- умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Стратегия деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять.
Выбор стратегии деятельности должен быть индивидуальным, наиболее эффективный для каждого.
Слайд 6факторы:
уровень притязаний (неумение адекватно оценивать свои возможности);
особенности планирования
и распределения времени
(для того чтобы справится с
заданиями ЕГЭ необходимо рационально распределить имеющейся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания).
Слайд 7Личностные трудности – это затруднения обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации
экзамена, его субъективные реакции и состояния.
Высокий уровень тревоги. Безусловно стрессовой
является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу предмета или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться.
Отсутствие полной и четкой информации о процедуре ЕГЭ. ЕГЭ – это нечто новое не только в опыте учеников, но и в опыте окружающих его людей. В данной ситуации дефицит информации о процедуре ЕГЭ не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.
Отсутствие поддержки. Все чужое – взрослые, дети и помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на заданиях.
Личностное самоопределение – это принятие учащимся решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым.
Слайд 8Ступени самоопределения при сдаче ЕГЭ:
Формулирование индивидуальной цели сдачи экзамена;
Использование индивидуальной
стратегии деятельности на экзамене;
Выбор из предложенных вариантов ответа.
Слайд 9Упражнение «Дыхательная релаксация»
Инструкция:
Наиболее простой способ – это дыхание на
счет.
Примите удобную позу, закройте глаза (можно не закрывать) и
сосредоточьтесь на дыхании.
На четыре счета делается вдох, на четыре счета выдох.
Время: 5 минут.
Слайд 10Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой
сдачи Единого государственного экзамена. Как уже говорилось выше, эта процедура
имеет инновационный, непривычный для вас характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура ЕГЭ предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для вас. Может возникнуть страх ошибиться при заполнении.
Трудности, связанные с ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки.
В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также повышает тревогу у вас.
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. ЕГЭ дает право оспаривать полученный результат.
Слайд 11Упражнение «Я знаю»
Цель: знакомство с правами на Едином государственном экзамене.
Инструкция:
Подумайте и скажите какими правами и обязанностями вы обладаете во
время сдаче ЕГЭ и после.
Время – 5 минут
Слайд 12Не зря говорят:
«Предупрежден, значит вооружен»
Я желаю вам продуктивной
подготовки и удачи на экзамене!