Слайд 1Долхонова Валентина Владимировна,
учитель математики
МБОУ «Еланцынская СОШ»
2016 г.
Решение текстовых задач
при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Слайд 2«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию
на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь
подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»
Д. Пойа
Слайд 3Одним из важных вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования
у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. В процессе
обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Задачи являются эффективным и незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики.
Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. С задачи учащиеся знакомятся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, для решения вопросов, которые возникают в жизни человека.
Слайд 4Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности учащихся. Наблюдается
активизация их мыслительной работы, формируется умение проводить исследование. При правильной
организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач и закрепление на практике приобретённых умений и навыков.
Текстовые задачи входят в ОГЭ и ЕГЭ, поэтому, данная тема имеет важнейшее значение в обучении математике.
Слайд 5 Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в
этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи,
которые вполне решаются стандартно.
В обучении составлению уравнений оказывается весьма полезным такие упражнения:
Записать в виде математического выражения:
х на 5 больше у;
х в 5 раз больше у;
z на 8 меньше, чем х;
частное от деления а на в в 1,5 раза больше в;
п меньше х в 3,5 раза;
квадрат суммы х и у равен 7;
х составляет 60% от у;
м больше п на 15%.
Слайд 6Классификация текстовых задач
Задачи на движение.
Задачи на работу.
Задачи
на смеси и сплавы.
Задачи на проценты.
Задачи на прогрессии.
Слайд 7Подходы к решению текстовых задач
Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования
таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице
будут иметь разные названия.
Слайд 8 Все задачи решаются по формуле S =Vt.
В качестве переменной x
удобно выбрать скорость,
тогда задача точно решится.
Уравнения составляются по одновременным событиям.
Замечания:
если время события задано, то удобнее составлять уравнение на путь;
если уравнений меньше, чем неизвестных, то нужно ввести в систему искомую величину.
Задачи на движение
Слайд 9Задача
Из А в В выехали одновременно два автомобиля. Первый проехал
весь путь с постоянной скоростью. Второй проехал первую половину пути
со скоростью, меньшей скорости первого на 14 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 105 км/ч. Прибыли в В одновременно. Скорость первого - ? Если известно, что она больше 50 км/ч. Ответ в км/ч.
Слайд 11Задачи на работу
А = рt, из этой формулы легко найти
р (производительность) или t.
Если объем работы не важен и нет
никаких данных, позволяющих его найти – работу принимаем за единицу.
Если трудятся два рабочих (два экскаватора и т.д.) – их производительности складываются.
В качестве переменной удобно взять производительность.
Слайд 12Задача
Заказ на деталей первый рабочий выполняет на час быстрее,
чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если
известно, что первый за час делает на деталь больше?
Слайд 14Задачи на концентрацию
PA% = CA 100%
Слайд 15C1V1 + C2V2 = CV – основное уравнение
V1 + V2
= V – дополнительное уравнение
Слайд 16Задача
При смешивании 10% раствора с 5% раствором получено 5 кг
6% раствора. Сколько каждого раствора было взято?
Слайд 17
10х + 25х – 5х = 30
5х = 5
Х =
1
5 – х = 5 – 1 = 4
Ответ: х
= 4
Решение
Слайд 18Задача
Имеется два сплава. Первый сплав содержит никеля 10%, второй 30%
— никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой
200 кг, содержащий никеля 25%. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Слайд 19Решение
Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y.
В результате получили сплав массой х+у=200.
+
=
10% от х
30% от у
25% от
200
х+у = 200
0,1х + 0,3у = 0.25*200
Ответ: 100
Слайд 20Задачи на проценты
Если величина а изменяется на х%, то ее
новое значение
Слайд 21Задача
В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а
во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В
результате они стали стоить на дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?
Слайд 23Задачи на прогрессии
Арифметическая прогрессия:
Геометрическая прогрессия:
Бесконечно убывающая:
Слайд 24Задача
Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 13, а
их произведение 27. Вычислите сумму первых пяти членов этой прогрессии.